Тип урока: Изучение учебного материала.
Форма урока: Мини-урок.
Время урока: 5 минут.
Цели и задачи урока:
Образовательная: Получить первоначальные представления о химических элементах.
Коррекционно-развивающая: Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти через приемы и средства интеграции предметов.
Воспитательная: Формировать чувство сплоченности и коллективизма.
Вид интеграции: Межпредметная интеграция на основе перспективных понятий
Понятия по химии: Металлы и неметаллы; химические элементы; знаки; символы.
Понятия по литературе: поэзия.
Оборудование:
- Йенс Яков Берцелиус (1779–1848) – портрет.
- Жетончики с оценками («3»; «4»; «5»).
- «Ладошки» разного цвета (желтые, синие, белые, черные).
- Карточки с элементами: свинец, серебро, золото, железо, медь.
- Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
Программное обеспечение: Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.
Ожидаемый результат: Раскрытие познавательной и творческой активности, интереса химическим знаниям.
Структура урока:
- Организационный этап урока.
- Повторение изученных понятий.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученных понятий.
- Этап самооценки.
- Этап рефлексии.
- Домашняя работа.
Ход урока
Здравствуйте, учащиеся 8 класса!
I. Организационный этап урока.
Учитель:
В мире элементов – чудеса,
Буквы превратились в знаки,
Знаки в символы латинских букв,
Что здесь правда,
что здесь ложь,
Разберемся
непременно!
Наш урок,
5-минутный,
Начинается сейчас,
в эту самую секунду,
Вас приветствую,
друзья,
на уроке «Химии» 8 класса.
II. Повторение изученных понятий.
Задание на внимание и слуховое восприятие.
– Какой химический элемент, по физическим свойства, можно считать «удивительным исключением»? (ртуть – жидкий металл)
– Какой химический элемент оказался «лишним» в стихотворении, почему? (сера – неметалл)
Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро...
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать:
Всем им ртуть – родная мать!
О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа.2005.
III. Изучение нового материала.
Историческая справка.
В 1814 году шведский химик Йенс Яков Берцелиус ввел современное обозначение химических элементов и латинские названия элементов, превратились в символы, химических знаков.
Задание на вербальную моторику, проговаривание вслух.
Пример: Медь – Cu – Cuprum – «купрум».
- Свинец – «плюмбум» – знак – Pb
- Серебро – «аргентум» – знак – Ag
- Золото –«аурум» – знак – Au
- Железо – «феррум» – знак – Fe
- Медь – «купрум» – знак – Cu
IV. Закрепление изученного материала.
На импровизированных столах учащихся 8 класса, находятся карточки с химическими элементами (свинец, серебро, золото, железо, медь). По просьбе учителя, учащиеся поднимают соответствующий химический элемент, который прозвучит в стихотворении.
Задание на коррекцию и развитие слухового восприятия, зрительную память и мелкую моторику пальцев.
Одна слеза и блеск седин
Один,
Как блеск свинца и пепельного снега.
Егор Исаев
Под февральскими тучами
Ветер и снег,
Но железом не стынущем пахнет земля,
Приближается день
Приближается век.
Повсеместно,
Где скрещены трассы свинца.
Александр Межиров
Упаси меня от серебра
И от золота свыше заслуги
Я не знал и не знаю добра
Драгоценнее ливня и вьюги.
Николай Рубцов
Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро
Кипит фосфорически бурно
Земли огневое ядро.
Андрей Белый
Как сверкал, как слепил и горел
Медный панцирь под хищной Луною.
Николай Гумилев
Поблекшим золотом, холодной синевой,
Осенний вечер светит над Невой.
Георгий Иванов
Старинным золотом и желчью напитал
Там дышит тяжело усталый океан
И веет запахом гниющих трав и йода.
М. Волошин
Осыпаются листья, как мечта за мечтой
В эти грустные дни, в сентябре,
Весь Алтай – золотой,
А вершины его в голубом серебре.
Петр Драверт
Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин.
Андрей Белый
Крепче голубой мороз,
Воздух скован, пахнет дым,
Кто тебя, дитя, принес,
В край железных звездных зим!
Сергей Соловьев
V. Этап самооценки.
Можно многое сказать, и даже показать,
За успешную работу – «5»!
За хорошие ответы – «4»!
Кто на тройку материал усвоил –«3»!
Обоснуйте свой ответ!
VI. Этап рефлексии.
Учитель, просит использовать «бумажные ладошки».
Нам понравилось, надеюсь!
Покажите ваши бумажные «ладошки»!
Наши старания, оправдались, и мы многое узнали!
Кульминация урока, домашнее задание.
Внимание!
VII. Домашняя работа.
В паре элементов спор.
«Гидрогениумом» говорит «нитрогениуму»:
«Я хорош, не спорь со мной, ведь я водою порожден»!
Где здесь, правда?
Возможный ответ: «Гидрогениум» – химическое название водорода, в переводе означает «рождающий воду». «Нитрогениум» – азот, рождающий соли.
Водород и азот – типичные неметаллы, газообразные вещества в свободном состоянии.