Оборудование. Гербарные листы, коробочки с минералами; листы с планами, кроссворды, письма с “жалобами” и с описанием природных зон, листы для конкурса художников, аудиозаписи “Голоса птиц”.
Предварительная работа. В подготовительный период необходимо в краткой форме сообщить учащимся, что будет происходить на классном часе и сформировать три команды. Ведущий классный руководитель . В качестве жюри можно пригласить родителей учеников.
Описание КВН.
1. Природные зоны нашей страны.
Ведущий: Ребята! В этом учебном году мы с вами много путешествовали, побывали в мире слов, совершили полет на далекие планеты, где справились с труднейшими заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить еще одно увлекательное путешествие. Это путешествие в природные зоны нашей Родины. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата!
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята...
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.
В путешествие отправятся три команды. А следить за командами будут наши гости. (Идет представление гостей – членов жюри.) Теперь давайте познакомимся с нашими командами.
(Приветствие и представление каждой команды.)
Ведущий: Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.
Разминка: Ответить на вопросы:
– Как по Солнцу определить стороны горизонта?
– Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду?
– Что может заменить компас? (Ответы участников каждой команды.)
Ведущий: Итак, мы видим, что команды к путешествию готовы. Сейчас каждая из команд должна определить, из какой природной зоны они начинают путешествие.
1-е задание: Каждой команде вручается конверт – письмо с описанием природной зоны, нужно прочитать письмо, назвать природную зону.
Содержание задания в конверте для каждой команды.
1. Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами выше 50 градусов. Длится 8–9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра.)
2. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы, зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь.)
3. Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 градусов и больше мороза. (Пустыня.)
Ведущий: Продолжим путешествие.
2-е задание: Что за деревья, назвать зону, в которой они растут. (Командам вручаются гербарные листы.)
Ведущий: В следующей природной зоне командам предстоит встретиться с представителями животного мира: это звери и птицы.
3-е задание: Решить кроссворд. Определить, из какой природной зоны эти животные. (Вручаются листы с кроссвордами.) Команды заполняют их. Побеждает та, которая первой сдает кроссворд жюри.
4-е задание: “Конкурс болельщиков”.
Песенная перекличка. Кто споет больше песен о растениях, зверях, птицах.
Ведущий: А сейчас наши команды попали в Уральские горы. Урал богат полезными ископаемыми. Каждой команде предлагается определить, что это за полезные ископаемые. (Вручаются коробки с минералами.)
Ведущий: А вот следующее необычное задание. К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов. (Вручает капитанам “жалобы”.)
5-е задание: Разобрать жалобы. Капитаны поочередно зачитывают письма, а команды должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее вескими.
1-я жалоба. Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать или любить меня.
Ответ: это сова. С 1964 г. в России совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
2-я жалоба. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.
Ответ: летучая мышь.
3-я жалоба. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахнутся в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Ответ: жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут. А вот лишний раз брать в руки жабу нежелательно.
2. Конкурсная ситуация.
“Мы знаем окружающий мир”.
6-е задание: Отгадай загадку. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадки.
- Край виден, но дойти до него невозможно. (Горизонт.)
- Я иду, и она идет.
Я стою и она замрет.
Спустился я пониже – стал край ее поближе. (Тень.)
- Под стеклом сижу,
На север и на юг гляжу. (Стрелка компаса.)
- Со мной пойдешь,
Дорогу обратно найдешь. (Компас.)
Ведущий: Ребята, пришло время посмотреть на ваши капитанов команд. Итак, пока жюри совещается, предлагается конкурс капитанов. Каждому капитану – свой вопрос. Кто лучше на него ответит – решит наше жюри.
- Какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещений?
- Как человек использует гранит?
- Как человек использует железные и алюминиевые руды?
(Капитаны команд отвечают на вопросы.)
Ведущий: А это задание капитанам команд необычное. Если вы не знаете полного развернутого ответа на вопрос, то имеете право взять себе “подсказку”, т.е. назвать ученика из своей команды, который дополнит ваш ответ. Помните, подсказка только одна, значит, надо будет позвать себе на помощь только одного участника команды. Итак:
- В почве находится песок, глина. А что еще?
- Как повысить плодородие почвы?
- Что надо делать для охраны почв?
(Учитель выслушивает ответы ребят.) Подведение итогов. Учитель предоставляет слово гостям – членам жюри, которые подводят итоги и называют команду-победительницу. Происходит символическое награждение команды-победительницы. Учитель акцентирует внимание на цели прошедшего мероприятия и подводит ребят к мысли о постоянной заботе людей об окружающем мире.