Урок состоит из семи этапов. Первый этап – организация класса. Второй этап – эмоциональный настрой и мотивация. В основной части проводится работают над стихотворением, подводящим к путешествию. Ребята вместе с учителем беседуют о причинах простудных заболеваний. На протяжении всего урока учитель применяет элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на воспитание бережного отношения к своему здоровью: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация. Ребята путешествуют на корабле. Записи ведут в атласах – путеводителях. В ходе путешествия отрабатывают навыки правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, развивают умения распознавать и правильно писать слова с данными сочетаниями. Для этого используют разнообразные творческие задания: «Доскажи словечко», «Измени слова так, чтобы они называли много предметов», «Вставь пропущенную букву», «Найди лишнее слово», «Найди границы предложений», загадки. Дети путешествуют по островам: «Остров загадок», «Остров ошибок». Преодолевают шторм, справляются с грозовыми тучами. Выполняют самопроверку и самооценку работ. Делают вывод о качестве своих знаний по данной теме. Подводят итог урока. Получают домашнее задание.
Цели и задачи:
- отработать навыки правописания сочетаний;
- развивать умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями;
- развивать мыслительную и творческую деятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья через физминутки, дыхательную гимнастику, отдых для глаз, релаксацию;
- приобщать детей к ЗОЖ.
Ход урока
I. Организация класса (готовность к уроку).
Слайд 1. Презентация
II. Эмоциональный настрой и мотивация.
Игра «Сплочение – настрой».
– Поднимите руку те, кто пришел с открытым сердцем и хорошим настроением. Спасибо.
– Поднимите руку те, кто относится с уважением ко всем присутствующим. Спасибо.
– Поднимите руку те, кто готов трудиться, показывая знания. Спасибо.
– Пожелаем друг другу успехов, творчества и удачи!
III. Основная часть.
1. Работа над стихотворением, подводящим к путешествию. Слайд 2.
Учитель читает стихотворение.
С неба падали снежинки
На замёрзшие луга.
Ель укутали пушинки,
Лужи, чащи и поля.
– Какое время года описано в стихотворении?
– Докажите, что это зима.
– Что часто происходит с людьми зимой? (часто болеют)
– Что нужно делать, чтобы не заболеть? (ответы детей)
– На улице сегодня холодно, мороз. А мы с вами перенесемся в лето, туда, где тепло!
– Сегодня мы отправляемся в морское путешествие, путешествие далекое и интересное. С собой берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых.
Чтобы путешествие было удачным, необходимо:
- Быть внимательным;
- Правильно выполнять задания, и тогда нас ожидает успех!
IV. Актуализация знаний.
Слайд 3.
Имя какого героя носит ваша флотилия? Как называется ваш корабль?
Вот на этом корабле мы отправляемся в плавание. Капитаны берут с собой карту, чтобы кораблю не сойти с курса, а мы возьмем Атлас-путеводитель и будем в нем вести записи (См. Приложение №2).
Атлас-путеводитель стр. 1. Слайд 4.
1) – Чтобы попасть на корабль нужно выполнить задание на стр. 1 Атласа-путеводителя.
Самопроверка Слайд 5.
(Учитель демонстрирует таблицу, дети проверяют, исправляют свои ошибки, проводят самооценку, закрашивая кружок в правом нижнем углу в соответствии с критериями:
красный цвет – нет ошибок, синий – 1-2 ошибки, зеленый – 3 ошибки и более).
2) Игра «Доскажи словечко» (устно).
А) Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать и ребенок… (ёжик).
Б) Кот живет у нас на крыше, а в чулане живут… (мыши).
В) Не поедет без бензина ни автобус, ни… (машина).
– Какие сочетания услышали в словах?
– Как они пишутся?
Эти знания и понадобятся нам в путешествии.
К далекому плаванию все готовы, удобно усаживаемся на корабль и дружно произносим волшебные слова, чтобы корабль отчалил:
Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты –паутинки,
А парус – лепесток.
