Введение
“Еще раз подчеркну, система образования должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой талантливой, инициативной молодежи. Только за счет такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашей страны”. [1]
В “Федеральном законе государственного образовательного стандарта основного общего образования” 2010 года говорится о “переходе к стратегии социального проектирования”, об “универсальных способах познания” и “способах познавательного развития обучающихся”. Это должна быть личность, способная к саморазвитию, у которой должна быть сформирована мотивация к обучению, желание найти себе “достойное место”. [2]
Феликсология - новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способности быть счастливым, описывает методики по развитию данной способности, предъявляет иллюстративный материал практической реализации новой для школы проблемы.
Остро стоит сегодня вопрос о воспитании счастливого человека, способного жить и трудиться в условиях небывалой открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека может помочь классный коллектив под руководством классного руководителя. Главная задача современного педагога - не уравнять всех детей, не привести к единому знаменателю, а помочь найти свое достойное место в нашем сложном противоречивом мире.[3]
Общая постановка проблемы
Феликсология воспитания - это определенное научно-педагогическое направление воспитательной работы, в рамках которого обеспечивается максимальное развитие у ребенка способности быть счастливым в этой жизни. Ключевой вопрос, который здесь решает педагог: “Что практически для этого надо делать?”[8]
Психологическое обоснование воспитания счастливого человека через коллектив
По мнению известного педагога-исследователя Н.Е. Щурковой и Е. П. Павловой [9], к наивысшим относятся такие ценности, как “человек”, “жизнь”, “общество”, “природа”, “добро”, “истина”, “красота”, “труд”, “познание”, “общение” и некоторые другие, составляющие частное проявление вышеназванных. Восхождение к взрослости есть, таким образом, процесс постепенного, более или менее успешного освоения, принятия ценностей взрослого человека. Таким образом, постепенно и осуществляется процесс эволюционного восхождения растущей личности к наивысшим ценностям человеческого бытия, гуманистическим общечеловеческим ценностям и идеалам. Конечно,
Диагностика воспитательной ситуации в классном коллективе
Вопросы нравственного развития, воспитания человека с позитивным отношением к жизни, его совершенствования волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Коллектив МБОУ гимназии№7 г. Хабаровска считает, что “воспитание культурологической личности, способной адаптироваться в современном мире” приведёт к появлению такого феномена, как счастливая личность…[14] Образовательное пространство гимназии№7 выстраивается с опорой на уже имеющиеся достижения и новообразования:
- рефлексивную деятельность учащихся,
- личностный опыт школьников,
- обогащение и усиление их личностных смыслов
- создание условий для самоактуализации гимназистов и свободного проявления их личностной позиции,
- обеспечение возможности учащимся выбора содержания образования,
- освоение исследовательской компетентности участниками образовательного пространства, владение методом проектирования.
Всем известно, что нельзя воспитать ребёнка “вообще”, надо строить воспитательный процесс с учётом влияния группы, того коллектива, в котором находится личность. Важнейшую роль в решении данной проблемы играет именно учитель, классный руководитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка и коллектива. Противоречия в классном коллективе являются следствием самой жизни.[4] Коллектив учащихся - а это, в основном, дети из благополучных семей, обладающие достаточно высоким уровнем активности, самостоятельности, мотивации к учению, открытости к общению - это учащиеся с хорошо развитыми лидерскими качествами, но в то же время часто проявляющие нетерпимость друг к другу, порой эгоистичные, у них отсутствует умение сообща трудиться. [10] Наряду с такими детьми в классе есть небольшой процент детей из неблагополучных семей. Дефицит общения влечет их порой к обострению конфликтов с родителями. Конечно, имеет место в классном коллективе и подростковая нервозность (как у мальчиков, так и у девочек). Родители как из благополучных, так и не из благополучных семей не все готовы оказывать помощь школе и классному руководителю.
В такой ситуация возникает необходимость направить усилия на объединение сил коллективов: детского, родительского и педагогического; на создание программы, способствующей развитию умения строить отношения на демократических основах, позволяющей систематически моделировать ситуацию, при реализации которой ребенок мог бы реально почувствовать себя необходимым другим людям и в то же время ощутить себя человеком свободным, а значит, постигнуть момент счастья, быть реально счастливым. В 2010-11, 2011-12 годах мною как классным руководителем было проведено диагностическое исследование среди учащихся 5“Б”- 6 “Б” класса:
- уровень школьной тревожности,
- ведущий вид мотивации,
- статусное положение в коллективе.
