Тема урока: "Органы чувств"

Разделы: Начальная школа


Предмет – Окружающий мир

Класс – третий

Тема – «Органы чувств»

Тип урока – изучение нового материала

Задачи урока:

  1. Образовательные: ознакомление с органами чувств и их значением для человека.
  2. Развивающие: развитие логики, мышления, речи, наблюдательности, навыков самоконтроля, практических умений, связанных с бережным отношением к своему здоровью.
  3. Воспитательные:
    • содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах, воспитание взаимной ответственности;
    • прививать навыки гигиены;
    • пробуждать интерес к учебному материалу через познавательную деятельность вне урока.

Учебно-методическое обеспечение – А.А. Плешаков, учебник «Мир вокруг нас», 3 класс, 1 часть.

Время реализации занятия – 45 минут.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер; интерактивная доска; карты-памятки с нормами гигиены органов чувств; дольки апельсина, яблока, моркови, огурца, сыра и т.п.; салфетки с разными запахами; ножницы; кусочки наждачной бумаги; мячики; кубики.

Ход урока

1. Организационный момент:

У – Сегодня на уроке нам предстоит  интересная  работа по группам. (Дети занимают места за столами, разделившись на 4-5 групп). Поприветствуйте друг друга в группах, взявшись за руки:

Д – Ты пришёл и я пришёл,
Вместе всем нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.

2. Актуализация знаний:

У – Сегодня на уроке мы будем говорить об организме человека.

Слайд №3: (Изображение фигуры человека) (Приложение 1)

У – Но человек в мире не одинок – он общается и живёт со своей семьёй, другими людьми, получает от них информацию о мире, о событиях в нём, сам делится информацией со своими друзьями, общается и развивается именно в человеческом обществе.

Слайд №4: (Изображение группы общающихся детей или людей)

Что же помогает человеку сориентироваться в этом  многообразии жизни, понять какой мир нас окружает? Ответить на этот вопрос нам поможет вот этот кроссворд.

Слайд №5: (Кроссворд). Ответы появляются по мере отгадывания: 1 – ухо.  2 – глаз.  3 – кожа.  4 – нос.  5 – язык.

У – (Озвучивает вопросы кроссворда)                       

  1. С помощью чего мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
  2. С помощью чего мы видим, что написано в книге?
  3. Какая часть нашего тела помогает узнать колючий плед на кресле или мягкий?
  4. При помощи чего  мы узнаём запах хлеба, цветов или краски?
  5. Что во рту помогает определить: мы съели конфету или лимон?

У – По горизонтали появилось слово «органы». Да, наши уши, глаза, кожа, нос и язык– это особые, специальные органа нашего тела. Они помогают нам чувствовать. И тема нашего урока так и звучит:

Слайд №6: (Тема урока: Органы чувств человека) 

3. Работа по теме урока:

1). Постановка проблемного вопроса.

У – В ходе нашего урока мы должны чётко понять и ответить на проблемный вопрос.

Слайд №7: Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств?

2). У – Отгадайте загадку:

Слайд №8: 

 Два братца через дорогу живут,
 Друг друга не видят.   

(После отгадывания появляется изображение человеческого глаза и запись: Глаз – орган зрения.)

Д – Это глаза!

У – Глаз – орган зрения человека. Повернитесь. Посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Д – Ясные, прекрасные, огромные, чистые, глубокие…

У – А ещё говорят, что глаза– это зеркало нашей души.

Давайте рассмотрим, как устроен глаз.

Слайд №9: (Строение глаза).

У – Цветное колечко – это радужная оболочка. От неё зависит цвет наших глаз. Радужку покрывает роговица – это тонкая прозрачная плёночка. В центре глаза находится зрачок, он то расширяется, то сжимается и регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик. Дальше по нервам передаются сигналы в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Наши глаза от пыли, ветра и пота оберегают веки, брови и ресницы.

У – А что же именно помогают нам видеть наши глаза? Догадайтесь! Обсуждение в группах. Выводы учащихся. Обобщение с помощью слайдов.

Слайд №10: (Изображение одинаковых предметов, разных по цвету).

Д – Цвет!

Слайд №11: (Изображение предметов, разных по форме).

Д – Форма предмета!

Слайд №12: (Изображение предметов разного размера).

Д – Размер!

Д – (Дети делают вывод): Зрение помогает людям различать предметы по цвету, форме, размеру и их расположению в пространстве.

4. Физминутка.

У – Гимнастика для глаз снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
  2. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
  3. Крепко зажмурить глаза (счёт до 5). Открыть и посмотреть вдаль (счёт до 5).

3). Загадка про язык:

Слайд №13

Всегда во рту, а не проглотишь.

