Цель: организация познавательной и исследовательской образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- пополнить представления детей о свойствах разного материала (камня, глины, бересты, бумаги);
- познакомить с историей создания книги, этапами её изготовления и назначения;
- учить строить связное речевое высказывание, осваивая действия замещения предметов с опорой на модель, слайдовое сопровождение;
- укреплять правильную осанку, своды стопы.
Развивающие:
- расширять и уточнять представления детей об истории появления бумаги, книги;
- развивать воображение, мышление, познавательную активность, связную речь воспитанников; творческую исследовательскую деятельность;
- побуждать детей к размышлению, самоисследованию различных материалов, умению делать выводы;
- обогащать словарный запас;
- развивать зрительно-двигательную координацию движений.
Воспитательные:
- совершенствовать навыки работы в коллективе;
- воспитывать позитивное отношение к сотрудничеству с взрослым и сверстниками; умение слушать друг друга;
- воспитывать интерес и бережное отношение к книге, как к источнику знаний
Технологии:
- Технология проблемного обучения;
- ИКТ;
- Здоровьесберегающие.
Методы:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический.
Приёмы:
- Диалог;
- Проблемные ситуации;
- Исследование;
- Физминутка (гимнастика для глаз, психогимнастика);
- Слайдовое сопровождение;
- Моделирование;
- Составление рассказа с опорой на модель.
Словарная работа:
- древность, глина, угольная палочка, пергаментная бумага, город Пергам, береста, лесорубы, вездеход, типография.
Оборудование:
- массажные коврики и дорожки разных видов;
- конторки Базарного;
- “туннель”;
- фланелеграф, указка.
Демонстрационный материал:
- экран, ноутбук, проектор;
- стойка с табличкой с изображением книги, знака “вопрос”;
- модель для составления рассказа о появлении книги, книга.
Раздаточный материал:
- камень, клеёнка, кусок глины, деревянная и угольная палочки, мел, влажная салфетка, береста (на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
- знакомство с детьми;
- беседа;
- рассматривание книг, чтение художественной литературы;
- разучивание физминутки “Самолёт”.
Литература:
1. Программа “Развитие” под редакцией Л.Венгера, О.Дьяченко;
2. М.Ю. Картушина “Быть здоровыми хотим”;
3. А.Н. Стрельникова “Дыхательная гимнастика”;
4. Журнал “Ребёнок в детском саду” №3 – 2006 г.
5. Н. В.Алёшина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью” Москва 2008 г.
6. В.Д. Банасюкевич, В.А.Устинов “Актуальные научные проблемы обеспечения сохранности архивных документов”//Отечественные архивы. 2000г.
7. Древнерусские письменные источники X – XIII вв. / Под ред. Я.Н. Щапова. М.: Наука, 1991.
Краткий ход НОД
I. Вводная часть:
- Организационный момент.
II. Основная часть:
- Проблемы и их решения;
- Физминутка “Самолёт”;
- Составление рассказа по схемам “Как появилась книга”.
III. Заключительная часть:
- Сбор книги.
Планируемый результат:
В ходе непосредственной образовательной деятельности предполагается реализация принципов развивающего обучения.
Принцип научности – дети получат реальные сведения о появлении бумаги и книги.
Принцип системности и последовательности – преподнесение нового материала базируется на основе имеющихся у детей знаний и представлений об истории развития человечества, о жанрах литературных произведений, о книге как источнике знаний.
Благодаря НОД дети старшего дошкольного возраста усвоят последовательность зарождения письменности, сумеют сравнить свои действия с исследуемым материалом в прошлом, познакомятся с историей создания книги и этапами ее изготовления, самостоятельно сделают выводы на основе составления творческого рассказа, осваивая действия моделирования.
Ход НОД
Воспитатель:
Проходите, друзья,
Рада встрече с вами я.
Меня зовут: Людмила Михайловна.
Чтобы ближе вас узнать
Предлагаю в круг вам встать.
Имя своё назвать.
Мы друг другу улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
И пусть сегодня вместе нам будет интересно!
