Предмет – Окружающий мир
Класс – третий
Тема – «Органы чувств»
Тип урока – изучение нового материала
Задачи урока:
- Образовательные: ознакомление с органами чувств и их значением для человека.
- Развивающие: развитие логики, мышления, речи, наблюдательности, навыков самоконтроля, практических умений, связанных с бережным отношением к своему здоровью.
-
Воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах, воспитание взаимной ответственности;
- прививать навыки гигиены;
- пробуждать интерес к учебному материалу через познавательную деятельность вне урока.
Учебно-методическое обеспечение – А.А. Плешаков, учебник «Мир вокруг нас», 3 класс, 1 часть.
Время реализации занятия – 45 минут.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер; интерактивная доска; карты-памятки с нормами гигиены органов чувств; дольки апельсина, яблока, моркови, огурца, сыра и т.п.; салфетки с разными запахами; ножницы; кусочки наждачной бумаги; мячики; кубики.
Ход урока
1. Организационный момент:
У – Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа по группам. (Дети занимают места за столами, разделившись на 4-5 групп). Поприветствуйте друг друга в группах, взявшись за руки:
Д – Ты пришёл и я пришёл,
Вместе всем нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
2. Актуализация знаний:
У – Сегодня на уроке мы будем говорить об организме человека.
Слайд №3: (Изображение фигуры человека) (Приложение 1)
У – Но человек в мире не одинок – он общается и живёт со своей семьёй, другими людьми, получает от них информацию о мире, о событиях в нём, сам делится информацией со своими друзьями, общается и развивается именно в человеческом обществе.
Слайд №4: (Изображение группы общающихся детей или людей)
Что же помогает человеку сориентироваться в этом многообразии жизни, понять какой мир нас окружает? Ответить на этот вопрос нам поможет вот этот кроссворд.
Слайд №5: (Кроссворд). Ответы появляются по мере отгадывания: 1 – ухо. 2 – глаз. 3 – кожа. 4 – нос. 5 – язык.
У – (Озвучивает вопросы кроссворда)
- С помощью чего мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
- С помощью чего мы видим, что написано в книге?
- Какая часть нашего тела помогает узнать колючий плед на кресле или мягкий?
- При помощи чего мы узнаём запах хлеба, цветов или краски?
- Что во рту помогает определить: мы съели конфету или лимон?
У – По горизонтали появилось слово «органы». Да, наши уши, глаза, кожа, нос и язык– это особые, специальные органа нашего тела. Они помогают нам чувствовать. И тема нашего урока так и звучит:
Слайд №6: (Тема урока: Органы чувств человека)
3. Работа по теме урока:
1). Постановка проблемного вопроса.
У – В ходе нашего урока мы должны чётко понять и ответить на проблемный вопрос.
Слайд №7: Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств?
2). У – Отгадайте загадку:
Слайд №8:
Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.
(После отгадывания появляется изображение человеческого глаза и запись: Глаз – орган зрения.)
Д – Это глаза!
У – Глаз – орган зрения человека. Повернитесь. Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Д – Ясные, прекрасные, огромные, чистые, глубокие…
У – А ещё говорят, что глаза– это зеркало нашей души.
Давайте рассмотрим, как устроен глаз.
Слайд №9: (Строение глаза).
У – Цветное колечко – это радужная оболочка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужку покрывает роговица – это тонкая прозрачная плёночка. В центре глаза находится зрачок, он то расширяется, то сжимается и регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик. Дальше по нервам передаются сигналы в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Наши глаза от пыли, ветра и пота оберегают веки, брови и ресницы.
У – А что же именно помогают нам видеть наши глаза? Догадайтесь! Обсуждение в группах. Выводы учащихся. Обобщение с помощью слайдов.
Слайд №10: (Изображение одинаковых предметов, разных по цвету).
Д – Цвет!
Слайд №11: (Изображение предметов, разных по форме).
Д – Форма предмета!
Слайд №12: (Изображение предметов разного размера).
Д – Размер!
Д – (Дети делают вывод): Зрение помогает людям различать предметы по цвету, форме, размеру и их расположению в пространстве.
4. Физминутка.
У – Гимнастика для глаз снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
- Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
- Крепко зажмурить глаза (счёт до 5). Открыть и посмотреть вдаль (счёт до 5).
3). Загадка про язык:
Слайд №13
Всегда во рту, а не проглотишь.
(После отгадывания загадки появляется изображение языка и запись: Язык– орган вкуса.)
