ЦЕЛИ:
- научить новому виду общения (отзыв - благодарность).
ЗАДАЧИ:
1. обучающие:
- формирование практических навыков правильного составления устного и письменного текста;
- повторение структурных элементов текста;
- обучение структуре благодарственного письма.
2. развивающие:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие культуры общения учащихся.
3. воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма;
- развитие чувства благодарности.
Оснащение урока:
- мультимедийный проектор;
- демонстрационные карточки;
- групповые карточки.
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна. На этом уроке русского языка мы будем работать вместе.
- Тема сегодняшнего урока: “Учимся писать сочинения” (слайд 1)
- Что такое сочинение?
- А вы можете быть авторами сочинения?
- Сочинение – это текст из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу. (слайд 2)
- Сочинения бывают повествовательные, рассуждение и описание. (слайд 3)
- Я прочитаю вам два сочинения, которые написали ребята. Может быть, кто-нибудь из вас догадается, к какому виду сочинений относятся данные. Попробуем? Первое сочинение называется ....
- Осень.
Чарующе прекрасна русская осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья. В своей красе! Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-жёлтые берёзки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его.
Листья, плавно кружась, медленно опускаются и покрывают землю волшебным ковром. Как прекрасна золотая осень!
- Какие у вас есть предположения?
- Ребята, вы только начинаете учиться писать сочинения, знакомиться с их видами, но определили вид этого сочинения верно. Да, действительно, это сочинение относится к описанию природы.
- А теперь послушайте второе сочинение...
Большое спасибо работникам столовой!
За ваши приветливые взгляды, вкусную и сытную еду.
Желаем вам, - успехов в работе!
- Это сочинение относится к рассуждению – особый вид рассуждения – благодарность, которую я прочитала в этой книге (показ книги отзывов и предложений). Прочитайте, как она называется? Попробуйте по названию определить - о чём она? Для этого надо понять значение каждого слова в названии книги.
- Отзыв – что означает это слово? А какие могут быть отзывы? Плохие – отрицательные, хорошие – положительные. (синонимы и антонимы?) (слайд 4)
- А слово предложение, какое у него значение? (многозначность слова предложение?) (слайд 4)
Эту книгу я взяла в школьной столовой, а где ещё мы можем встретить такие книжки?
- Для чего люди пишут благодарности?
- Сегодня вы будете сочинять и писать положительные отзывы, но сначала давайте вспомним, структуру любого сочинения, из чего оно состоит?
СОЧИНЕНИЕ - (вывешиваем на доску приложение 1)
- Возращаемся к нашей благодарности... прочитайте её ещё раз. (слай 5) Найдите предложение, которое является здесь вступлением?
- А с каких ещё слов можно начать наше сочинение.... (слова благодарности ... кого). (слайд 6)
- Найдите в готовом сочинении основную часть... (слайд 5)
- Какие слова будем использовать в основной части....не забудьте, что ваши отзывы и пожелания будут зависеть от того где вы находитесь, а ещё кому вы их пишите..... (за что благодарим). (слайд 6)
- Приступаем к заключению – прочитайте его в нашем тексте (пожелания) (слайд 5,6)
– Что можно добавить? Не забудьте, что пожелания должны соответствовать профессии человека или функциям коллектива, которых вы благодарите! (пример....)
Физкультминутка: - Представьте себе, что мы отправляемся по срочным делам, встаём и идём, боимся опоздать - прибавляем шаг, торопимся. Подходим к нужному зданию – отдышались, глубоко вздохнули и садимся.
- Вы сидите по группам, каждая группа должна сочинить и написать на листе, который я раздам, свой отзыв, не забудьте, что вы сегодня всем довольны, вам всё понравилось.
- Работа в группах может происходить только при соблюдении правил работы в группе. Давайте их повторим....
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ - (вывешиваем на доску приложение 2)
- Итак, начинаем, 1 группа – пришла в библиотеку (слайд 7), 2 группа – обедает в кафе (слайд 8), 3 группа – посещает музей (слайд 9), 4 – совершает покупки в магазине (слайд 10), а 5 – в зоопарке(слайд 11).
- Словарные слова: аккуратность, внимательность...и др., помогут вам в работе (записаны на доске).
- Пока я раздаю листы, вы обсуждаете, что будете писать в своём сочинении, не забудьте, что отзыв-благодарность надо написать так, чтобы все остальные поняли, где вы были. Можно воспользоваться фразами с экрана (слайд 12). Затем один пишет, другие помогают, представитель вашей группы потом прочитает нам, что у вас получилось. Время работы ограничено. Во время работы я предлагаю вам пользоваться планом, который лежит на столе каждой группы. (приложение 3)
(Во время групповой работы учитель оказывает помощь тем группам, которые испытывают затруднения)
- Ребята, заканчиваем работу и приступаем к чтению ваших сочинений.
Выслушиваются сочинения ребят, параллельно идёт коллективная проверка структуры сочинения и его правильность – по двум критериям (слайд 13).
- Все ваши работы я сложила в папку, которая называется “Благодарности 3 “А” класса”. Эту папку я отдам вашему учителю, и в нее вы будете складывать все грамоты, благодарности своего класса. И первая благодарность от меня.
(Зачитывается заранее подготовленная благодарность и вкладывается в папку)
- Ребята, что вы учились делать сегодня на уроке?
- Где и когда еще в жизни мы можем использовать благодарность, кого можем благодарить, за что? Если нет возможности записать свою благодарность, что будете делать?
- Дорогие ребята, подумайте, как каждый из вас работал на этом уроке. Если вы считаете, что вы старались, что у вас всё получалось, если вы работали в полную силу, то похлопайте себе.
- На этом наш урок закончен. Ещё раз спасибо за работу.