Цель урока: дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.
Задачи: Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.
Музыкальный материал: С. Рахманинов “Прелюдия соль-диез минор”; “Прелюдия соль мажор”
Дополнительный материал: репродукции картин “Февральская лазурь” Э. Грабаря, “Цугом” Степанова; А.С. Пушкин “Зимнее утро” (отрывок), “Зимняя дорога” (отрывок); муз. и сл. Ю. Визбор “Изгиб гитары желтой” (исполнение).
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учителя.
I. Введение в тему урока.
Что такое содержание в музыке? Что такое муз. образ? Какое произведение мы слушали на прошлом занятии? Какой образ передается в произв. “Этюд №12” Скрябина? (Образ человека.)
Сегодня на уроке мы узнаем как же в искусстве передается образ природы.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа-сравнение картин и стихотворений.
1) Перед вами репродукции картин Э.Грабаря “Февральская лазурь” и Степанова “Цугом”. Опишите настроение каждой картины.
(“Февральская лазурь” – яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).
(“Цугом” – тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
2) Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
3) Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А.С. Пушкин
4) Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
5) В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?
2. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Звучат “Прелюдия соль-диез минор” и “Прелюдия соль мажор” С. Рахманинова.
1) Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
2) Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
3) Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
4) Что могут передать интонации аккомпанемента?
5) Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент “Прелюдии соль-диез минор”
6) Отличаются ли “Прелюдия соль-диез минор” и “Прелюдия соль мажор” по настроению и музыкальным краскам?
7) Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?
8) Что характерно для творчества этого композитора? (Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи.)
III. Итог урока.
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря “Февральская лазурь” и Степанова “Цугом”. Значит, мы можем услышать живопись.
Исполнение песни муз. и сл. Ю. Визбор “Изгиб гитары желтой”.
Использованная литература:
- Музыка. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.