Цели урока:
- формирование умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;
- тренировать умение выделять приставки в словах.
- развитие схематического мышления, зрительного внимания, памяти, словарного запаса, устной связной речи.
Оборудование урока:
- Мультимедийная установка, экран
- Демонстрационный материал:
опорные схемы - Раздаточный материал (карточки, пособия для выполнения заданий)
- электронные образовательные ресурсы по темам «Правописание корней с чередованием» и «Правописание букв Ы-И после приставок на согласные» (материалы из каталога ФЦИОР Министерства образования и науки РФ с сайта fcior.edu.ru).
Урок проводится по учебнику: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс. В 5 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., испр. – М.: МНЕМОЗИНА, 2008.
Задания предлагаются по пособию: И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: МНЕМОЗИНА, 2010.
В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений С.И. Львовой.
Тип урока: урок формирования (открытия) новых знаний.
Тема: «Буквы Ы-И после приставок на согласные».
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей.
(организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности, деятельности учащихся по установке задач,созданию условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность).
− Какую тему вы продолжаете изучать в течение последних уроков? («Русская орфография как система правил. Правописание гласных в корне слова»).
− Что изучает орфография? (Правила написания слов).
− Сегодня мы продолжим работать над орфографией и откроем еще одно новое знание. Каким способом можно узнать что-то новое? (С помощью наблюдения, сопоставления и т.п.).
− С чего начнем работу? (С повторения уже изученного материала).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
организовать актуализацию изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, обобщение актуализированных способов действий, самостоятельное выполнение пробного учебного действия и фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании; зафиксировать актуализированные способы действий в речи и в знаках (эталонах).
− Какие орфограммы нам уже известны? (Безударные гласные, проверяемые ударением и непроверяемые ударением в корне слова, чередующиеся гласные в корне, согласные (непроизносимые, сомнительные) в корне, гласные после шипящих и т.д. …).
− В каких частях слова может встретиться орфограмма? (В любой.)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
1 ученик выполняет задание RUSYAZ_2_1_2_1_1_p_006_1.0.2.5.oms (Приложение 4) из каталога электронных образовательных ресурсов по теме «Правописание корней с чередованием» (каталог ФЦИОР Министерства образования и науки РФ с сайта fcior.edu.ru).
РАБОТА С КЛАССОМ
− Посмотрите внимательно на слайд №2 презентации и выполните задания.
Слайды 2 и 3.
Задание выполняется в тетрадях, ученики последовательно комментируют правильное написание и расстановку знаков препинания, затем все проверяется с помощью слайда №3.
ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИКА.
− Итак, что мы повторили? ( Мы повторили правописание чередующихся гласных в корне слова, безударных гласных, правописание окончаний и т.д.)
− Вы вспомнили многие орфограммы и пунктограммы. Можете ли вы быть уверены в своих знаниях? (Да.)
− Что же проверим ваши знания. Выберите только букву, которую следует записать в корне. (Слайды 4-5).
− Посмотрите, если вы правильно выбрали слова, в корне которых пишется буква А, то можете поставить себе высший балл. Молодцы! (Слайды 6-7).
− А теперь посмотрите на слайд 8. Можете ли вы объяснить написание слов? (Нет, но мы можем понаблюдать за предложенным материалом. ).
− Какова же причина? (Мы не знаем, почему вместо буквы И пишется Ы в каждом слове.) (Если вставить букву можем, то не можем объяснить это написание).
III. Выявление места и причины затруднения.
добиться понимания того, где и по какой причине возникло затруднение., соотнести свои действия с данными образцами, выявить и закрепить конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
уточнить, согласовать и сформулировать цель проекта; уточнить тему урока; определить шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
− Какова же цель урока? (Научиться писать буквы Ы, И в словах при сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с И).
− Тема урока? Предлагают вариант темы, но обычно неточный.
− Обратите внимание, после какой части слова встречается данная орфограмма. (После приставки, оканчивающейся на согласный.)
− Обратите внимание на условия выбора орфограммы. Слайд 9.
(Орфограмма встречается после приставок на согласные).
− Уточните тему урока. (Правописание букв ы, и после приставок на согласные).
− Запишем тему урока в тетрадях. Слайд 10.
− При объяснении написания букв ы, и в словах разыграть, подыскать, сверхинтересный вы пытались использовать способ рассуждения. Оказалось, что этот способ в данном случае не привел нас к результату. Почему? (Мы не обращали внимания, что орфограмма встречается после приставок на согласные.)
− Сейчас, когда вы акцентировали внимание на условии выбора, каковы будут ваши действия? (Попытаемся использовать прежний способ рассуждения на основе наблюдения.) (Еще раз вернемся к нашим словам.) (Внимательно рассмотрим графические обозначения как условия выбора.) (Попробуем самостоятельно сформулировать правило «Правописание букв ы и и после приставок на согласные».)
− Попробуем сделать вывод. Предлагаю вам сформулировать правило «Правописание букв ы и и после приставок на согласные». Проверим наши выводы. (Слайд 11). А почему в словах спортинвентарь, пединститут пишется буква И? (Это сложносокращенные слова, состоят из 2-х корней).
V. Реализация построенного проекта.
Учащиеся работают над записью опорной схемы правила. По истечении 2-3 минут можно проверить результаты работы и сопоставить с материалами слайда №12.
− Давайте сверим наше правило с правилом в учебнике. Чтение правила в учебнике.
− Мы готовы к выходу из затруднения? (Да.)
− Проверим, как мы справимся с заданием. Выполнение задания RUSYAZ_2_1_2_2_1_p_003_1.0.1.1.oms из каталога электронных образовательных ресурсов по теме «Правописание Ы и И в корне после приставки» (каталог ФЦИОР Министерства образования и науки РФ с сайта fcior.edu.ru).
− Молодцы!
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи фронтально, в парах или группах, самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия и соотнесения работы с образцом для самопроверки.
− Усвоили тему? Попробуйте теперь себя проверить. Перед вами лежит карточка №1. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Время выполнения – 3 минуты.
− Время вышло. Кто выполнил работу, проверьте себя. Оцените свою работу.
− Кто поставил себе «5»? «4»? Молодцы! У кого «3»?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. )
− Я вам предлагаю выполнить разные задания.
- Тем учащимся, которые считают, что не совсем хорошо усвоили сегодняшнюю тему, я предлагаю выполнить задание на карточке №2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы.
− Тем ребятам, которые хорошо усвоили сегодняшнюю тему, предлагаю выполнить упражнение № 28 с измененным заданием. От данных в упражнении слов образуйте однокоренные при помощи указанных приставок, выделите изучаемую орфограмму. Придумайте несколько предложений или небольшой текст, включив в них образованные слова. Время выполнения работы – 10 минут.
− Итак, время работы истекло. Те ребята, которые работали по карточке №2, могут себя проверить по образцу (слайд 15).
− Тех, кто выполнял творческое задание (упражнение №28), мне хотелось бы послушать. Прочитайте, пожалуйста, полученные слова и предложения и объясните, как вы их написали. Если у вас получился текст, прочитайте его, пожалуйста. Учащиеся зачитывают получившиеся у них предложения или текст и объясняют правописание слов с изученной орфограммой.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
(слайд 16)
− Что же мы узнали нового на уроке? (Узнали правило написания букв ы, и после приставок на согласную.)
− Что помогло в этом? (Знание частей слова, умение их выделять, наблюдать и рассуждать).
− Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Д/з: §3; выучить правило на стр. 16; упр. 29 (по учебнику) или упр. 12 (по рабочей тетради).