Предлагаемая статья стала результатом работы в составе рабочей группы, которая была сформирована на базе экспериментальной площадки в школе. Инновационная деятельность была направлена на создание системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды. Анализ опыта педагогического коллектива, собственного опыта учителя позволил нам разработать систему психологической безопасности образования среды школы, создать диагностические материалы оценки образовательной среды по критерию психологической безопасности. Работа над данной проблемой позволила по-новому оценить роль учителя в образовательном процессе. Из всего спектра предметов биология наиболее связана с проблемой психологической безопасности, так как в преподавании курса “красной нитью” проходит экологическое образование и воспитание. Биология нагляднее осуществляет синтез экологии и психологии и вносит весомый вклад в создание безопасности образовательной среды.
В современном мире растет потребность в людях, умеющих быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибких, способных работать больше, чем в одной профессиональной позиции, в том числе и в роли организатора-руководителя. Требуются люди любознательные, пытливые, стремящиеся выяснить, что происходит, и оказывать влияние на происходящее, способные сохранять самообладание в условиях неопределенности, способные перемещать идеи из одной области в другую. Иными словами, в грядущем устройстве мира будут вознаграждаться прежде всего индивидуальность и предприимчивость, ориентированность на будущее.
Семья, школа, вуз, а далее работа призваны выковать из человека природного человека социального, нравственного, поэтому перед образовательной системой (школой) стоит задача воспитать такого Человека.
Классической задачей школы всегда являлась передача знаний и умений от педагога к ученику, воздействуя на разум ученика, конечно упрощенно, но по сути так.
Порой мы забываем, что разум тесно связан с чувствами и эмоциями человека. “Мне представляется разум и чувство тесно-претесно переплетенным клубком: одна нить– разум, а другая – чувство, и всюду они друг с другом соприкасаются, и когда одна из них бодрствует, а другая спит, когда в этом клубке рядом мертвое и живое, разве может быть сила, разве может быть какая-нибудь работа с помощью такого помертвелого, чуть не загнившего клубка?” писал В.И.Вернадский.
Предлагаю материал для обсуждения и размышления, опыт отношения учителя к ученику, выражающий экопсихологические принципы развития человека и его сознания.
- Первый основной принцип – “Самоценность каждого человека”. Кем бы он ни был – учеником, учителем, родителем, каким бы “плохим” или “хорошим” он вам не казался, он равноправен вам как природное явление и потому исходно (по определению) достоин и требует к себе уважительного отношения. Вспомните об этом перед тем, как вступать в общение с детьми и обдумывать меры по воздействию на них.
- Второй основной принцип – “Не навреди!” И поэтому, если не уверены в своем понимании поступка, лучше подождите, пока это понимание прояснится.
- Чтобы другой человек вас услышал, он хотя бы частично должен быть “пустым”. Шутка и игра – лучший способ снять напряжение и … быть услышанным.
- Быть строгим – это совсем не значит быть злым (настороженным, жестким, “закрытым”).
- Жизнь – это большая игра, в которую играют и дети, и взрослые и которая имеет свои правила. Но дети знают это, а взрослые чаще всего забывают или думают, что это не так.
- Нет ничего серьезнее, чем дать возможность ученику почувствовать себя другим, отличным от того, кем он ощущал (знал) себя до тех пор,– это и есть момент истины в его личном продвижении, в преодолении ограниченности собственных актуальных возможностей.
- Чтобы быть способным к сознательной разработке образовательной среды, ориентированной на развитие экологического сознания учащихся, учитель сам должен пребывать, мыслить и действовать в сфере этого сознания. Для этого он должен научиться воспринимать и мыслить не “линейно” (противопоставляя себя Окружающему), а “сферически” (включая себя во все более расширяющиеся сферы Бытия и соответственно Сознания).
Проанализировав вышеизложенные принципы, необходимо ввести термин “экологическая психология”. Поскольку экопсихология находится в фазе становления, то существует множество разночтений в трактовке данного понятия. Для одних экологическая психология всего лишь качество психологии личности, для других особый педагогический инструментарий, мне ближе эта формулировка, для третьих – новая область знания, претендующая на разработку принципов, которые могли бы повлиять на парадигмы психологической экологической наук в целом.
Экопсихология: переформатированное сознание.
Утверждение на злобу дня в образовании, траектория развития отношений ученик – учитель. Синтез экологии и психологии происходит в следующих предметных областях:
- экология человека
Круг проблем экопсихологии условно разбивается на три уровня.
Первый уровень – это изучение экоусловий сохранения и развития психики человека, определение предельно допустимых значений различных параметров среды, поиски оптимума, изучение влияния различных типов загрязнений, в том числе и “психологических”. Экспертиза образовательной среды на этом уровне решает вопросы комфортности образовательной среды, защищенности от психологического насилия.
Второй уровень соответствует отражению “психического” на Мир, реализуемому в процессе деятельности ученика, учителя, целенаправленный, сознательный характер который обуславливает отражение в преобразованном Мире (эйкосе – школе) общих и особенных психологических свойств личности. Психологическая экспертиза образовательной среды определяет и регулирует качество межличностных отношений.
Третий уровень составляют психологические проблемы ноосферогенеза. Современный школьник, учитель являются носителями особой геологической (по В.И.Вернадскому) и космической силы, сравнимой с естественными природными силами по влиянию на судьбу планеты – Образовательного учреждения. Вершина-удовлетворенность образовательной средой всех участников социума. Сотрудничество нового типа возникает в Образовательном учреждении. Быть может, именно экологии как науке о Доме, в союзе с психологией – наукой о Душе строителя Дома, предстоит сыграть эту роль.
А.А.Калмыков, кандидат педагогических наук предлагает эколого-психологическую трактовку понятия личности. Данное понятие подразумевает способность “каждого” видеть в природе – образовательной среде “другого”, а также осуществлять взаимодействие по схеме:
Я (психо) + Ты (эйкос) = Мы (психо + эйкос).
Данная схема – это эколого-психологическая модель рефлексии. Совершенная личность (учитель, ученик) обязана обладать способностью к такого рода рефлексии и непрестанно упражняться в этом: “…душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”. Если этого не происходит, и нет внутренней потребности анализировать, то личность деградирует, а учебно-воспитательный процесс останавливается в своем развитии, движении. А раз так, то следует двигаться в двух поддерживающих друг друга направлениях: наводить порядок во внешнем доме – эйкосе, и во внутреннем доме – душе.
Все сказанное ранее в большей степени используется при изучении курса биологии и экологии. На мой взгляд, внедрение экопсихологии необходимо в междисциплинарном масштабе. Об этом следует задуматься любому учителю, заинтересованному в успехе образовательного процесса. Для наглядности и как элемент рефлексии предлагается одна из презентаций, подготовленная для педагогов нашей школы.