Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. В викторине могут принять учащиеся 4-11 классов. Каждый класс сидит за отдельным столом и пишет свой ответ на заранее выданных карточках с номерами вопросов-тестов. Жюри оценивает ответы и в конце фильма называет победителей и призёров игры.
Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом.
| № п/п | Вопросы для учащихся |
| 1 | Чему был посвящён Манифест Александра I
от 25 декабря 1812 г.? а) началу войны с Наполеоном б) окончанию войны с Наполеоном в) Бородинской битве |
| 2 | Кого Александр I назначил
главнокомандующим армией после Барклая-де-Толли: а) Ермолова б) Багратиона в) Кутузова |
| 3 | Где родился Наполеон: а) на острове Эльба б) на острове Корсика в) на острове Сардиния |
| 4 | Какой титул получил Наполеон в 1804 году: а) король б) император в) царь |
| 5 | Какую страну Наполеон считал своим
главным врагом в начале XIX века: а) Россию б) Пруссию в) Англию |
| 6 | Как Наполеон хотел расправиться с
Англией: а) военное вторжение б) экономическая блокада и захват Индии в) морская блокада |
| 7 | В каком году был убит император Павел I: а) в 1800 б) в 1801 в) в 1812 |
| 8 | Чьим любимым учеником был М.И.Кутузов: а) Григория Потёмкина б) Фёдора Ушакова в) Александра Суворова |
| 9 | Где Россия потерпела поражение в 1805
году: а) под Аустерлицем б) под Карсом в) при Ватерлоо |
| 10 | В чём заключались основные положения
Тильзитского мира: а) союз с Францией, континентальная блокада Англии б) союз с Англией, континентальная блокада Франции в) союз с Пруссией, континентальная блокада Англии |
| 11 | На какой реке Наполеон и Александр I
подписали Тильзитский мир: а) Березина б) Неман в) Рейн |
| 12 | К какой русской высокопоставленной
особе безуспешно сватался Наполеон накануне
войны: а) к сестре Александра I б) к племяннице Александра I в) к фрейлине императрицы |
| 13 | Когда началась война Франции с Россией: а) 24 июня 1812 г. б) 24 июля 1812 г. в) 24 августа 1812 г. |
| 14 | Какова была численность французской
армии в начале войны с Россией: а) 200 тысяч человек б) 500 тысяч человек в) 600 тысяч человек |
| 15 | Каков был национальный состав армии
Наполеона: а) только французы б) австрийцы, итальянцы, поляки, португальцы, швейцарцы в) шведы, датчане, норвежцы, англичане |
| 16 | Какую реку перешла армия Наполеона в
начале войны: а) Березина б) Висла в) Неман |
| 17 | Кого Александр I назначил
главнокомандующим русской армией в начале войны: а) Барклая-де-Толли б) Багратиона в) Кутузова |
| 18 | Какой национальности был
Барклай-де-Толли: а) англичанин б) швед в) шотландец |
| 19 | Кто возглавил 2-ю Западную армию: а) Багратион б) Кутузов в) Тормасов |
| 20 | В каком городе должны были соединиться
1-я и 2-я Западные армии русских в первые недели
войны: а) Витебск б) Вильно в) Смоленск |
| 21 | Кто стал руководителем армейских
партизанских отрядов: а) Герасим Курин б) Надежда Дурова в) Денис Давыдов |
| 22 | Почему крестьяне принимали Дениса
Давыдова за француза: а) русский мундир был похож на французский б) носил бороду и усы в) носил образ Святого Николая |
| 23 | В каком городе произошло соединение 1-й
и 2-й русских армий: а) в Витебске б) в Смоленске в) в Можайске |
| 24 | Кто возглавил оборону Смоленска: а) Ермолов б) Раевский в) Дохтуров |
| 25 | Кого в России требовали назначить
главнокомандующим вместо Барклая-де-Толли: а) Ермолова б) Кутузова в) Багратиона |
| 26 | Где Кутузов предполагал дать
генеральное сражение: а) под Тарутином б) под Бородином в) под Вязьмой |
| 27 | Что такое редут: а) каменное укрепление б) пятиугольное земляное укрепление с насыпью в) деревянный равелин |
| 28 | Что такое флеши: а) земляное укрепление б) каменное укрепление в) деревянное укрепление |
| 29 | Кто входил в состав ополчения: а) крестьяне б) духовенство в) регулярное войско |
| 30 | Когда началось Бородинское сражение: а) 1 сентября б) 7 сентября в) 12 сентября |
| 31 | Какое сражение началось после захвата
Багратионовых флешей: а) за батарею Раевского б) за батарею Ермолова в) за батарею Багратиона |
| 32 | Кто такие кирасиры: а) “танки средних веков” б) “ружья средних веков” в) “пушки средних веков” |
| 33 | Какие потери были в Бородинском
сражении: а) 40-50 тыс. у русских, 30-35 тыс. у французов б) 100 тыс. у русских и французов в) 10 тыс. у русских, 40 тыс. у французов |
| 34 | Какое решение принимает Кутузов после
Бородинского сражения: а) оборонять Москву б) совершить с армией манёвр на юг в) сдать Москву |
| 35 | С какой просьбой Наполеон обращался
несколько раз к Александру I: а) продолжать войну б) подписать мир в) не обращался к Александру |
| 36 | По какой дороге Кутузов вывел армию из
Москвы: а) по Калужской дороге б) по Рязанской дороге в) по Смоленской дороге |
| 37 | Какой манёвр совершает Кутузов: а) начинает движение по Калужской дороге б) начинает движение по Рязанской дороге в) начинает движение по Смоленской дороге |
| 38 | У какого села встаёт лагерем русская
армия: а) под Тарутином б) под Бородином в) под Вязьмой |
| 39 | Когда начнутся атаки русских войск
против французов: а) 18 сентября б) 18 октября в) 18 ноября |
| 40 | В каком направлении собирался
двигаться Наполеон: а) в западном б) в южном в) в северном |
| 41 | В каком городе происходит крупное
сражение между русскими и французскими войсками: а) под Можайском б) под Вязьмой в) под Малоярославцем |
| 42 | Как Кутузов называет этот период
сражений русской и французской армий: а) “генеральный бой” б) “великая битва” в) “малая война” |
| 43 | Какая война начинается в ходе
отступления французских войск: а) крестьянская война б) партизанская война в) дворянская война |
| 44 | Переправа через какую реку станет
последней битвой Наполеона: а) Неман б) Днепр в) Березина |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамов А., Бородина О. и др. История России. XIX век. От Павла I до Александра III. Тесты. М.,1993.
- Агеева И. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. М.,2007.
- Балязин В. Занимательная история России. 1801-1825 годы. М.,2003.
- Данилов А., Косулина Л. История России. XIX век. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2011.
- Игры и занимательные задания по истории. Авт.-сост. Субботина М., Горячева И. и др. М.,2003.
- Кириллов В., Чернова М. История России 1800-2002 гг.: Поурочные методические разработки и сценарии уроков. Ростов-на-Дону, 2002.
- Кишенкова О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. История России. Основная школа. М.,2006.
- Колганова Е., Сумакова Н. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл. М.,2005.
- Контрольно-измерительные материалы. История России. 8 кл. Сост. К.Волкова. М.,2011.