Исследовательская деятельность:
От каждой группы к столу учителя подходит по одному ученику. Им завязываются глаза, и предлагается узнать вкус разных продуктов (дольки яблока, апельсина, моркови, огурца, конфет, сыра и т.д.).
У – Вам помогли вкусовые ощущения. Часто мы говорим: как вкусно! Просто пальчики оближешь! Как горько! Фу, какая кислятина! Это работает наш орган вкуса – язык. Как же это происходит?
Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков, них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в наш рот. И по нервам информация о вкусе продукта поступает в наш мозг. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем. Язык – один из наших сторожей. Если мы ненароком возьмём в рот что-то противное или несвежее, язык просигналит об этом мозгу, а мозг – мышцам рта и мы, не задумываясь, выплюнем то. Что вредно организму.
У – Для чего человеку орган вкуса, так ли он необходим?
Д – (Ответы учеников). Вывод.
4). Продолжение работы по теме урока. Загадка про ухо:
Слайд №14:
В дырочку, неказистую на вид,
Входит целый мир – всё, что звучит.
(Появляется изображение уха или картинки с изображением того, как человек улавливает звуки и изапись: Ухо – орган слуха.)
Д – Ухо!
У – Правильно! Ухо – орган слуха человека.
Слайд №15. (Изображение внутреннего строения уха)
Сообщение подготовленного ученика:
То, что мы называем ушами, это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звук (колебания воздуха) и направляет его в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. За барабанной перепонкой есть среднее ухо, от него звуковые колебания проходят ещё дальше – во внутреннее ухо. Оно заполнено жидкостью и чувствительными волосиками. Вибрация этих волосиков передаётся в мозг слуховому нерву. Слух тесно связан с речью.
Ребёнок сначала слышит речь и понимает её, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, затрудняет общение с другими людьми. В это случае глухо – немым людям приходится общаться при помощи мимики и жестов.
У – Так для чего человеку слух?
Д – (Делают вывод): Чтобы знать, что происходит вокруг тебя в мире.
Физминутка. Самомассаж активных лицевых зон.
- потянуть уши вверх, вниз (повторить 4-5 раз);
- потянуть уши в стороны (Чебурашка);
- круговой массаж височной области по и против часовой стрелки;
- «умывание» лица, стряхивание усталости.
5). Загадка про нос:
Слайд №16:
Между двух светил
В середине я один.
(После отгадывания загадки появляется изображение носа и запись: Нос – орган обоняния.)
Д– Это нос!
У – Нос – орган обоняния человека.
Исследовательская деятельность:
По группам раздаются салфетки с разными запахами (запах одеколона, апельсина, пирога).
У – Чем пахнет? Какой орган вам помог различить запахи? Если человек утрачивает обоняние, то пища теряет вкус, можно при этом отравиться.
Почему так важно обоняние для всех людей и особенно для животных?
Д – (Делают вывод): Получаем информацию о том, что происходит вокруг.
6). Следующий орган чувств – это кожа.
Слайд №17: Кожа – орган осязания.
У – Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.
Исследовательская деятельность:
У – Уколите палец иглой. Что вы почувствовали?
Д – Боль.
У – Дотроньтесь до металлических ножниц. Что почувствовали?
Д – Холод.
У – Потрите пальцами и тыльной стороной ладони кусочек наждачной бумаги, лежащий у вас на столах. Что почувствовали?
Д – Шероховатость, колючесть.
У – Закройте глаза и возьмите в руки предметы, лежащие на столе (мячик, кубик, карандаш и т.п.). Что смогли почувствовать?
Д – Форму предметов.
У – Это работало наше чувство осязания. Так для чего человеку нужна кожа, в чём она помогает?
Д – (Делают вывод): Можем чувствовать тепло, холод, форму, боль, мягкость, шероховатость предметов. То есть можем осязать предметы.
5. Первичное закрепление изученного материала:
Слайд №18: (Дети должны соединить стрелками слова из разных столбиков и если соединение верное, то это отмечается цветом или звуком):
6. Взаимоконтроль и самоконтроль:
Работа в группах: (по картам-памяткам).
У – Нам даны органы чувств от рождения, но для того, чтобы они могли нам хорошо помогать и хорошо работали, органы эти нужно беречь и правильно за ними ухаживать. У вас на столах у каждого ученика карты-памятки о правилах ухода за разными органами чувств (в каждой группе разные). Каждый ученик должен выбрать те пункты, которые он считает верными, и поставить напротив галочку или плюсик. Вы можете помогать друг другу и советоваться в своих группах. Эти карточки вы возьмете домой, для чего – узнаете позже.