- Вы любите путешествовать?
(Ответ детей)
Воспитатель:
- Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по волшебной дорожке:
Раз – два, раз – два, шагает дружно детвора.
Шире шаг, не зевай в путешествие не опоздай!
(Дети останавливаются)
(Воспитатель обращает внимание детей на таблицу, на которой схематическое изображение книги и знака “Вопрос”).
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что бы это значило? О чём мы будем говорить?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Для чего нужны книги?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Книги нужны для того, чтобы приобрести новые знания, узнать о прошлом и настоящем, чтобы быть образованным человеком, т.е. книга – это источник знаний.
Воспитатель:
- Как вы думаете, существовали ли книги в древности? Откуда люди узнавали новости и как передавали информацию? Как же нам об этом узнать?
(Нужно отправиться в “прошлое”)
(Воспитатель предлагает детям отправиться в “прошлое”. Дети проходят через туннель за конторки)
(Воспитатель включает слайд №1 с изображением пещеры)
- Вот мы с вами и оказались в мире прошлого, когда у древних людей не было книг и бумаги. Но древние люди, как и вы, много знали, хотели поделиться своей информацией с другими людьми. Как вы думаете, как они это делали? На чем и как они передавали свои новости? (Ответы детей)
Могли ли люди писать, рисовать например на камне?
(Обращает внимание на камень, который лежит у каждого ребёнка на конторке, просит его исследовать, сделать какие либо записи, значки разными средствами: мелом, углем)
Воспитатель:
- Легко вам было это сделать? Могла ли эта информация сохранится до наших времен? (ответы детей) Почему?
Воспитатель:
(Слайд №2) Первыми носителями информации были камни, древние люди, как и вы, рисовали на камнях, но это смывалось дождем. И поэтому для сохранения текста первобытные художники стали выбивать рисунки острым камнем на стенах пещер (Слайд №3с изображением пещеры).
Воспитатель:
- Кого люди изображали? (животных, охоту) Легко ли было это делать? (ответы детей)
Писать им было тяжело, и они стали искать материал, на котором было бы это проделывать легко.
(Предлагает детям рассмотреть, размять кусочек глины и охарактеризовать её. Обращает внимание на глину, просит её исследовать, сделать какие либо записи, значки разными средствами по желанию).
- Легко ли вам было сейчас работать с глиной?
(Ответы детей).
(Слайд №4 - воспитатель предлагает посмотреть на слайдах глиняные таблички, надписи, изображённые на них)
- Древние люди не рисовали и не писали, а вдавливали значки на глине, отсылали глиняные письма своим знакомым. Но как вы думаете, глина была прочная? (ответы детей)
Да глина была непрочная: рассыпалась, если шли дожди, то все надписи, рисунки смывало. Позже в городе Пергаме изобрели пергаментную бумагу, на которой писали специальным острым прибором. (Слайд №5)
Шло время и люди нашли следующий материал для письма. Он лежит перед вами. Как он называется? (береста)
- Следующим материалом для письма служила береста, т. е. берёзовая кора (Слайд №6), на которой с помощью специального железного инструмента – “силоса” выдавливали буквы. Как вы думаете, можно ли было из всех этих материалов сделать книгу?
(Ответы детей)
- Несмотря на то, что было трудно, древние люди делали книги из всех этих материалов. (Слайд №7)
- И вот, в Китае придумали, как делать бумагу. Но это было секретом для других народов. Шло время, и этот секрет раскрыли, так во всём мире научились изготавливать бумагу и книги. (Слайд №8).
- Куда нам необходимо отправиться для того, чтобы узнать, как производят бумагу и книгу в наше время (Отправиться в “настоящее”)
- Я вам предлагаю отправиться на самолёте.
(Дети делают физминутку – гимнастику для глаз “Самолёт” в стихотворном сопровождении)
Мы садимся в самолёт,
Отправляемся в полёт
Правое крыло отвёл – посмотрел,
Левое крыло отвёл – посмотрел
Я мотор завожу и внимательно слежу.