V. Практическая работа.
А) Дыхательная медитация.
– Сядьте прямо, закройте глаза, за бортом плещут волны, кричат чайки, дует легкий ветерок, который приносит свежесть;
– глубоко вдохните всей грудью и почувствуйте запах моря.
– Вдох-выдох. (5 раз повт.).
– Откройте глаза, нам тепло, уютно.
– Возьмите в руки бинокль и посмотрите, что у нас на горизонте: слева (поворот влево), прямо, справа (поворот направо) 2 раза.
– Опустите бинокли.
Б) – Вы видите на горизонте – Остров загадок. Слайд 6.
(рисунок с пальмами, а под ними конверт, в нем загадки).
Задание: Записать отгадки (Стр.2 Атласа-путеводителя). Слайд 7.
-
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник) -
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы) -
По тропинке ходит,
Лес на спинке носит. (Ёжик) -
В воде живет,
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) -
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется. (Туча) -
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)
Проверка. Самооценка.
В) – Пока мы отгадывали загадки, налетели тучи, закрыли солнышко. Как бы в море не было шторма.
Слайд 8.
– Что такое шторм?
Во время шторма корабль может перевернуться. Чтобы этого не произошло, нужно прогнать тучи.
– Какими должны быть моряки? (храбрыми, смелыми, сильными, выносливыми, сообразительными).
– Давайте подуем, может тучи улетят!
Спину выпрямить, расправить плечи, приподнять голову. Губы плотно сжаты, носом набираем полную грудь воздуха, выдыхаем через рот. Посмотрите, как я!
Не получается их сдуть. Видите, какие они тяжелые, уже капли начали падать.
Может, надо выполнить задание? Тогда тучи улетят?
Задание: Составить слова из слогов (устно).
Г) Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли!
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!
Д) – Какое из полученных слов связано со спортом? (Лыжи). Слайд 9.
Беседа о лыжах.
Показываю картинку моржа. Слайд 10.
– Что это за животное? (морж)
– А если их много, кто они? (моржи)
– Какое сочетание вы услышали в слове?
– Кого еще называют моржами? (людей)
Это здоровые люди, они не болеют, купаются в проруби, так как регулярно закаливаются.
– Погода наладилась, тучи умчались. Наш корабль следует дальше.
Е) Пальчиковая гимнастика.
– Давайте помассируем пальчики, приготовим их для письма.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик большачок,
А все вместе – кулачок.
– Пальчики размяли, теперь поработает в атласе-путеводителе.
Ж) Работа на стр. 3 Атласа-путеводителя. Слайд 11.
Задание: вставить пропущенную букву, подчеркнуть «лишнее» слово.
Самопроверка.
З) Возьмите бинокль, поглядите вдаль. Как называется этот остров?
Остров ошибок. Слайд 12.
Работа на стр. 4 Атласа-путеводителя. Слайд 13.
Дождевые капли промочили атласы, границы предложений стерлись, знаки препинания смыло водой. Нужно восстановить текст: найти границы предложений, расставить знаки препинания.
Проверка с комментированием.
Самооценка.
Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в класс.
VI. Итог урока.
Чтобы сойти с корабля, нужно назвать из стихотворения слова, в которых встретились знакомые нам сочетания. Слайд 14.
С неба падали снежинки
На замерзшие луга.
Ель укутали пушинки,
Лужи, чащи и поля.
(Ребята называют слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА). Слайд 15.
Во время путешествия мы закрепили знания о том, что:
В сочетаниях ЖИ и ШИ
Пишем только букву И.
В сочетаниях ЧА и ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ и ЩУ
Пишем только букву У.
Откройте приложение №3 путеводителя. Слайд 16.
Если вы остались довольны путешествием – раскрасьте морскую звезду красным цветом.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, раскрасьте зеленым цветом.
Ребята оценивают свою работу на уроке.
VII. Д/з.
выполнить задания в Приложении №1, №2 Атласа-путеводителя.