Анкетирование: “Как жить достойно, чтобы быть счастливым?”, “Какова роль классного коллектива в твоей жизни?” и т.д.
Опираясь на результаты диагностики и тестирования я пришла к выводу: положить в основу своей деятельности методики К.Т.Д., самоуправления и сотрудничества в их взаимодействии. Используя классические теоретическое обоснования феликсологии воспитания, разносторонне анализируя свой многолетний опыт профессиональной деятельности, я следующим образом определила цель своей программы: создание условий для воспитания счастливой личности, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей духовной культурой, умеющей быстро адаптироваться в современном мире через классный коллектив.
Самоуправление в классном коллективе как основа воспитания счастливой личности
Коллектив – группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. (С.И. Ожегов)[6]
Самоуправление — состояние, при котором субъект управления и объект управления совпадают. Такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы.
Идею самоуправляющегося трудового коллектива, в основе которой лежала демократизация принятия решений, предложил и успешно применил Антон Семёнович Макаренко
Самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают “совместными”, с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо “раздельными” – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления. Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Самоуправление - это и планирование всех дел и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.
Коллективное творческое дело как возможность реализоваться каждому члену коллектива
Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А. Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. Участие в коллективном творческом деле делает каждого его члена счастливым.
Структура любого КТД определяется шестью стадиями.
- Первая стадия - предварительная работа.
- Вторая стадия - коллективное планирование КТД.
- Третья стадия - коллективная подготовка КТД.
- Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
- Пятая стадия - подведение итогов КТД.
- Шестая стадия - последействия. (И.П.Иванов)
КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.
Сотрудничество
Сотрудничество - в психологическом смысле: позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников.
Сотрудничество -
1. Действие по гл. сотрудничать.
2. Совместная деятельность, труд. (Ушаков Д.Н.)[7]
Сотрудничество в обучении – совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.
Технологии организации классного коллектива
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". [5, 8, 11] Вся работа начинается с подготовки актива класса, родительского комитета, родителей к проведению первого в учебном году классного ученического собрания.
Классное ученическое собрание по выдвижению идей, предложений на учебный год и первую четверть (с возможностью участия родителей). С учениками обсуждается план работы (в виде маршрутных листов, табличный план), дети учатся планировать свою работу в индивидуальном темпе, выбирать формы представления своих результатов. В целях проверки прохождения творческого дела используется лист контроля, отражающий его название (видов работ, необходимых для выполнения учеником, планируемые сроки выполнения, фактический срок, результат, дополнительный материал, возможные помощники).
Совместно с активом проводим анкетирование учащихся по их предложениям, пожеланиям и замечаниям.
Утверждаем план и поручения. При желании ученик может обратиться к активу класса и попросить о смене своего поручения.
Заседания актива по плану: обсуждение предстоящих дел, подведение итогов: самооценка, самоанализ ответственных за порученное дело. Оценка. Пожелания, предложения (с участием родительского комитета в том числе)
Классное ученическое собрание один раз в четверть как высший орган самоуправления (гласность, открытость, демократичность решений…)
Коллектив работает по плану, который корректируется на классном собрании, где отчитываются все учащиеся о проделанной работе индивидуально и по направлениям. Что формирует ответственность за порученное дело. Ядро класса - актив с позитивными целями и задачами, ведущий за собой класс по приоритетным направлениям:
- воспитание гражданина,
- патриота,
- профессионала,
- человека высокой нравственности.
Актив тоже отчитывается перед классом, и коллектив даёт оценку его деятельности, что способствует развитию самовоспитания, самоанализа, самооценки, толерантности. Классный руководитель в такой системе - старший товарищ, друг, член коллектива и одновременно наставник, тьютер. (“Тем не менее, я считаю это своим долгом сказать еще раз сказать вслух: вы не просто даете знания, а …служите наставниками, играете роль наставников для молодых людей, во многом определяете мировоззрение, ценности, жизненную позицию юных граждан страны, фактически создаете базу для развития человеческого капитала”. В.В. Путин )
Стремлюсь создать в нашем коллективе иную, отличную атмосферу, в первую очередь, заботясь о взаимоотношениях детей и взрослых, реально основываясь на сотрудничестве и уважении особенностей каждого, помня о том, что рядом с нами изо дня в день растущие, ищущие себя и свой путь личности, а не просто “учащиеся”. День за днем в классе складывается уклад, при котором внимание к каждому ученику перестает носить декларативный характер, а постепенно становится повседневной реальностью. За классом закрепляется авторитет: “коллектив, в котором хорошо каждому”, это усиливает в него приток “проблемных” детей (с проблемами коммуникативного, психологического характера, с низкой мотивацией к учению и др.). И учащиеся принимают таких ребят, и те постепенно начинают жить по законам коллектива, в который они вошли. Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует о том, что к 9 классу, если от такого коллектива остаётся 7- 8 человек, они способны повести за собой вновь прибывших.