(После отгадывания загадки появляется изображение языка и запись: Язык– орган вкуса.)

Исследовательская деятельность:

От каждой группы к столу учителя подходит по одному ученику. Им завязываются глаза, и предлагается узнать вкус разных продуктов (дольки яблока, апельсина, моркови, огурца, конфет, сыра и т.д.).

У – Вам помогли вкусовые ощущения. Часто мы говорим: как вкусно! Просто пальчики оближешь! Как горько! Фу, какая кислятина! Это работает наш орган вкуса – язык. Как же это происходит?

Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков,  них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в наш рот.  И по нервам информация о вкусе продукта поступает в наш мозг. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем. Язык – один из наших сторожей. Если мы ненароком возьмём в рот что-то противное или несвежее, язык просигналит об этом мозгу, а мозг – мышцам рта и мы, не задумываясь, выплюнем то. Что вредно организму.

У – Для чего человеку орган вкуса, так ли он необходим?

Д – (Ответы учеников). Вывод.

4). Продолжение работы по теме урока. Загадка про ухо:

Слайд №14:

В дырочку, неказистую на вид,
Входит целый мир – всё, что звучит.

(Появляется изображение уха или картинки с изображением того, как человек улавливает звуки и изапись: Ухо – орган слуха.)

Д – Ухо!

У – Правильно! Ухо – орган слуха человека.

Слайд №15. (Изображение внутреннего строения уха)

Сообщение подготовленного ученика:

То, что мы называем ушами, это наружное ухо или ушная раковина. Она улавливает звук (колебания воздуха) и направляет его в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. За барабанной перепонкой есть среднее ухо, от него звуковые колебания проходят ещё дальше – во внутреннее ухо. Оно заполнено жидкостью и чувствительными волосиками. Вибрация этих волосиков передаётся в мозг слуховому нерву. Слух тесно связан с речью.

Ребёнок сначала слышит речь и понимает её, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, затрудняет общение с другими людьми. В это случае глухо – немым людям приходится общаться при помощи мимики и жестов.

У – Так для чего человеку слух?

Д – (Делают вывод): Чтобы знать, что происходит вокруг тебя в мире.

Физминутка. Самомассаж активных лицевых зон.

  • потянуть уши вверх, вниз (повторить 4-5 раз);
  • потянуть уши в стороны (Чебурашка);
  • круговой  массаж височной области по и против часовой стрелки;
  • «умывание» лица, стряхивание усталости.

5). Загадка про нос:

Слайд №16:

Между двух светил
В середине я один.

(После отгадывания загадки появляется изображение носа и запись: Нос – орган обоняния.)

Д–   Это нос!

У – Нос – орган обоняния человека.

Исследовательская деятельность:

По группам раздаются салфетки с разными запахами (запах одеколона, апельсина, пирога).

У – Чем пахнет? Какой орган вам помог различить запахи? Если человек утрачивает обоняние, то пища теряет вкус, можно при этом отравиться.

Почему так важно обоняние для всех людей и особенно для животных?

Д (Делают вывод):  Получаем информацию о том, что происходит вокруг. 

6). Следующий орган чувств – это кожа.

Слайд №17: Кожа – орган осязания.

У – Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Исследовательская деятельность:

У – Уколите палец иглой. Что вы почувствовали?

Д – Боль.

У – Дотроньтесь до металлических ножниц. Что почувствовали?

Д – Холод.

У – Потрите пальцами и тыльной стороной ладони кусочек наждачной бумаги, лежащий у вас на столах. Что почувствовали?

Д – Шероховатость, колючесть.

У – Закройте глаза и возьмите в руки предметы, лежащие на столе (мячик, кубик, карандаш и т.п.). Что смогли почувствовать?

Д – Форму предметов.

У – Это работало наше чувство осязания. Так для чего человеку нужна кожа, в чём она помогает?

Д – (Делают вывод):  Можем чувствовать тепло, холод, форму, боль, мягкость, шероховатость предметов. То есть можем осязать предметы.

5. Первичное закрепление изученного материала:

Слайд №18: (Дети должны соединить стрелками слова из разных столбиков и если соединение верное, то это отмечается цветом или звуком):

6. Взаимоконтроль и самоконтроль:

Работа в группах: (по картам-памяткам).

У – Нам даны органы чувств от рождения, но для того, чтобы они могли нам хорошо помогать и хорошо работали, органы эти нужно беречь и правильно за ними ухаживать. У вас на столах у каждого ученика карты-памятки о правилах ухода за разными органами чувств (в каждой группе разные). Каждый ученик должен выбрать те пункты, которые он считает верными, и поставить напротив галочку или плюсик. Вы можете помогать друг другу и советоваться в своих группах. Эти карточки вы возьмете домой, для чего – узнаете позже.           

