Роль сказки в формировании личности ребенка дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Искусство - это средство духовно-личностного освоения мира. На основе творческого воображения оно органически связано с общественно-историческим развитием и составляет особую художественную разновидность того или иного исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности людей. Искусство как художественное освоение мира - это своеобразно-специфическая модель человеческой деятельности. Искусству свойственны такие процессы, как познание и самопознание, оценка и самооценка, труд, общение, самосозидание.

Особое место среди основных видов искусства занимает литература. Литература открывает то, что не сможет показать самая совершенная машина времени. Литература дает не только знание о любых сторонах жизни. Она вводит в область, без которой и сама жизнь потеряла бы для нас свою истинную ценность. Литература показывает цели, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед. В искусстве, и в особенности в литературе - благодаря всепроникающему слову, - представление об идеале выступает в живом воплощении в человеке, на примере его жизни, в чувствах, мыслях, поступках. Вот почему мы можем сказать, что литература дает нам не только всестороннее знание жизни, она еще учит нас, как вести себя, показывает живые примеры того, как наши идеалы воплощаются в жизни.

Литература - наиболее доступный и действенный в воспитательном отношении вид искусства. Язык дает возможность литературе глубже и шире охватывать явления действительности, художественно познавать их. Для слова нет ограничений. В литературном произведении слово выступает в тесном единстве его образной и понятийной сторон. Именно эта особенность словесного искусства расширяет возможности предмета литературы по сравнению с другими видами искусства.

Словесное искусство позволяет детям понять многие общечеловеческие проблемы, обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий мир. Исследователи проблем литературы традиционно выделяют три функции словесного искусства: познавательную, воспитательную, эстетическую.

Наличие познавательной функции литературы совершенно очевидно, так как первоисточник художественного творчества - реальная действительность. В процессе чтения мы познаем окружающий мир, человеческие отношения и характеры. Но познание в искусстве не ограничивается одними сведениями и фактами.

Эстетическая функция литературы - основная, именно это обусловлено ее природой. “Цель искусства, - отмечает Л.И. Тимофеев, специалист в области литературоведения, - состоит в том, чтобы эстетически осмыслить действительность”. Вызвать эстетическое чувство - значит, в особой форме познать действительность “под углом зрения той эстетической цели, которой руководствуется писатель”. Эти задачи литература решает полностью: формирует эстетическое отношение к художественной культуре и действительности, активизирует собственное художественное творчество. Результат эстетического развития и образованности человека - эстетическая воспитанность. Понятие это предполагает, прежде всего, наличие идеала, представления о прекрасном в природе, обществе и самом человеке. С эстетическим идеалом неразрывно связан художественный вкус, способность чувствовать и оценивать совершенство и несовершенство в искусстве и жизни.

Коммуникативная роль искусства признается тем исходным началом, которое образует всю систему искусства. Ее суть: произведение - своеобразный канал связи между писателем и читателем, осуществляемой с помощью языка художественных образов. Литература - это искусство, связанное с речью, важнейшей формой человеческого общения. “Изящная словесность” - это художественное слово, особым образом воздействующее на читателя. А слово доступно всем - от мала до велика.

Специфика литературы для детей - в органическом сочетании требований искусства с требованиями педагогической науки. Как часть общей литературы, она подчиняется всем законам искусства и является особой формой познания окружающей действительности. Чем меньше возраст предполагаемого читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок.

Особенность литературы для детей как части педагогической науки обусловлена возрастом читательской аудитории и воспитательно-образовательными задачами.

В.Г. Белинский утверждал: “Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека”.

Сказкотерапия

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка с проблемами развития, а также и детей дошкольного и младшего школьного возраста:

Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает... Иногда поведение героя вначале не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей выступает формирование таких качеств личности, как:

  • автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
  • активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
  • социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
    • мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
    • когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
    • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Опыт работы подтверждает, что в процессе коррекционно-развивающей сказкотерапевтической деятельности происходит комплексное развитие ребенка: его эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик, познавательных процессов, следствием чего является успешная интеграция ребенка в общество.

Сказка в работе с детьми дошкольного возраста

Устное народное творчество, в том числе и, прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, тем более что доброта многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание - первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявляться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному - вообще ко всему живому. Каждая сказка рождает в душе детей такие чувства, как участие, волнение, сопереживание.

Дети нуждаются в доброте и ласке, но одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых - помочь им сохранить это качество на всю жизнь.

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.

У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.

Приложение.