Формы жизнедеятельности классного коллектива
Формы жизнедеятельности выбраны самим классным коллективом и при необходимости и по желанию учащихся, родителей, педагогов, которые сотрудничают с классом, могут видоизменяться. По этому поводу Л.Н. Толстой писал: “Счастье не в том, чтобы хотеть того, чего ты хочешь, а в том, чтобы хотеть того, что ты делаешь”.
Актив классного коллектива (глава класса - выборное лицо или желающий им быть при поддержке классного коллектива и его помощники).
1. Учебный клуб:
- шефская помощь отстающим по разным предметам,
- классные ученические собрания – как высший орган самоуправления,
- участие в общегимназическом активе,
- участие в различных учебных проектах разных уровней,
- классные часы по различным направлениям,
- совместные заседания родительского комитета и актива класса,
- классные родительские собрания с активным участием учащихся в подготовке и проведении их,
- презентация портфолио…
2. Спортклуб:
- походы,
- спортивные соревнования,
- программы “Здоровье”…
3. Клуб “Патриот”:
- литературное краеведение (встреча с писателями - дальневосточниками),
- читательские внеклассные часы,
- экскурсии по музеям города,
- проект “Помоги ветерану”,
- проект “Поздравь воина”,
- экскурсии по знаменитым и любимым местам родного города и его пригородам …
4. Социальный проект “Вожатый”:
- шефская помощь детскому саду,
- шефская помощь младшим школьникам…
5. Клуб выходного дня:
- выходы в театры, кинотеатры,
- подготовка и проведение праздничных дискотек…
6. Творческая лаборатория:
- выдвижение и генерация идей,
- оформление идей…
Такие формы работы позволяют найти себя каждому в коллективе и чувствовать себя необходимым в разных видах деятельности, получать высокую оценку за проведённое дело, быть лидером, инициатором или хорошим, ответственным исполнителем, чувствовать поддержку коллектива - своих одноклассников и родителей, которые тоже являются членами КТД. Результаты технологий, о которых рассказано выше, не замедлили сказаться: из 30 учащихся к концу 2010-11 г. в классе было 3 отличника и 18 ударников. К концу 6 класса: 6 отличников и 20 ударников. Реализация возможностей в учебной, общественной деятельности - это и есть счастье, с ощущением которого ребята дальше пойдут по жизни и будут активными её строителями. Почти все мои выпускники в высших учебных заведениях – старосты группы. Почти все в техникуме, ВУЗЕ учатся ещё лучше, чем в школе. Получив специальность, они в полной мере реализуют себя в ней. Они патриоты своего края, своей страны, они замечательные друзья - одноклассники и в большинстве случаев хорошие семьянины. А это и есть счастье. И этому способствовали технологии, указанные в работе.
Вывод. Проблема счастья относится к ряду вечных проблем человечества.
Способность быть счастливым - не врожденное качество, оно не передается по наследству и не вручается ребенку родителями или педагогами, оно формируется в процессе его жизнетворчества. И методики самоуправления, КТД и сотрудничества позволяют реализовать данную идею на практике.
Литература.
- Путин В.В. об образовании. top.rbc.ru› Общество›16/01/2012/633426. shtml
- Путин В.В. об образовании. sharanprost.ru›news/nachalsya-novyj
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010г.
- Савченкова Ю. И. Основы психофизиологии. Феникс 2009г.
- Дубровина И.В.Рабочая книга школьного психолога. Москва. Международная педагогическая академия 1995г.
- Ожегов С.И. Толковый словарь. Москва 1989г.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь. Репринтное издание. М 1995г
- Сущенко Л. Б. “Организация жизнедеятельности классного коллектива на феликсологических основаниях”foliants.ru›BOOKSTOR /88630/280733/
- Павлова Е. П., Щуркова Н. Е. “Как воспитать счастливого” Педагогическое общество. России. 2002 г.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети Под ред. - М.: Прогресс. 1991.
- Свадковский И.Ф. 1977 Нравственное воспитание. М., "Педагогика",1972.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. lomonholding.ru›articles/detail/…
- Устав МБОУ гимназии № 7 г. Хабаровска