Карточка №1.
Правила бережного отношения к зрению:
- Умываться по утрам горячей мыльной водой.
- Смотреть телевизор не более 1,5 часов в день.
- Сидеть не ближе 3м от телевизора.
- Не читать лёжа.
- Стараться больше читать в транспорте.
- Оберегать глаза от попадания инородных предметов.
- Делать гимнастику для глаз.
- Больше смотреть на яркие источники света (солнце, лампу).
Карточка №2.
Правила бережного отношения к слуху:
- Избегать сильных и резких звуков.
- Не допускать попадания воды в уши.
- Чистить уши спичками, булавками, скрепками.
- Каждое утро разминать ушную раковину.
- Чаще слушать громкую музыку в наушниках.
- При боли в ушах не обращаться к врачу, заниматься самолечением.
- При головной боли и усталости помассировать ушные раковины.
- Защищать уши от ветра и холода.
Карточка №3.
Правила ухода за органом вкуса и ротовой полостью:
- После утреннего сна и перед сном чистить зубы и язык при помощи зубной щётки и пасты.
- Есть больше сладостей, а горькое, солёное и кислое ограничить.
- Иногда можно пользоваться чужой зубной щёткой.
- Зимой, в мороз нельзя прижимать язык к металлическим предметам, так как можно повредить его поверхность.
- При возникновении трещин, болей в области языка, необходимо обратиться к врачу.
- Стараться чаще употреблять обжигающе горячую пищу.
- Нельзя чередовать употребление горячего и холодного.
- Чаще показывать свой орган вкуса своим друзьям.
Карточка №4.
Правила гигиены для кожи:
- Старайтесь не ранить кожу.
- Не допускайте ожогов, обморожений.
- Татуировки и рисунки очень полезны для кожи.
- Мойте руки перед и после посещения туалета.
- Умываться нужно только очень горячей водой.
- Тело с мылом нужно мыть не чаще 2-3 раз в неделю.
- При ранках на коже нужно обработать их йодом или зелёнкой.
- Никогда не пользуйтесь кремом для рук.
Карточка №5.
Правила гигиены для носа:
- Берегите организм от простуды.
- Ешьте поменьше овощей и фруктов.
- Лечить насморк не нужно, он пройдёт сам.
- Нельзя сильно сморкаться при насморке.
- Не помещать в нос посторонние предметы.
- Вовсе необязательно ежедневно носить с собой носовой платок.
- При кровотечении из носа положить на переносицу холод.
- Нужно везде совать свой любопытный нос.
7. Итог урока.
У – А сейчас давайте вспомним, какой проблемный вопрос стоял перед нами в начале нашего урока?
Слайд №19:
Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств?
Ответ на него ( появляется после вывода, сделанного учащимися): Осуществляют связь с окружающим миром.
Д – (Ответы учеников. Вывод). Органы чувств помогают нам узнавать, что происходит в мире вокруг нас и помогают нам ориентироваться в нём. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окошки в большой мир, который нас окружает.
Слайд №20: (Изображение домика с пятью окошками: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Вокруг домика –солнце, деревья, люди, цветы, звери и т.п.. От каждого окна – стрелка в окружающий мир (как солнечные лучи).
8. Рефлексия
У – Что из данного урока пригодится вам в жизни? Что запомнилось? Что понравилось?
(Ответы учеников).
В класс вносят 2-3 воздушных шарика, на конце которых закреплены конфеты. Детям раздают конфеты.
У – Какие органы чувств у вас сейчас работают?
Д – Зрение, вкус (едим конфеты), обоняние, осязание.
9. Домашнее задание
- Поработать самостоятельно с памяткой о правилах ухода и бережного отношения к нашим органам чувств. Запомнить их или что-то дополнить в памятку.
- По выбору и желанию: приготовить доклад о том, как ориентируются в окружающем мире наши соседи по планете (разные животные).
Список литературы:
- Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. Издательство «Учитель» Волгоград, 2011.
- Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва, Просвещение, 2010.
- Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Москва, «Вако», 2009.
- Департамент общего образования Томской области, Томский Областной Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Отдел дистанционного образования. Фестиваль медиауроков с компьютером 2008 года. – Томск, 2008.
- http://umkadc.ru/node/21
- http://www.solnet.ee
- http://img-fotki.yandex.ru