Педагогические условия формирования личности в классном коллективе

Разделы: Классное руководство


Введение

“Еще раз подчеркну, система образования должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой талантливой, инициативной молодежи. Только за счет такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашей страны”. [1]

В “Федеральном законе государственного образовательного стандарта основного общего образования” 2010 года говорится о “переходе к стратегии социального проектирования”, об “универсальных способах познания” и “способах познавательного развития обучающихся”. Это должна быть личность, способная к саморазвитию, у которой должна быть сформирована мотивация к обучению, желание найти себе “достойное место”. [2]

Феликсология - новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способности быть счастливым, описывает методики по развитию данной способности, предъявляет иллюстративный материал практической реализации новой для школы проблемы.

Остро стоит сегодня вопрос о воспитании счастливого человека, способного жить и трудиться в условиях небывалой открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека может помочь классный коллектив под руководством классного руководителя. Главная задача современного педагога - не уравнять всех детей, не привести к единому знаменателю, а помочь найти свое достойное место в нашем сложном противоречивом мире.[3]

Общая постановка проблемы

Феликсология воспитания - это определенное научно-педагогическое направление воспитательной работы, в рамках которого обеспечивается максимальное развитие у ребенка способности быть счастливым в этой жизни. Ключевой вопрос, который здесь решает педагог: “Что практически для этого надо делать?”[8]

Психологическое обоснование воспитания счастливого человека через коллектив

По мнению известного педагога-исследователя Н.Е. Щурковой и Е. П. Павловой [9], к наивысшим относятся такие ценности, как “человек”, “жизнь”, “общество”, “природа”, “добро”, “истина”, “красота”, “труд”, “познание”, “общение” и некоторые другие, составляющие частное проявление вышеназванных. Восхождение к взрослости есть, таким образом, процесс постепенного, более или менее успешного освоения, принятия ценностей взрослого человека. Таким образом, постепенно и осуществляется процесс эволюционного восхождения растущей личности к наивысшим ценностям человеческого бытия, гуманистическим общечеловеческим ценностям и идеалам. Конечно,

Диагностика воспитательной ситуации в классном коллективе

 Вопросы нравственного развития, воспитания человека с позитивным отношением к жизни, его совершенствования волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Коллектив МБОУ гимназии№7 г. Хабаровска считает, что “воспитание культурологической личности, способной адаптироваться в современном мире” приведёт к появлению такого феномена, как счастливая личность…[14] Образовательное пространство гимназии№7 выстраивается с опорой на уже имеющиеся достижения и новообразования:

  • рефлексивную деятельность учащихся,
  • личностный опыт школьников,
  • обогащение и усиление их личностных смыслов
  • создание условий для самоактуализации гимназистов и свободного проявления их личностной позиции,
  • обеспечение возможности учащимся выбора содержания образования,
  • освоение исследовательской компетентности участниками образовательного пространства, владение методом проектирования.

Всем известно, что нельзя воспитать ребёнка “вообще”, надо строить воспитательный процесс с учётом влияния группы, того коллектива, в котором находится личность. Важнейшую роль в решении данной проблемы играет именно учитель, классный руководитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка и коллектива. Противоречия в классном коллективе являются следствием самой жизни.[4] Коллектив учащихся - а это, в основном, дети из благополучных семей, обладающие достаточно высоким уровнем активности, самостоятельности, мотивации к учению, открытости к общению - это учащиеся с хорошо развитыми лидерскими качествами, но в то же время часто проявляющие нетерпимость друг к другу, порой эгоистичные, у них отсутствует умение сообща трудиться. [10] Наряду с такими детьми в классе есть небольшой процент детей из неблагополучных семей. Дефицит общения влечет их порой к обострению конфликтов с родителями. Конечно, имеет место в классном коллективе и подростковая нервозность (как у мальчиков, так и у девочек). Родители как из благополучных, так и не из благополучных семей не все готовы оказывать помощь школе и классному руководителю.

В такой ситуация возникает необходимость направить усилия на объединение сил коллективов: детского, родительского и педагогического; на создание программы, способствующей развитию умения строить отношения на демократических основах, позволяющей систематически моделировать ситуацию, при реализации которой ребенок мог бы реально почувствовать себя необходимым другим людям и в то же время ощутить себя человеком свободным, а значит, постигнуть момент счастья, быть реально счастливым. В 2010-11, 2011-12 годах мною как классным руководителем было проведено диагностическое исследование среди учащихся 5“Б”- 6 “Б” класса:

  • уровень школьной тревожности,
  • ведущий вид мотивации,
  • статусное положение в коллективе.

