Цели:
- закрепить понятие прилагательного как части речи
- повторить грамматические категории имени прилагательного
- развивать речь учащихся
- воспитывать эстетический вкус
Оборудование: иллюстрации, криптограммы, музыкальные средства, мяч, лимон.
Ход урока
I. Организационный момент с эмоциональным настроем на урок
II. Актуализация опорных знаний
– Что такое имя прилагательное?
– С какой частью речи связано прилагательное в предложении?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Как определить окончание имени прилагательного?
III. Основная часть
1. Детям предлагаются предметы, к которым они должны подобрать слова-признаки.
мяч – форма – размер – цвет – материал – предназначение – время использования
лимон – вкус – размер – форма – цвет
2. Какой сейчас месяц? Придумайте на каждую букву месяца словосочетания. (март – майская роза, апельсиновый сок, раннее утро, тропический ливень.) Определите род имён прилагательных.
3. Заменить словосочетание сущ.+сущ. на прил.+ сущ., поставить в данных падежах:
хитрость лисы – П.п
игра в карты – Р.п
ружьё охотника – Т.п
хлеб из пшеницы – П.п
месяц весны – Д.п
каникулы зимой – Т.п
4. Криптограмма:
5 7 10 1 л и с т
2 9 12 16 3 4 к о р е н ь
12 6 10 8 5 9 11 2 8 р у с а л о ч к а
14 9 17 8 в о д а
5 16 15 7 13 л е ш и й
2 6 14 15 7 3 2 8 к у в ш и н к а
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Т К Н Ь Л У И А О С Ч Р Й В Ш Е Д
Физкультминутка
5. Развитие речи.
Описание кувшинки.
– Какие листья? (Форма, цвет, размер, с чем можно сравнить)
– Как выглядит цветок?
– Какие лепестки и как они расположены, какого цвета серединка?
– С чем можно сравнить кувшинку?
6. Работа с текстом.
а) Письмо под диктовку с объяснением орфограмм.
Погожим днём белая кувшинка плавает по гладкой водной поверхности. Всем радостно от чудного вида прелестной красавицы. А поздним вечером кувшинка уходит под воду. Плотно сжимает она нежные лепестки крепким кулачком и ныряет с головой. Короткой летней ночью она спит в мрачном подводном царстве.
Утро будет ясным – кувшинка снова очарует всех изысканной красотой.
В ненастную погоду на капризную спящую красавицу будут смотреть только рыбы под водой.
б) Какие словосочетания использует автор для описания кувшинки?
– Почему автор сначала пишет прелестная красавица, а потом капризная красавица? Чем это объяснить?
– Какие художественные приёмы использованы? Для какого описания характерны эти приёмы? (делового или художественного) Для чего они используются?
в) Подберите синонимы к словам: погожим, прелестной
– Назовите слова с непроизносимыми согласными, вспомните другие слова на эту орфограмму.
г) – Морфемный разбор слов: капризную, мрачном
Прочитайте текст.
Определите стиль.
КУВШИНКА, род многолетних водных трав с крупными плавающими листьями и различно окрашенными цветками (семейство кувшинковые). Свыше 50 видов, по всему земному шару. Молодые корневища (у некоторых – семена и почки) съедобны. Несколько видов разводят как декоративные. К роду кувшинок относится и так называемый египетский, или нильский, лотос.
(Какой текст легче и интереснее читать? Почему?)
7. Дополнительные сведения к уроку.
КУВШИНКА
У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией – кувшинкой.
В Древней Греции цветок кувшинка был символом красоты и красноречия.
В средние века в Европе родились сказки об эльфах – маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, в чашелистиках кувшинки. Кувшинку называли лебединым цветком. Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водяная лилия образовалась из искр, упавших с Полярной и «Вечерней» звезды, когда они столкнулись между собой, споря из-за обладания стрелой, которую в минуту смерти выпустил индийский вождь.
У славянских народов красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный или рыбий хвост, корневищем был превращён народной фантазией в русалку – прекрасную девушку с рыбьим хвостом.
Древние славяне считали, что кувшинка помогает путешественникам. Отправляясь в путь, они зашивали в ладанку кусок корневища кувшинки и вешали себе на шею, произнося заклинание: «Одолень – трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всём пути и во всей дороженьке».
Чистой тетрадью, по замерзшему озеру, о мирном договоре, в хрустальной вазе, с домашним учителем, сложной задачи, в синем море, топкого болота, тихую рощу, грозному зверю.
Послушные кувшинки
Солнце заснуло,
Заснули кувшинки.
Тихо баюкают их
Камышинки.
Утром,
Лишь солнечный лучик
Прольется,
Тотчас кувшинка
Послушно проснется.
Т. Дмитриев
Кувшинка
Золотое блюдце
В голубой реке,
А на блюдце – пчелка
С мёдом в хоботке.
Золотая пчелка
В блюдце золотом
Пьёт росу речную
И жужжит о том,
Что как только вечер
Спустится с вершин,
Превратиться блюдце
В золотой кувшин!
Ю.Мориц
Автор: Владимир Степанов
В прозрачной летней дымке Качаются кувшинки. Качаются кувшинки На озере лесн... Автор: Владимир Степанов
В прозрачной летней дымке
Качаются кувшинки.
Качаются кувшинки
На озере лесном.
Таят в себе кувшинки
Прохладу зимней льдинки.
Прохладу зимней льдинки
И летней ночи сон.
В прозрачной летней дымке
Качаются кувшинки.
Качаются кувшинки
На ласковой волне.
И капельки росинок –
Звенят на дне кувшинок,
Звенят на дне кувшинок
В хрустальной тишине.
В прозрачной летней дымке
Качаются кувшинки.
Качаются кувшинки
От берега вдали.
Позвольте мне, сестрицы,
Из вас росы напиться.
Из вас росы напиться
И утренней зари.
IV. Рефлексия
– Что интересного узнали на уроке?
– Что вам понравилось?
– Что бы вы ещё хотели узнать?
V. Домашнее задание на индивидуальных карточках: переделать словосочетания в прил.+сущ., поставить в указанном падеже:
варенье из малины – П.п,
дом из камня – Д.п,
ловкость обезьяны – Т.п,
костюм для спорта – Р.п,
следы птиц – Д.п,
день летом – П.п,
ветка с колючками – В.п.