Уточняющие обособленные члены предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • Образовательные: дать понятие об уточняющих обособленных членах предложения, привить учащимся навыки различения их на письме;
  • Развивающие: развитие устной и письменной речи, умения пересказывать текст, выделять в нем главное, определять главную мысль, развитие умений и навыков выполнения грамматического разбора;
  • Воспитательные: воспитание чувства любви к русскому языку и русской литературе, поэзии А.С.Пушкина, чувства дружбы и взаимопонимания.

Оборудование: компьютер.

Наглядность: цитаты “Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет” (Ф.И.Тютчев): “Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык…” (А.С.Пушкин) Карта “…поехал я в Уральск”. Портреты А.С.Пушкин в возрасте 3 лет, в период поездки в г.Уральск.

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок начинается с выразительного чтения ученицей стихотворения Ф.И.Тютчева “Мир тебе, о тень поэта!” Далее учитель во вступительном слове сообщает тему, цели урока, виды предстоящих работ на данном уроке.

2. Выполнение тестовых заданий.

Учащиеся садятся за компьютеры для выполнения тестовых заданий по теме: “Обособленные члены предложения”.

1. Обособленные обстоятельства выражаются:
а) деепричастием
б) причастием
в) наречием
г) деепричастием и деепричастным оборотом.

2. Укажите правильный вариант постановки запятых:
а) Не выдержав слишком быстрого темпа, лыжник сошел с дистанции.
б) Не выдержав, слишком быстрого темпа лыжник сошел с дистанции.
в) Не выдержав слишком быстрого темпа лыжник, сошел с дистанции.
г) Не выдержав слишком, быстрого темпа лыжник сошел с дистанции.

3. Сколько запятых пропущено в следующем предложении?

Еще солнце не всходило а Аксинья уже фыркала умываясь в сенях.

а) 3; б) 4; в) 1; г) 2.

4. Укажите количество пропущенных запятых в предложении:

Пес стал на задние лапы сверкая белым пушистым брюхом и грозно зарычал.

а) 3; б) 4; в) 5; г) 2.

5.Чем выражено обстоятельство в следующем предложении?

Испугавшись, Ковалев велел подать воды.

а) деепричастием;
б) наречием;
в) существительным в косвенном падеже.

3. Словарный диктант.

Затем ученики пишут словарный диктант “По следам выполненных упражнений” Три ученика на доске записывают слова. После совместной проверки их работа сразу оценивается. Четвертый ученик объясняет орфограммы. Он также получает оценку за свой ответ.

Усталое кочевье, взмыленных лошадей, связав узлом, поставили за барханом, повесив оружие, копали без передышки, вылетела на отвал, толпились у колодца, немой тревожный вопрос.

4. Объяснение новой темы.

На доске записано предложение.

Уточняемый член предложения. Уточняющий член предложения

В 1799 году, _________________________________________, родился А.С.Пушкин.

Вопрос ученикам:

а) подберите к выделенному члену предложения подходящее по смыслу обстоятельство места;
б) являются ли они одним и тем же членом предложения?

Уточняющий обособленный член предложения – это такой член предложения, который поясняет другие члены предложения, т.е. уточняемые. Присоединяется при помощи союзов (или, то есть), слов (особенно, даже, в частности, например).

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. Они выделяются интонационно в устной речи и запятыми на письме.

5. Запись в тетрадях.

Уточняющие (что можно уточнить,) обособленные члены предложения

6. Работа с текстами

Ученики распределяются в 3 группы, для каждой группы – отдельный текст.

1-я группа.

Няня Пушкина.

Неизгладимый след в душе Александра Сергеевича Пушкина оставила няня Арина Родионовна. Благодаря ей он узнал мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, на душе было одиноко, Пушкин приходил к няне во флигелек. Сюда он шел отдохнуть, послушать ее напевный голос.

Арина Родионовна Яковлева родилась в семье крепостных крестьян. Как и все крепостные, Арина много работала, а жила впроголодь. В семье было 7 детей. В 23 года Арина вышла замуж. В семью Пушкиных она попала, когда Саша был еще маленький. Взяли ее потому, что она умела хорошо и быстро работать, была доброй и ласковой – своих четверых вырастила. Она даже от “вольной” отказалась, когда бабушка Пушкина предложила освободить от крепостной зависимости всю семью Арины Родионовны.

