Цели урока:
- учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа;
- развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа;
- развивать читательские умения при различных видах работы с текстом:
а) моделирование;
б) анализ сюжета;
в) поисковое чтение; - формировать читательские умения: правильно называть произведение, тему, жанр;
- воспитывать любовь к Родине через заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- компьютер : диск с портретом писателя, с показом обложек его детских книг;
- условные обозначения для моделирования;
- наглядное пособие – карточки с “эмоциями”;
- цветные карандаши у детей, цветной мел у учителя, листы бумаги А4;
- учебник “Литературное чтение” Iч,автор: Н.А.Чуракова (Перспективная нач.шк.)
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, дорогие ребята! Зовут меня Валентина Викторовна. Сегодня на уроке чтения я буду вашим учителем. Желаю нам всем успехов!
2. Проверка домашнего задания.
Вопросы для повторения:
– Напомните мне, пожалуйста, с каким произведением работали на прошлом уроке.
– К.Паустовский.”Заячьи лапы” (обращаю внимание на правильное называние
произведения).
– К какому жанру относится это произведение?
– Это рассказ. Прозаическое произведение.
– А кто может объяснить название рассказа?
– Заяц ожег лапы, спасая деда.
– Понравился ли вам рассказ?
– Да.
– Кто из героев понравился больше всех?
Поисковое чтение:
– Найдите в рассказе эпизод, который можно прочитать вот с такой эмоцией (карточки).
3. Постановка задачи на урок.
– Сегодня я предлагаю вам поближе познакомиться с героями рассказа.
а) Будем моделировать. Для работы вам понадобятся цветные карандаши, листы бумаги А4 и активная работа!
Компьютер: появляется слайд с условными обозначениями:
черная полоса – отрицательное отношение
серая – никакое (нейтральное) отношение
зеленая – уважительное отношение……
желтая – сочувствие (жалость)……….
красная – доброе (дружеское) отношение
Объясняю задание:
– Сейчас при помощи моделирования мы будем оценивать отношения между
героями рассказа. (Беру мел.)
– Кто главный герой рассказа? (Объект повествования.)
– Заяц
– Чертим в середине листа кружок и пишем Заяц.
– В начале рассказа мы знакомимся с Ваней. Что делал Ваня в селе? Как он
относился к Зайцу?
(Учащиеся доказывают словами из текста, как мальчик относился к Зайцу. рисуем кружок и пишем “Ваня” и от слова “Ваня” провожу к “Заяц” красную стрелку.)
Аналогично работаем с остальными героями;
В результате получается вот такая схема:
(В схему можно добавить “Автора” и “ Я”.)
Делаем вывод: почти все, кто участвовал в спасении зайца, очень хорошие люди и их гораздо больше, чем плохих.
– Ребята, а знаете ли вы какие– либо другие произведения, в которых тоже приходится кого-то спасать? (“Слон”– отец приводит настоящего слона. Автор – Куприн.)
– Легко ли оказать помощь другому?
– Нет. Не каждый способен на такое.
Физкультминутка “Зайчик”.
Давайте покажем, какой зайчик пушистенький, какие у него длинные ушки, короткий хвостик. Как всего зайчик боится, трусливый, трясется от страха. А лапки-то у нашего зайчика больные. Погладим лапки, пожалеем соседнего зайчика. А теперь попрыгаем. Год 2011– это был год Зайца по восточному календарю. Он от нас уйдет 23.01.Давайте его проводим, похлопаем ему и попросим, чтобы в Новом году у нас все было хорошо!.
б). Развитие речи. Пересказ. (Схема) “Как вели себя герои” =
– Только что мы рассматривали отношения между героями рассказа. А теперь
попробуйте сами побыть рассказчиками.
– Посмотрите, что я придумала. (Показываю на схеме). =
– Под каким героем ставлю вот такой знак = о том и рассказываете.
– Например, = поставила под Анисьей – рассказывать надо, как Анисья помогла
спасти Зайца ит.д. Д/З : по этому модельному плану
рассказывать обо всех героях, как они себя вели; прочитать весь рассказ
еще раз
4. Итог урока. Компьютер (слайд с портретом К.Паустовского).
– Молодцы! Отлично справились с задачами урока.
– А какие задачи были?
– Поближе познакомиться с героями.
– Познакомились?
– Да.
– И что узнали?
а) – Что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упора и настойчивости.
– Ребята, как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю про Зайца?
б) Чтобы люди помогали животным, заботились о них;
– А вы помогли бы Деду и Зайцу, если оказались бы там, вместе с ними?
– Как вы думаете, что будет с зайцем после того, как он выздоровеет?
– Природа не всегда бывает спокойной. О каком стихийном бедствии в лесу мы
узнали из рассказа?
– Пожар.
– О чем еще хочет напомнить нам, своим читателям К.Паустовский?
в) Правила поведения в лесу (спички).
г) Компьютер – (слайд с обложками книг К. Паустовского).
– Закончить урок я бы хотела словами самого К.Паустовского:
“Читайте, читайте, читайте! Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти– КНИГИ..
5. Оценивание учащихся. – Мне понравилось с вами работать! Молодцы!