Ввысь подняться я хочу, поднимаюсь и лечу:- дети стоят на массажных ковриках
- поднимают руки вверх, смотрят глазами на свои руки
- правую руку отводят в сторону, смотрят глазами на неё
- левую руку отводят в сторону, смотрят глазами на неё
- вращение двумя руками перед собой
- разводят руки в стороны, делают вдох, на выдохе произносят звук “У – у – у”.
(Дети бегут на носочках по массажным коврикам. Присаживаются на стулья ставят ноги на массажные коврики).
Воспитатель:
- Вы на стульях посидите, за осанкой последите
Чтоб согнулся позвоночник, я думаю, вы не хотите? (обращает внимание на книгу.)
Ребята, у меня в руках необычная книга. Чем она необычна?
(В ней на первой странице вместо названия стоит знак вопроса. На страницах ничего не написано. Нет иллюстраций, фамилии и имени автора, художника).
- Предлагаю вам стать авторами этой необычной книги, в которой мы расскажем о том, как появились бумага и книга. Я думаю, что у вас все получится, в этом нам помогут схемы, (обращает внимание на схемы) угадывая которые, нам необходимо составить полные предложения и рассказ. Посмотрите, что обозначает первая схема? ( №1 с изображением леса, топора, пилы, 2- 3 людей)
- Что обозначают эти знаки? Как называют людей, которые работают в лесу? (Лесорубы)
- Что лесорубы делают в лесу? (ответы детей)
- Какой транспорт спешит на помощь лесорубам? (Обращает внимание на схему №2 с изображением трактора, связки стволов канатами)
(По лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактор – вездеход, который везёт связанные брёвна на фабрику).
- Что же происходит с брёвнами дальше? (схема №3 с условным изображением бревна, пилы, мелких чурбаков, опилок, формы, полосы бумаги)
(На фабрике специальные машины (станки) брёвна распиливают, измельчают превращают в опилки, варят и разливают массу в формы. Затем выпускают широкие полосы бумаги)
- Как вы думаете, книга готова? Что для этого необходимо сделать? (схема №4 с условным изображением листа бумаги, ручки, кисти, красок и человека)
(Написать текст, нарисовать иллюстрации)
- Кто пишет тексы, рисует картинки, иллюстрации? (Писатель пишет тексты, а художник рисует иллюстрации)
- Затем бумагу отвозят на книжную фабрику, которая называется “Типография”.
(Воспитатель обращает внимание на схему №5)
– В типографии в печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками.
- Что необходимо сделать дальше? (схема №6)
(Сложить листы по порядку, сшить, надеть красивую обложку и книга готова)
– Дальше специальная машина складывает листы по порядку, сшивает их, надевает красивую обложку, и вот только теперь книга готова. Куда отправляется потом эта книга? (схема №7 в магазин, в детскую библиотеку)
Примерный рассказ.
Жизнь книги началась в лесу. Лесорубы пошли в лес, взяли пилу и начали пилить деревья. По лесной дороге на помощь лесорубам спешит трактор – вездеход, который везёт связанные брёвна на фабрику. Там специальные машины распиливают их, превращают в опилки, варят, разливают в специальные формы и выпускают широкие полосы бумаги.
Затем эту бумагу отправляют на книжную фабрику “Типографию”. Там в печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками.
Стихи, сказки, рассказы пишут писатели, а художники рисуют картинки. Потом специальная машина эти листы складывает по порядку, сшивает их, одевает красивую обложку. Вот так появилась книга, которую нужно беречь.
Воспитатель:
- Какие же вы молодцы! А сейчас вместе соберем страницы в правильной последовательности. Для этого каждый из вас возьмёт по одному листочку, выложим их по порядку и наша необычная книга будет готова. (Дети проделывают действия вместе с воспитателем, воспитатель демонстрирует изготовленную книгу)
- Как мы её назовем? (предложения детей)
- Чем наше путешествие было для вас необычным? (ответы детей)
- Скоро вы пойдёте в школу, и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много нового и интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудились, для того, чтобы появились книги. Расскажите об этом друзьям. Любите и берегите книги!