Няня одарила маленького Сашу любовью, стала ему ближе матери.4 Судьба отпустила ей 70 лет жизни. Поэт глубоко переживал ее смерть. Вместе с ним скорбили все, знавшие эту мудрую и полную достоинства старушку. Поэт Языков откликнулся стихотворением “На смерть няни А.С.Пушкина”

Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней.

Задания:

1. Прочитайте текст. Определите его главную мысль.
2. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

2-я группа.

Пушкин и Казахстан.

Посетить Уральск посоветовал Александру Сергеевичу Пушкину его друг Владимир Даль.

Уральск считался “первоначальным очагом восставших”.

21 сентября 1833 года, вечером, Александр Сергеевич прибыл в Уральск. Здесь его встретил полковник Покатилов, начальник казачьего войска. На второй день, 22 сентября, в пятницу, Пушкин побывал в старой части Уральска, посетил собор Михаила Архангела. Уральцы показали Пушкину каминный зал атамана, где содержали арестованного Пугачева вплоть до отправления в Москву.

В своих письмах Пушкин часто с удовлетворением писал, что поступил правильно, посетив Уральск. Много содержательных, конкретных деталей образа Пугачева услышал Пушкин из рассказов 80– летних участников пугачевского восстания. О многом заставил его задуматься тот факт, что немало людей, которым было уже далеко за 80, продолжали верить в то, что Пугачев на самом деле является Императором Петром Третьим.

22–23 сентября атаман Покатилов дважды дал званые обеды в честь Пушкина. В Уральске Пушкин проявил живейший интерес к жизни киргиз – кайсаков, как раньше называли казахов.

После смерти Пушкина в его архиве нашли небольшую статью о казахской легенде “Козы – Корпеш и Баян – Сулу”. Казахи могут по праву гордиться этой записью, свидетельствующей о том, с каким уважением относился Пушкин к общечеловеческим ценностям.

Таким образом, Пушкин побывал на казахской земле всего один раз. Это случилось 18–23 сентября 1833 года. Уральцы с почтением относятся ко всему, что связано в их городе с пребыванием здесь Пушкина.

Задания:

1. Определите тип речи.
2. Выпишите из 2 абзаца предложения с уточняющим обособленным обстоятельством.
3. Сделайте фонетический разбор слова гордиться.1

3-я группа.

Тема чести в повести “Капитанская дочка”.

Тема чести была для Пушкина принципиальной. Она была связана с другим, более глубоким вопросом: Как жить в истории? За что держаться?

Большим испытанием для Пушкина было декабристское восстание. Когда в 1826 году Пушкин был возвращен из ссылки, император Николай I прямо спросил его: “Пушкин, принял бы ты участие в восстании 14 декабря, если б был в Петербурге? – Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем, одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!”

Повесть “Капитанская дочка” была закончена в 1837 году, за несколько месяцев до смерти. В ней Пушкин дал ответ на главный вопрос своей жизни: “За что держаться? Что не подведет?”

Честь сама слишком хрупка, сама требует защиты. Если не отступишься, не смалодушничаешь, так на этот случай всегда готова клевета.

За что держаться, Ответ в повести понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Герой повести “Капитанская дочка” Гринев – очень порядочный человек. Он вызывает Швабрина на дуэль, когда тот опорочил имя Маши Мироновой. Когда он попал в руки Емельяна Пугачева, он не стал присягать ему на верность: “Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу”. Гринев не побоялся пожертвовать жизнью ради спасения Маши из рук Швабрина. Гринев, как настоящий офицер, верен Родине, России.

Задания:

1. Что значит честь в вашем понимании?
2. В третьем абзаце найдите предложение с уточняющим обособленным членом. Разберите его.
3. Морфологический разбор слова хрупка.3

7. Работа по учебнику.

Упражнение 311 (прочитать выразительно, сформулировать его основную мысль). На доске записываются такие предложения:

Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара. Уходил домой он поздно, иногда уже за полночь, когда народ становился редким.

8. Обобщение, вывод.

1. Что вы узнали нового о А.С.Пушкине?
2. Как вы понимаете слова: “…и назовет меня всяк сущий в ней язык”?
3. Для чего служат уточняющие обособленные члены предложения?
4. Как они выделяются в устной и письменной речи?
5. Что значат понятия “уточняющий” и “уточняемый” член предложения?

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

§ 3, 5, упражнения № 3 06, № 309.