Реальная математика. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


В последнее время не ослабевает интерес к преподаванию математики в школе. Мне, как учителю, приходится сталкиваться с различными требованиями: необходимо научить каждого обучающегося стандартам по предмету; хорошо подготовить к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ; привить навыки исследовательской деятельности; научить применять, полученные знания и умения в жизни. Я обратила внимание на то, что чем раньше начинаешь с ребятами заниматься проектной и исследовательской деятельностью, показываешь связь математики с жизнью, тем лучше ребята учатся в средней школе.

Хочется поделиться со своими коллегами опытом такой работы. Сразу с пятого класса мы на каждом уроке (приходится так планировать урок, чтобы оставалось 4-5 минут в конце урока) начинаем знакомиться с проектной деятельностью. Ребятам показываются готовые проекты, рассказываются основные этапы работы над проектом. Ребята выбирают самостоятельно тему, представляют её классу, объясняют, почему выбор остановился на этой теме. В итоге, когда мы по тематическому планированию начинаем изучать раздел «Десятичные дроби», у каждого обучающегося есть тема проекта, обоснование и каждый знает план действий по проекту. (Этой работой необходимо заниматься каждый урок, чтобы выслушать каждого, дать рекомендации, и каждый приобретёт небольшой опыт публичного выступления). В процессе знакомства с десятичными дробями и работая над проектом, мы в то же время высчитываем, сколько денег уходит на приобретение различных товаров – продуктовых, промышленных, строительных или канцелярских (все зависит от темы проекта). Ведь темы ребята выбрали разные от подсчета покупки канцелярских товаров для школы до постройки дачного домика, а кто-то решил подсчитать, сколько денег необходимо на ремонт детской комнаты или ремонт ванной. Вот некоторые темы проектов: «Постройка дачного домика», «Приобретение продуктов для кошки», «Покупка канцелярских товаров к школе», «Новая ванная комната», «Постройка гаража» и т.д. Ребята идут в магазины, узнают стоимость того или иного товара, интересуются у родителей, сколько лучше купить плиток для ванной комнаты. Занимаются расчетами. Такая работа сближает родителей и ребят (опыт показывает, что ни один родитель не остается равнодушным) и ребята видят связь математики с жизнью.

Предлагаю коллегам урок в 5-м классе по теме: «Деление десятичных дробей на натуральное число». Урок проходит в нестандартной форме, показывает значимость изучения математики и её связь с другими предметами. Такие уроки необходимы, так как показывают не оторванность школьных предметов друг от друга, а их единое целое.

Тема: «Деление десятичных дробей на натуральное число».

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить основные правила деления десятичных дробей на натуральное число.
  2. Закрепить вычислительные навыки.
  3. Развивать самостоятельность, четкость, логичность.
  4. Формировать коммуникативную компетентность.
  5. Формировать познавательную активность и положительную мотивацию к предмету.

Тип урока: урок обобщения и закрепления ранее изученного.

Форма урока: урок-экскурсия.

Технология: игровая.

Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель предлагает обучающимся совершить экскурсию по школе; зайти в различные классы, побывать на различных предметах и посмотреть, насколько значима тема, которую они изучили. Ребята знакомятся с маршрутными листами, которые лежат у них на столах. (Приложение 1)

II. Повторение ранее изученного.

Учитель обращает внимание ребят на то, что экскурсия невозможна без повторения пройденного. Поэтому и по маршрутному листу свое отправление мы начинаем с 5 класса. Ученикам необходимо выполнить задание, которое перед ними. (Приложение 2) Далее опрос учителем учеников, взаимопроверка со слайда.

III. Закрепление изученного.

Слово учителя о том, что с 7 класса начинается изучение предмета физика. С физикой связаны многие профессии, от знаний физики зависит создание космических кораблей, запуск спутников, создание новых машин и т.д.

Вот и ребятам предстоит сделать небольшие, но очень важные расчеты. Далее ребята знакомятся с задачей из физики. (Приложение 3), (слайд) Решают ее и делают вывод, пригодились ли им знания из математики.

Далее ребята смотрят на маршрутный лист и видят, что в 8 классе новый предмет – химия. Чтобы работать биологом, врачом, фармацевтом, создавать новые лекарства - необходимы знания предмета химия. Ребята пытаются решить задачу 8 класса. (Приложение 3), (слайд). Ученик выходит к доске и объясняет решение задачи. Опять ребята приходят к выводу, что без знаний математики им не обойтись на химии.

IV. Физминутка.

Физминутку лучше провести пальчиковую по китайской методике. (слайд)Так как воздействие на определенные точки благоприятно влияет на умственную работу и в то же время можно улучшить сопротивляемость организма к болезням, что очень важно особенно в весенний период.

V. Слово учителя.

Ребята стимуляция активных точек влияет на работу умственную работы, а это нам понадобится, так как сейчас мы попадем на экзамен в 11 классе. Перед вами лежат задания, взятые из сборников ЕГЭ разных лет, попытайтесь выполнить задание. На работу дается 10 минут, по окончании работы собираются и отметка в журнал. (Приложение 4)

VI. Заключительный этап.

Учитель обращает внимание на то, что в каком бы классе ребята не учились, есть вид деятельности, который будет с ними всегда – это исследовательская. Сегодня нам предстоит выслушать проект, который выполнила ученица класса. А ребятам предстоит побывать в роли экспертов, чтобы дать рекомендации по проекту (выступление ученицы на 3 минуты).

Обучающиеся высказывают свое отношение к услышанному. Понравилась им, выполненная работа, или тема проекта нераскрыта полностью.

VII. Итог урока.

Учитель подводит итог урока, спрашивает, что особенно запомнилось из урока. Было ли ребятам интересно, дает задание на дом.

Приложения, Презентация.