Интегрированный мини-урок по теме "Химические элементы". 8-й класс

Разделы: Химия, Коррекционная педагогика

Класс: 8

Ключевые слова: Нетрадиционная форма урока по химии, Неметаллы


Тип урока: Изучение учебного материала.

Форма урока: Мини-урок.

Время урока: 5 минут.

Цели и задачи урока:

Образовательная: Получить первоначальные представления о химических элементах.

Коррекционно-развивающая: Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти через приемы и средства интеграции предметов.

Воспитательная: Формировать чувство сплоченности и коллективизма.

Вид интеграции: Межпредметная интеграция на основе перспективных понятий

Понятия по химии: Металлы и неметаллы; химические элементы; знаки; символы.

Понятия по литературе: поэзия.

Оборудование:

  1. Йенс Яков Берцелиус (1779–1848) – портрет.
  2. Жетончики с оценками («3»; «4»; «5»).
  3. «Ладошки» разного цвета (желтые, синие, белые, черные).
  4. Карточки с элементами: свинец, серебро, золото, железо, медь.
  5. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Программное обеспечение: Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.

Ожидаемый результат: Раскрытие познавательной и творческой активности, интереса химическим знаниям.

Структура урока:

  1. Организационный этап урока.
  2. Повторение изученных понятий.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученных понятий.
  5. Этап самооценки.
  6. Этап рефлексии.
  7. Домашняя работа.

Ход урока

Здравствуйте, учащиеся 8 класса!

I. Организационный этап урока.

Учитель:

В мире элементов – чудеса,
Буквы превратились в знаки,
Знаки в символы латинских букв,
Что здесь правда,
что здесь ложь,
Разберемся
непременно!
Наш урок,
5-минутный,
Начинается сейчас,
в эту самую секунду,
Вас приветствую,
друзья,
на уроке «Химии» 8 класса.

II. Повторение изученных понятий.

Задание на внимание и слуховое восприятие.

– Какой химический элемент, по физическим свойства, можно считать «удивительным исключением»? (ртуть – жидкий металл)

– Какой химический элемент оказался «лишним» в стихотворении, почему? (сера – неметалл)

Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро...
Дал нам Космос на добро.

Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать:
Всем им ртуть – родная мать!

О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа.2005.

III. Изучение нового материала.

Историческая справка.

В 1814 году шведский химик Йенс Яков Берцелиус ввел современное обозначение химических элементов и латинские названия элементов, превратились в символы, химических знаков.

Задание на вербальную моторику, проговаривание вслух.

Пример: Медь – Cu – Cuprum – «купрум».

  • Свинец – «плюмбум» – знак – Pb
  • Серебро – «аргентум» – знак – Ag
  • Золото –«аурум» – знак – Au
  • Железо – «феррум» – знак – Fe
  • Медь – «купрум» – знак – Cu

IV. Закрепление изученного материала.

На импровизированных столах учащихся 8 класса, находятся карточки с химическими элементами (свинец, серебро, золото, железо, медь). По просьбе учителя, учащиеся поднимают соответствующий химический элемент, который прозвучит в стихотворении.

Задание на коррекцию и развитие слухового восприятия, зрительную память и мелкую моторику пальцев.

Одна слеза и блеск седин
Один,
Как блеск свинца и пепельного снега.
Егор Исаев

Под февральскими тучами
Ветер и снег,
Но железом не стынущем пахнет земля,
Приближается день
Приближается век.
Повсеместно,
Где скрещены трассы свинца.
Александр Межиров

Упаси меня от серебра
И от золота свыше заслуги
Я не знал и не знаю добра
Драгоценнее ливня и вьюги.
Николай Рубцов

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро
Кипит фосфорически бурно
Земли огневое ядро.
Андрей Белый

Как сверкал, как слепил и горел
Медный панцирь под хищной Луною.
Николай Гумилев

Поблекшим золотом, холодной синевой,
Осенний вечер светит над Невой.
Георгий Иванов

Старинным золотом и желчью напитал
Там дышит тяжело усталый океан
И веет запахом гниющих трав и йода.
М. Волошин

Осыпаются листья, как мечта за мечтой
В эти грустные дни, в сентябре,
Весь Алтай – золотой,
А вершины его в голубом серебре.
Петр Драверт

Пусть грудой золотых каменьев
Вскипит железный мой камин.
Андрей Белый

Крепче голубой мороз,
Воздух скован, пахнет дым,
Кто тебя, дитя, принес,
В край железных звездных зим!
Сергей Соловьев

V. Этап самооценки.

Можно многое сказать, и даже показать,
За успешную работу – «5»!
За хорошие ответы – «4»!
Кто на тройку материал усвоил –«3»!
Обоснуйте свой ответ!

VI. Этап рефлексии.

Учитель, просит использовать «бумажные ладошки».

Нам понравилось, надеюсь!
Покажите ваши бумажные «ладошки»!
Наши старания, оправдались, и мы многое узнали!
Кульминация урока, домашнее задание.
Внимание!

VII. Домашняя работа.

В паре элементов спор.
«Гидрогениумом» говорит «нитрогениуму»:
«Я хорош, не спорь со мной, ведь я водою порожден»!
Где здесь, правда?

Возможный ответ: «Гидрогениум» – химическое название водорода, в переводе означает «рождающий воду». «Нитрогениум» – азот, рождающий соли.

Водород и азот – типичные неметаллы, газообразные вещества в свободном состоянии.