Занятие проводится по технологии развития критического мышления.
Триединая дидактическая цель занятия состоит из:
а) познавательного аспекта
б) развивающего
в) воспитательного.
Познавательный аспект — создать условия для осмысления, осознания информации о театре, как средстве художественно — эстетического воспитания.
Развивающий аспект — создать условия для развития интонационной выразительности у детей через мимику, жесты, театрализованную деятельность;
- для развития творческого самовыражения в театрализации;
- для развития коммуникативной компетентности.
Воспитательный аспект — способствовать воспитанию у детей таких качеств, как умение перевоплощаться, умение договариваться в группе, прислушиваться к мнению других, совместно добиваться поставленной цели.
Тип занятия — интегрированное.
Формы организации познавательной деятельности:
а). фронтальная
б). групповая
в). индивидуальная
Структура занятия:
а). вызов — актуализация субъектного опыта (в первой части занятия вспоминают всё, что знают о театре).
б). осмысление и размышление — систематизация и обобщение знаний (в театрализованной части, в части ознакомления с правилами поведения в театре).
в). Рефлексия — осознание себя в деятельности, обобщение чувств, ощущений (в конце занятия).
Методы:
а. по источникам знаний:
- словесные, наглядные, практические.
б. по степени взаимодействия воспитателя и детей:
- беседа, самостоятельная работа детей.
в. по характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковый, репродуктивный
г. по принципу расчленения или соединения знаний:
- аналитические, обобщающие.
д. по характеру движения мысли от незнания к знанию:
- интерактивный.
Приёмы по технологии развития критического мышления:
1 .ЗУХ (трёхчастный дневник) — “знаю” (наблюдается в вызове), “узнал” - в знакомстве с правилами поведения в театре, “хочу узнать” - в рефлексии.
2. для интонационной выразительности — театрализованная деятельность, игровые приёмы с кубиком, веером, с иллюстрациями сказочных персонажей, привлечение внимания к гостям.
Приёмы для активизации познавательной деятельности:
- заполнение чаши бусинками — “знаниями”;
- правила поведения в театре в стихах;
Приёмы для заинтересованности детей:
- билеты в театр
- игровой — “Найди пару к сказке”.
Приёмы для формирования интонационной выразительности:
- инсценировка сказки;
- пантомимические изображения сказочного героя из сказки:
- чтение стихов:
- исполнение песен;
- игровые приёмы — “мимический кубик”, интонационный веер.
Материалы и оборудование:
- маски для инсценировки;
- аппаратура для воспроизведения аудиозаписей;
- ваза пустая для бусинок;
- “мимический кубик”;
- интонационный веер;
- трёхчастный дневник воспитателя;
- номера, прикреплённые на столы;
- домик — теремок;
- из цветной бумаги двери театров.
Раздаточный материал:
- одноразовые тарелки разделённые на три части (трёхчастный дневник) тарелочки с бусинками;
- картинки для заполнения трёхчастного дневника;
- билеты для входа.
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках на ковре).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как и где ваши родители могут отдохнуть после работы?
(Ответы детей).
Воспитатель: Верно. Скажите, как вы проводите свой выходной день? Куда можно сходить с родителями, бабушками, дедушками в выходной день?
(ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите на презентацию. Я вам покажу места, где можно проводить выходной день.
(показываю на презентации картинки – Слайд 2)
Верно, на последней картинке вы видите зрительный зал театра. Мы с вами уже говорили о театре. Сегодня мне хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Вы знаете, что вход в театр возможен по билетам, которые покупают в кассе театра. Сегодня я буду кассиром и раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места за столами, как в театре, соответственно своему номеру билета. За каждым столом 2 места.
(На столах прикреплены номера, дети занимают места за столами, таким образом они делятся на пары).
Воспитатель: Все заняли свои места. Что — то вы уже знаете о театре, что- то узнаете ещё сегодня. У меня на столе стоит пустая ваза, которую мы сегодня будем наполнять знаниями о театре. У вас на столах стоят чашечки с бусинками. По мере того, как будут пополняться ваши знания о театре, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. За каждый правильный ответ, вы кладёте одну бусинку в мою пустую вазу.
На каждом столе стоят одноразовые тарелочки, разделённые на три части с условными обозначениями (+, -, ?) — такой трёхчастный дневник, который вы будете заполнять картинками, которые лежат на подносиках. Работать вы будете в парах.
Дети, постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Посовещайтесь с соседом и выберите те картинки о театре, что о нём вам уже известно, и положите её в самый большой раздел тарелочки, где стоит знак (+). Когда вы заполните этот раздел тарелочки и будете готовы отвечать, просигнализируйте мне об этом поднятием рук, сцепленных между собой.
Ваши ответы я буду показывать на презентации. Раздел тарелочки, где стоит знак (-), будем заполнять, когда вы что — то узнаете новое о театре. А раздел, где стоит (?) если вам еще что — то захочется узнать о театре.
(Дети работают индивидуально и в парах, сигналят о готовности).
Воспитатель: Что ж, вижу, что все готовы.
(Дети рассказывают, что они знают о театре – там есть сцена, зрительный зал, продают билеты, выступают артисты и т.д. За каждый правильный ответ кладут бусинку в пустую вазу на столе воспитателя. (слайд 3)
Воспитатель: Давайте, теперь вспомним о том, какие театры вы знаете? Также за каждый правильный ответ вы кладёте бусинку в пустую вазу. Чтобы вам было легче вспоминать, я буду показывать картинки на слайдах.(слайд 4)
(Картинки кукольного театра, театра оперы, балета, драматического, настольного театра, пальчикового театра).
Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов.
( в группе в разных местах организованы театры)
И так, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра. У каждого театра висит вывеска соответствующего цвета. Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.
1. театр юного зрителя.
2. настольный театр.
З. пальчиковый театр.
(Дети таким образом делятся на три группы).
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.
Артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки “Теремок”, артистам настольного театра надо показать фрагмент из сказки “Три медведя”, а артистам пальчикового театра – фрагмент сказки “Колобок”.
Все дети выходят на ковёр.
Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко. Для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие — либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в “Мимический кубик”. У меня в руках кубик, на сторонах которого изображены различные фрукты и овощи. Нужно на лице изобразить его вкус выпавшего фрукта или овоща (кислый, горький, сладкий, кислый) (слайд 5)
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру “Мимический веер”. На презентации я вам показываю выражение лица, с которым надо произнести фразу “У нас гости”. (испуганно, радостно, сердито и т.д.) (слайд 7,8,9,10)
Воспитатель: А теперь займите свои места за столами. Театр — это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?
Дети: (ответы).
Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре. (слайд 11,12, 13.14, 15)
(воспитатель говорит от имени куклы)
Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: “дай, мне дай!”В зале, где артисты выступают
Не жуют. фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.
Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Найдите у себя в тарелочках карточку с буквой “П” - это означает правила. И положите её в раздел вашего дневника, где стоит знак (-). Это то, что вы узнали сегодня на занятии. Надо пополнить бусинками вазу.
Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?
(Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Хотели бы вы узнать Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Кирове? Как стать артистом?)
Воспитатель: Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.
Давайте в конце нашего занятия проведём игру “Найди пару сказочному герою”. И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово вместе с гостями, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии.
(На доске вывешены персонажи сказочных героев. Дети со стола берут карточки с другими сказочными героями и подбирают им пару из одной сказки. Если все персонажи подобраны верно, то открывается слово “МОЛОДЦЫ!” )