Карточка №1.

Правила бережного отношения к зрению:

  1. Умываться по утрам горячей мыльной  водой.
  2. Смотреть телевизор не более 1,5 часов в день.
  3. Сидеть не ближе 3м от телевизора.
  4. Не читать лёжа.
  5. Стараться больше читать в транспорте.
  6. Оберегать глаза от попадания инородных предметов.
  7. Делать гимнастику для глаз.
  8. Больше смотреть на яркие источники света (солнце, лампу).

Карточка №2.

Правила бережного отношения к слуху:

  1. Избегать сильных и резких звуков.
  2. Не допускать попадания воды в уши.
  3. Чистить уши спичками, булавками, скрепками.
  4. Каждое утро разминать ушную раковину.
  5. Чаще слушать громкую музыку в наушниках.
  6. При боли в ушах не обращаться к врачу, заниматься самолечением.
  7. При головной боли и усталости помассировать ушные раковины.
  8. Защищать уши от ветра и холода.

Карточка №3.

Правила ухода за органом вкуса и ротовой полостью:

  1. После утреннего сна и перед сном чистить зубы и язык при помощи зубной щётки и пасты.
  2. Есть больше сладостей, а горькое, солёное и кислое ограничить.
  3. Иногда можно пользоваться чужой зубной щёткой.
  4. Зимой, в мороз нельзя прижимать язык к металлическим предметам, так как можно повредить его поверхность.
  5. При возникновении трещин, болей в области языка, необходимо обратиться к врачу.
  6. Стараться чаще употреблять обжигающе горячую пищу.
  7. Нельзя чередовать употребление горячего и холодного.
  8. Чаще показывать свой орган вкуса своим друзьям.

Карточка №4.

Правила гигиены для кожи:

  1. Старайтесь не ранить кожу.
  2. Не допускайте ожогов, обморожений.
  3. Татуировки и рисунки очень полезны для кожи.
  4. Мойте руки перед и после посещения туалета.
  5. Умываться нужно только очень горячей водой.
  6. Тело с мылом нужно мыть не чаще 2-3 раз в неделю.
  7. При ранках на коже нужно обработать их йодом или зелёнкой.
  8. Никогда не пользуйтесь кремом для рук.

Карточка №5.

Правила гигиены для носа:

  1. Берегите организм от простуды.
  2. Ешьте поменьше овощей и фруктов.
  3. Лечить насморк не нужно, он пройдёт сам.
  4. Нельзя сильно сморкаться при насморке.
  5. Не помещать в нос посторонние предметы.
  6. Вовсе необязательно ежедневно носить с собой носовой платок.
  7. При кровотечении из носа положить на переносицу холод.
  8. Нужно везде совать свой любопытный нос.

7. Итог урока. 

У – А сейчас давайте вспомним, какой проблемный вопрос стоял перед нами в начале нашего урока?

Слайд №19:

Проблемный вопрос: В чём помогают человеку все органы чувств?

Ответ на него ( появляется после вывода, сделанного учащимися): Осуществляют связь с окружающим миром.

Д (Ответы учеников. Вывод). Органы чувств помогают нам узнавать, что происходит в мире вокруг нас и помогают нам ориентироваться в нём. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окошки в большой мир, который нас окружает.

Слайд №20: (Изображение  домика с пятью окошками: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Вокруг домика –солнце, деревья, люди, цветы, звери и т.п.. От каждого окна – стрелка в окружающий мир (как солнечные лучи).

8. Рефлексия

У – Что из данного урока пригодится вам в жизни? Что запомнилось? Что понравилось?

(Ответы учеников).

В класс вносят 2-3 воздушных шарика, на конце которых закреплены конфеты. Детям раздают конфеты.

У – Какие органы чувств у вас сейчас работают?

Д – Зрение, вкус (едим конфеты), обоняние, осязание.

9. Домашнее задание

  1. Поработать самостоятельно с памяткой о правилах ухода и бережного отношения к нашим органам чувств. Запомнить их или что-то дополнить в памятку.
  2. По выбору и желанию: приготовить доклад о том, как ориентируются в окружающем мире наши соседи по планете (разные животные).

Список литературы:

  1. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия. Издательство «Учитель» Волгоград, 2011.
  2. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». Москва, Просвещение, 2010.
  3. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Москва, «Вако», 2009.
  4. Департамент общего образования Томской области, Томский Областной Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Отдел дистанционного образования. Фестиваль медиауроков с компьютером 2008 года. – Томск, 2008.
  5. http://umkadc.ru/node/21
  6. http://www.solnet.ee
  7. http://img-fotki.yandex.ru