Анкетирование: “Как жить достойно, чтобы быть счастливым?”, “Какова роль классного коллектива в твоей жизни?” и т.д.

Опираясь на результаты диагностики и тестирования я пришла к выводу: положить в основу своей деятельности методики К.Т.Д., самоуправления и сотрудничества в их взаимодействии. Используя классические теоретическое обоснования феликсологии воспитания, разносторонне анализируя свой многолетний опыт профессиональной деятельности, я следующим образом определила цель своей программы: создание условий для воспитания счастливой личности, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей духовной культурой, умеющей быстро адаптироваться в современном мире через классный коллектив.

Самоуправление в классном коллективе как основа воспитания счастливой личности

Коллектив – группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. (С.И. Ожегов)[6]

Самоуправление — состояние, при котором субъект управления и объект управления совпадают. Такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы.

Идею самоуправляющегося трудового коллектива, в основе которой лежала демократизация принятия решений, предложил и успешно применил Антон Семёнович Макаренко

Самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают “совместными”, с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо “раздельными” – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления. Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Самоуправление - это и планирование всех дел и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

Коллективное творческое дело как возможность реализоваться каждому члену коллектива

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А. Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. Участие в коллективном творческом деле делает каждого его члена счастливым.

Структура любого КТД определяется шестью стадиями.

  1. Первая стадия - предварительная работа.
  2. Вторая стадия - коллективное планирование КТД.
  3. Третья стадия - коллективная подготовка КТД.
  4. Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
  5. Пятая стадия - подведение итогов КТД.
  6. Шестая стадия - последействия. (И.П.Иванов)

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

Сотрудничество

Сотрудничество - в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.

Сотрудничество -

1. Действие по гл. сотрудничать.

2. Совместная деятельность, труд. (Ушаков Д.Н.)[7]

Сотрудничество в обучении – совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

Технологии организации классного коллектива

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". [5, 8, 11] Вся работа начинается с подготовки актива класса, родительского комитета, родителей к проведению первого в учебном году классного ученического собрания.

Классное ученическое собрание по выдвижению идей, предложений на учебный год и первую четверть (с возможностью участия родителей). С учениками обсуждается план работы (в виде маршрутных листов, табличный план), дети учатся планировать свою работу в индивидуальном темпе, выбирать формы представления своих результатов. В целях проверки прохождения творческого дела используется лист контроля, отражающий его название (видов работ, необходимых для выполнения учеником, планируемые сроки выполнения, фактический срок, результат, дополнительный материал, возможные помощники).

Совместно с активом проводим анкетирование учащихся по их предложениям, пожеланиям и замечаниям.

Утверждаем план и поручения. При желании ученик может обратиться к активу класса и попросить о смене своего поручения.

Заседания актива по плану: обсуждение предстоящих дел, подведение итогов: самооценка, самоанализ ответственных за порученное дело. Оценка. Пожелания, предложения (с участием родительского комитета в том числе)

Классное ученическое собрание один раз в четверть как высший орган самоуправления (гласность, открытость, демократичность решений…)

Коллектив работает по плану, который корректируется на классном собрании, где отчитываются все учащиеся о проделанной работе индивидуально и по направлениям. Что формирует ответственность за порученное дело. Ядро класса - актив с позитивными целями и задачами, ведущий за собой класс по приоритетным направлениям:

  • воспитание гражданина,
  • патриота,
  • профессионала,
  • человека высокой нравственности.

Актив тоже отчитывается перед классом, и коллектив даёт оценку его деятельности, что способствует развитию самовоспитания, самоанализа, самооценки, толерантности. Классный руководитель в такой системе - старший товарищ, друг, член коллектива и одновременно наставник, тьютер. (“Тем не менее, я считаю это своим долгом сказать еще раз сказать вслух: вы не просто даете знания, а …служите наставниками, играете роль наставников для молодых людей, во многом определяете мировоззрение, ценности, жизненную позицию юных граждан страны, фактически создаете базу для развития человеческого капитала”. В.В. Путин )

Стремлюсь создать в нашем коллективе иную, отличную атмосферу, в первую очередь, заботясь о взаимоотношениях детей и взрослых, реально основываясь на сотрудничестве и уважении особенностей каждого, помня о том, что рядом с нами изо дня в день растущие, ищущие себя и свой путь личности, а не просто “учащиеся”. День за днем в классе складывается уклад, при котором внимание к каждому ученику перестает носить декларативный характер, а постепенно становится повседневной реальностью.  За классом закрепляется авторитет: “коллектив, в котором хорошо каждому”, это усиливает в него приток “проблемных” детей (с проблемами коммуникативного, психологического характера, с низкой мотивацией к учению и др.). И учащиеся принимают таких ребят, и те постепенно начинают жить по законам коллектива, в который они вошли. Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует о том, что к 9 классу, если от такого коллектива остаётся 7- 8 человек, они способны повести за собой вновь прибывших.

