В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в процессе образовательной деятельности. “Программа воспитания в детском саду” ставит перед педагогом такие задачи:
– учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном,
– правильно отражать в речи воспринятое,
– рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не
отвлекаясь от темы,
– приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные
слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий,
качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Можно отметить следующие недостатки:
– однообразие используемых синтаксических конструкций
– (короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные),
– повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз;
– краткость связных высказываний;
– рассказы отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает
содержание знакомого текста;
– состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
– уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Остановимся подробнее на использовании метода наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста т.к. это наиболее сложный раздел коррекционного обучения.
Моделирование (мнемотехнику) в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Это мнемоквадраты, мнемодорожки, и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
В БЦРР – детском саду № 84 города Орла нами систематически проводится работа по формированию связной речи с использованием метода моделирования. Мы применяем разные виды моделей:
1. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Предметная модель – глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.)
3. Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Используя в своей работе разные виды моделей, мы учим детей:
– добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять
четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
– формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
– применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на
развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти,
мышления. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с
графическим способом предоставления информации – моделью.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
– геометрические фигуры;
– символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры,
пиктограммы);
– планы и условные обозначения, используемые в них и многие другие.
На начальном этапе работы нами используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.д.
Все занятия по обучению инициативной связной речи разбиты на три группы: рассказы детей по восприятию, памяти, воображению. Они проводятся раз в неделю согласно примерному планированию.
При составлении рассказов из опыта важна четкая установка: прежде чем рассказывать что-либо, нужно мысленно “нарисовать” эпизод, который ляжет в основу сообщения. Таким образом, ребенок обозначает необходимые для высказывания границы сюжета. “Мысленный рисунок” (определенный набор предметов, их расстановка) дает возможность дошкольникам почувствовать, что представляет собой эпизод (случай в жизни) и осознанно подготовить основу повествовательного текста.
Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в рассказах, задания усложняются за счет введения рисунков и схем. При этом дошкольники не только рассказывают, но и рисуют события, предметы, явления.
В заданиях типа “нарисованные истории” дети должны в рисунках точно и логично передать содержание, и только в этом случае рисунки “заговорят”, будут понятны окружающим. В своей работе мы используем такой прием: дети рисуют или вкладывают готовые картинки в специально обозначенные на листе бумаги места, указывающие на логику последовательного изложения событий. Разложив или нарисовав картинки, дети получают сюжетную основу для рассказа с использованием алгоритма: что сначала, что дальше, чем закончилась история.
Особое внимание уделяется специальным приемам обучения рассказам по личному опыту. Для этого в течение дня дошкольники ориентируются на запоминание текущих событий, их последовательность. В свободное время ребята зарисовывают то, что было, а вечером рассказывают друг другу, воспитателю, родителям, прибегая к рисункам. Значительно облегчает составление рассказа из личной жизни схематично представленный “распорядок дня”. Дети запоминают ход событий, наблюдают за собой и друзьями, а затем оречевляют свои знания.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Это позволяет ребенку составить свой рассказ
самостоятельно, без наводящих вопросов, подчинить все содержанию, общему замыслу, описать места действия, портрет героя, его настроение.Важным моментом является обучение детей умению соединить в рассказе наблюдения за собой и за действиями других. При этом собственный сенсорный и практический опыт уточняется, обогащается представлениями о действиях других, что положительно сказывается на опыте пересказа событий.
Таким образом, целенаправленная работа в области связной речи с использованием метода моделирования дает положительную динамику. По результатам контрольного среза нами установлено, что уровень развития связной монологической речи у детей с ОНР после коррекционно-развивающей работы значительно повысился. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания, а так же открывает широкие возможности в логопедической работе.