В последнее время не ослабевает интерес к преподаванию математики в школе. Мне, как учителю, приходится сталкиваться с различными требованиями: необходимо научить каждого обучающегося стандартам по предмету; хорошо подготовить к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ; привить навыки исследовательской деятельности; научить применять, полученные знания и умения в жизни. Я обратила внимание на то, что чем раньше начинаешь с ребятами заниматься проектной и исследовательской деятельностью, показываешь связь математики с жизнью, тем лучше ребята учатся в средней школе.
Хочется поделиться со своими коллегами опытом такой работы. Сразу с пятого класса мы на каждом уроке (приходится так планировать урок, чтобы оставалось 4-5 минут в конце урока) начинаем знакомиться с проектной деятельностью. Ребятам показываются готовые проекты, рассказываются основные этапы работы над проектом. Ребята выбирают самостоятельно тему, представляют её классу, объясняют, почему выбор остановился на этой теме. В итоге, когда мы по тематическому планированию начинаем изучать раздел «Десятичные дроби», у каждого обучающегося есть тема проекта, обоснование и каждый знает план действий по проекту. (Этой работой необходимо заниматься каждый урок, чтобы выслушать каждого, дать рекомендации, и каждый приобретёт небольшой опыт публичного выступления). В процессе знакомства с десятичными дробями и работая над проектом, мы в то же время высчитываем, сколько денег уходит на приобретение различных товаров – продуктовых, промышленных, строительных или канцелярских (все зависит от темы проекта). Ведь темы ребята выбрали разные от подсчета покупки канцелярских товаров для школы до постройки дачного домика, а кто-то решил подсчитать, сколько денег необходимо на ремонт детской комнаты или ремонт ванной. Вот некоторые темы проектов: «Постройка дачного домика», «Приобретение продуктов для кошки», «Покупка канцелярских товаров к школе», «Новая ванная комната», «Постройка гаража» и т.д. Ребята идут в магазины, узнают стоимость того или иного товара, интересуются у родителей, сколько лучше купить плиток для ванной комнаты. Занимаются расчетами. Такая работа сближает родителей и ребят (опыт показывает, что ни один родитель не остается равнодушным) и ребята видят связь математики с жизнью.
Предлагаю коллегам урок в 5-м классе по теме: «Деление десятичных дробей на натуральное число». Урок проходит в нестандартной форме, показывает значимость изучения математики и её связь с другими предметами. Такие уроки необходимы, так как показывают не оторванность школьных предметов друг от друга, а их единое целое.
Тема: «Деление десятичных дробей на натуральное число».
Цели урока:
- Обобщить и закрепить основные правила деления десятичных дробей на натуральное число.
- Закрепить вычислительные навыки.
- Развивать самостоятельность, четкость, логичность.
- Формировать коммуникативную компетентность.
- Формировать познавательную активность и положительную мотивацию к предмету.
Тип урока: урок обобщения и закрепления ранее изученного.
Форма урока: урок-экскурсия.
Технология: игровая.
Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель предлагает обучающимся совершить экскурсию по школе; зайти в различные классы, побывать на различных предметах и посмотреть, насколько значима тема, которую они изучили. Ребята знакомятся с маршрутными листами, которые лежат у них на столах. (Приложение 1)
II. Повторение ранее изученного.
Учитель обращает внимание ребят на то, что экскурсия невозможна без повторения пройденного. Поэтому и по маршрутному листу свое отправление мы начинаем с 5 класса. Ученикам необходимо выполнить задание, которое перед ними. (Приложение 2) Далее опрос учителем учеников, взаимопроверка со слайда.
III. Закрепление изученного.
Слово учителя о том, что с 7 класса начинается изучение предмета физика. С физикой связаны многие профессии, от знаний физики зависит создание космических кораблей, запуск спутников, создание новых машин и т.д.
Вот и ребятам предстоит сделать небольшие, но очень важные расчеты. Далее ребята знакомятся с задачей из физики. (Приложение 3), (слайд) Решают ее и делают вывод, пригодились ли им знания из математики.
Далее ребята смотрят на маршрутный лист и видят, что в 8 классе новый предмет – химия. Чтобы работать биологом, врачом, фармацевтом, создавать новые лекарства - необходимы знания предмета химия. Ребята пытаются решить задачу 8 класса. (Приложение 3), (слайд). Ученик выходит к доске и объясняет решение задачи. Опять ребята приходят к выводу, что без знаний математики им не обойтись на химии.
IV. Физминутка.
Физминутку лучше провести пальчиковую по китайской методике. (слайд)Так как воздействие на определенные точки благоприятно влияет на умственную работу и в то же время можно улучшить сопротивляемость организма к болезням, что очень важно особенно в весенний период.
V. Слово учителя.
Ребята стимуляция активных точек влияет на работу умственную работы, а это нам понадобится, так как сейчас мы попадем на экзамен в 11 классе. Перед вами лежат задания, взятые из сборников ЕГЭ разных лет, попытайтесь выполнить задание. На работу дается 10 минут, по окончании работы собираются и отметка в журнал. (Приложение 4)
VI. Заключительный этап.
Учитель обращает внимание на то, что в каком бы классе ребята не учились, есть вид деятельности, который будет с ними всегда – это исследовательская. Сегодня нам предстоит выслушать проект, который выполнила ученица класса. А ребятам предстоит побывать в роли экспертов, чтобы дать рекомендации по проекту (выступление ученицы на 3 минуты).
Обучающиеся высказывают свое отношение к услышанному. Понравилась им, выполненная работа, или тема проекта нераскрыта полностью.
VII. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, спрашивает, что особенно запомнилось из урока. Было ли ребятам интересно, дает задание на дом.