Формы жизнедеятельности классного коллектива

Формы жизнедеятельности выбраны самим классным коллективом и при необходимости и по желанию учащихся, родителей, педагогов, которые сотрудничают с классом, могут видоизменяться. По этому поводу Л.Н. Толстой писал: “Счастье не в том, чтобы хотеть того, чего ты хочешь, а в том, чтобы хотеть того, что ты делаешь”.

Актив классного коллектива (глава класса - выборное лицо или желающий им быть при поддержке классного коллектива и его помощники).

1. Учебный клуб:

  • шефская помощь отстающим по разным предметам,
  • классные ученические собрания – как высший орган самоуправления,
  • участие в общегимназическом активе,
  • участие в различных учебных проектах разных уровней,
  • классные часы по различным направлениям,
  • совместные заседания родительского комитета и актива класса,
  • классные родительские собрания с активным участием учащихся в подготовке и проведении их,
  • презентация портфолио…

2. Спортклуб:

  • походы,
  • спортивные соревнования,
  • программы “Здоровье”…

3. Клуб “Патриот”:

  • литературное краеведение (встреча с писателями - дальневосточниками),
  • читательские внеклассные часы,
  • экскурсии по музеям города,
  • проект “Помоги ветерану”,
  • проект “Поздравь воина”,
  • экскурсии по знаменитым и любимым местам родного города и его пригородам …

4. Социальный проект “Вожатый”:

  • шефская помощь детскому саду,
  • шефская помощь младшим школьникам…

5. Клуб выходного дня:

  • выходы в театры, кинотеатры,
  • подготовка и проведение праздничных дискотек…

6. Творческая лаборатория:

  • выдвижение и генерация идей,
  • оформление идей…

Такие формы работы позволяют найти себя каждому в коллективе и чувствовать себя необходимым в разных видах деятельности, получать высокую оценку за проведённое дело, быть лидером, инициатором или хорошим, ответственным исполнителем, чувствовать поддержку коллектива - своих одноклассников и родителей, которые тоже являются членами КТД. Результаты технологий, о которых рассказано выше, не замедлили сказаться: из 30 учащихся к концу 2010-11 г. в классе было 3 отличника и 18 ударников. К концу 6 класса: 6 отличников и 20 ударников. Реализация возможностей в учебной, общественной деятельности - это и есть счастье, с ощущением которого ребята дальше пойдут по жизни и будут активными её строителями. Почти все мои выпускники в высших учебных заведениях – старосты группы. Почти все в техникуме, ВУЗЕ учатся ещё лучше, чем в школе. Получив специальность, они в полной мере реализуют себя в ней. Они патриоты своего края, своей страны, они замечательные друзья - одноклассники и в большинстве случаев хорошие семьянины. А это и есть счастье. И этому способствовали технологии, указанные в работе.

Вывод. Проблема счастья относится к ряду вечных проблем человечества.

Способность быть счастливым - не врожденное качество, оно не передается по наследству и не вручается ребенку родителями или педагогами, оно формируется в процессе его жизнетворчества. И методики самоуправления, КТД и сотрудничества позволяют реализовать данную идею на практике.

Литература.

  1. Путин В.В. об образовании. top.rbc.ru› Общество›16/01/2012/633426. shtml
  2. Путин В.В. об образовании. sharanprost.ru›news/nachalsya-novyj
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010г.
  4. Савченкова Ю. И. Основы психофизиологии. Феникс 2009г.
  5. Дубровина И.В.Рабочая книга школьного психолога. Москва. Международная педагогическая академия 1995г.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь. Москва 1989г.
  7. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь. Репринтное издание. М 1995г
  8. Сущенко Л. Б. “Организация жизнедеятельности классного коллектива на феликсологических основаниях”foliants.ru›BOOKSTOR /88630/280733/
  9. Павлова Е. П., Щуркова Н. Е. “Как воспитать счастливого” Педагогическое общество. России. 2002 г.
  10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1997.
  11. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети Под ред. - М.: Прогресс. 1991.
  12. Свадковский И.Ф. 1977 Нравственное воспитание. М., "Педагогика",1972.
  13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. lomonholding.ru›articles/detail/…
  14. Устав МБОУ гимназии № 7 г. Хабаровска