Нетрадиционная изобразительная техника "Декупаж" в воспитании у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры

Разделы: Работа с дошкольниками


Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. И сейчас эта проблема приобретает первостепенное значение. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная с экологической точки зрения. Каждый из тех, кто принёс вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Цель экологического воспитания – формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознать свои действия по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей, в природе, является и первым шагом на пути решения природоохранной проблемы будущего. Как сделать работу незаметной и привлекательной для дошкольника? Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети не плохо усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в увлекательной форме, в том числе с использованием нетрадиционных изобразительных техник. Обратимся к технике – декупаж. Что такое декупаж? Декупаж – техника декорирования. В настоящее время декупаж – это наклеивание картинок на различные поверхности и последующее закрепление их лаком. Цель – добиться эффекта нарисованной картины на декорированном предмете. Это увлечение доступно любому, кто чувствует необходимость создавать собственные уникальные декорации. А теперь немножечко подробнее с углублением в историю. Слово декупаж – происходит от французского «вырезать», но сама техника зародилась в Китае. Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце 15 века в Германии, где вырезанные картинки использовали для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в 17 веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали несколькими слоями лака. Таким образом, мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации. В России всплеск интереса к декупажу возник в начале XXI века, однако эта техника в нашей стране не получила подлинного распространения. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трёхслойных салфеток, поэтому декупаж получил название салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты. Единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов.

Техника доступна детям старшего дошкольного возраста. Работу с детьми по изобразительной деятельности в данной технике можно строить по плану, имея цель: дать понятие о технике – декупаж, обучить приёмам декорирования предметов, развить эстетический вкус и творческие способности при оформлении работы; воспитать интерес к нетрадиционным видам декоративно – прикладного творчества. Можно реализовать целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства и мысли; поддерживать личностное творческое начало;
  • учить отбирать содержание аппликации;
  • поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы на основе представлений, полученных из наблюдений.
  • отражать в своих работах обобщённые представления о природе (пейзажи в разное время года);
  • создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, изобразительными техниками.

Предварительно, перед тем как приступить непосредственно к работе, можно прочитать сказки о природе, лирические стихотворения, глубоко раскрывающие перед детьми чудо природы. Предложить детям выполнить творческие задания, направленные на развитие ощущения взаимосвязи природы и человека. Тут добрый помощник пособие: Л. Лопатина, М. Скребцова « Сказы матушки Земли». Потом в процессе творчества проговаривать отрывки стихов, сочинять сказки.

Декорировать в технике декупаж, используя природные мотивы, доступно всё, что подскажет вам ваша фантазия: подарочные коробки, шкатулки, шкафчики, цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски. Поверхность может быть не только твёрдой (фарфор, стекло, дерево, керамика, пластмасса), подойдёт даже ткань. Для этого используют специальный декупажный клей для ткани, который не растрескивается при стирке. В этом и вся прелесть декупажа – полёт фантазии вашей неограничен!

Для работы необходимо запастись инструментом: ножницы, клей, лак, кисти. Ножницы для декупажа следует выбирать острые. Желательно иметь и фигурные. Кисти нужны обязательно. С их помощь наносится клей, лак, акриловые краски. Выбирать кисти следует в зависимости от того, для какого вида работ они предназначены. Для работы с клеем подойдёт плоская синтетическая кисть средней жесткости №8 или №10. Для лаков и красок следует использовать полумягкие плоские кисти, выполненные из волоса пони. Для создания особых эффектов пригодится обычная зубная щётка. Также понадобятся губки и валики. Губки понадобятся для окрашивания больших поверхностей при создании фона для декупажа. К вспомогательным инструментам и материалам можно отнести ватные палочки, зубочистки, наждачная бумага, малярный скотч, фен. Основным материалом для работы в технике декупажа является клей. Это может быть как специальный, так и обычный ПВА или клеевой карандаш. Лак для декупажа необходим для защиты изделий от внешних воздействий. Лаки используют алкидные и акриловые.

Порядок работы в технике – декупаж.

  1. Идея.
  2. Предварительная обработка.
  3. Вырезание узора.
  4. Приклеивание.
  5. Покрытие лаком.
  6. Дополнительная обработка.

Подготавливаем рабочую поверхность, если это необходимо. Моем, сушим, шкурим, грунтуем, обезжириваем и наносим выбранный фон. От салфетки отделяем верхний слой с рисунком и острыми ножницами аккуратно вырезаем из него понравившийся мотив, либо клеим салфетку целиком. Если это рисунок из журнала, можно вырезать фигурными ножницами нужную вам конфигурацию. Убедившись, что поверхность чистая и сухая предварительно собираем желаемую композицию из выбранных мотивов. Разбавляем в отдельной ёмкости клей ПВА пополам с водой и потихоньку начинаем приклеивать от середины рисунка осторожными движениями, чтобы не порвать салфетку. Рисунок из журналов более устойчив к воздействию. Дождавшись полного высыхания клея, покрываем поверхность, не менее чем двумя слоями лака.

Для эффективности усвоения детьми экологических знаний и процесса формирования экологической культуры есть смысл внедрять нетрадиционные изобразительные техники и в частности технику – декупаж.

В декабре 2011 года мы с детьми готовились к конкурсу «Огород на окне», который должен пройти в феврале 2012 года на базе детского сада. Цель конкурса: познакомить детей с овощными культурами, способами выращивания и ухода за ними, а также укрепление связи между родителями, детьми и детским садом.

Заранее приготовили ёмкости для рассады и декорировали в нетрадиционной изобразительной технике – декупаж. (Рисунок 1.)

То есть решили мы с детьми устроить огород с выдумкой. Получилось.

Большие возможности проявить фантазию, умения и навыки появились у ребят в предновогоднем конкурсе «Фабрика Деда Мороза». (Рисунок 2) Много индивидуальных и коллективных работ порадовали глаз родителей и гостей группы.

Для детей старшего дошкольного возраста доступно создание плакатов серии «Экологическая тревога» с использованием нетрадиционных изобразительных техник. (Рисунок 3)

  1. «Травогубители» (о вреде гербицидов)
  2. «Долой вредные овощи» (действие удобрений)
  3. «Ядовитые дожди» (о выбросе вредных отходов разными промышленными предприятиями)
  4. «Пожар в лесу»
  5. «Нефтяная рыбка»
  6. «Не рвите цветы»

Возвращаясь к личному опыту, хочу заметить, что становление эстетического отношения у детей дошкольников к природе происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании.

Для получения наилучших результатов по экологической воспитанности детей необходимо включать нетрадиционные изобразительные техники в разнообразные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, личностно-ориентированную, художественно – эстетическую, трудовую.

Приобщая детей к созданию фантазийных композиций на тему природы, старайтесь инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств (сочетание разных способов и приёмов работы).

Желаю вам творческих находок, все получится, даже если в начале творческого пути будут ляпы, как у героя стихотворения « Крокодил».

Из пластилина я слепил большого крокодила.
Меня и папа похвалил, и мама похвалила.
Сказала мне:
– Ну и сын!
Прекрасный вышел апельсин!
А папа: – Умник! Это – отличная ракета!

Фото 1

Фото 2

Фото 3