7 класс: Изобразительное искусство в жизни человека.
3 четверть: Великие темы жизни.
Тема: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.
Задание: Изображение сказочных героев.
Обеспечение.
1. Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В Васнецова по сказкам, а также книги с их иллюстрациями, творческие работы обучающихся.
2. Литературный ряд: Детская энциклопедия под ред. Н. В. Чуданова. – М.: ООО АСТ – ЛТД, 1998; научно-методический журнал “Изобразительное искусство в школе”, 2006. - №6.
3. Материалы и инструменты для практической работы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.
Ход урока
План урока, образный ряд для восприятия | Вопросы и материалы для обсуждения |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). | Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников-писателей. |
2. Актуализация знаний. | - Вспомните народные сказки и их
героев. - Вспомните писателей-сказочников и героев их книг. - Как правильно называются картинки в книгах? |
3. Введение в тему урока. | Сегодня мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины. Тема нашего урока: “Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки”. Цель урока: познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина. А теперь мы отправимся в путешествие в Тридевятое царство в Тридесятое государство и не одни, а вместе с художниками-сказочниками. И начнем путешествие по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий русский художник И. Билибин. |
4. Сообщение учащегося о жизни и творчестве И. Билибина. Демонстрация репродукций работ Билибина по сказкам, а также книг с его иллюстрациями. | Иван Яковлевич Билибин <Рисунок 1> родился в 1876 году в
Петербурге в семье военного врача. Отец не
поддерживал стремлений сына к рисованию, и по
желанию отца Билибин кончает юридический
факультет Петербургского университета, но
одновременно занимается в школе Общества
поощрения художеств, а также как вольнослушатель
поступает в мастерскую Репина, в Академию
художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы
работать в мастерской профессора Ашбе. Основы
точного рисунка у Билибина сохранились на всю
жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской
губернии, здесь начинается его знакомство с
русской деревней и народным творчеством. В этом
же году Экспедиция Государственных Бумаг начала
выпускать русские народные сказки с рисунками
Билибина. Имя Билибина стало широко известным по
всей России. В его лице оказался мастер,
прекрасно передававший дух радостной и народной
сказочности. По сегодняшний день эти
“билибинские” сказки являют пример высокой
полиграфической техники. В этой серии были
“Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване
Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2>,
“Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин
всецело примкнул к объединению “Мир искусства”.
Первый шумный успех был толчком для дальнейшего
развития творчества художника. Он совершает
поездки на север России, где открылись ему
красоты деревянной архитектуры и орнаментальное
богатство народных костюмов и вышивок.
Результаты поездки сказались довольно скоро. В
1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с
рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий
нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют
выезд дружины Вольги, фантастическое индийское
царство, недра моря, птиц и сказочных животных.
Все в издании этой былины отличалось вкусом и
изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин
встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г.
появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом
петушке” <Рисунок 3>. Но не одни
сказки и былины интересовали Билибина, его
привлекали и другие стороны народного
творчества: поговорки и загадки. В рисунках к
загадкам есть также юмор, облеченный в
привлекательную и декоративную форму.
Декоративные качества работ Билибина, его
фантазия и глубокое знание стилей привлекли его
к театральной работе. Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года. Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость. |
5. Первичное закрепление учебного материала (начало). | 1. К какому виду изобразительного
искусства мы отнесем работы этого художника?
Почему? 2. Чем отличаются иллюстрации И. Билибина от иллюстраций этих же сказок другими художниками? |
6. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. Васнецова. Демонстрация репродукций картин Васнецова. | Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926) <Рисунок 4> родился в с.
Лопьял, ныне Кировской области. Выходец из семьи
священника, первоначально обучался в духовной
семинарии в Вятке, затем увлекшись искусством,
поступил в рисовальную школу при петербургском
Обществе поощрения художеств, где в 1868-1868 гг.
учился под рук. И.Н. Крамского. В 1868-1875 гг.
совершенствует мастерство в петербургской
Академии художеств. С 1878 г. – член Товарищества
передвижных художественных выставок. В ранний
период своего творчества Васнецов следует
принципам передвижнического
социально-критического жанра. Среди героев
картин – беднота, чета обнищавших стариков,
меняющая жилище (“С квартиры на квартиру”,
“Преферанс”). Подъем общественного интереса к
национальным древностям в последние десятилетия
19 века приводит к решительным сдвигам в
творчестве художника. Обращаясь к темам
фольклорной мифологии, он радикально
реформирует русский исторический жанр, сочетая
исторические реалии, с волнующей атмосферой
легенды. Среди его популярных полотен этого
периода – картины “После побоища Игоря
Святославича с половцами” (1880), “Царь Иван
Васильевич Грозный” (1897), “Аленушка” (1881) <Рисунок 5>. Наибольшую известность
получила картина “Богатыри” (1881-1898) <Рисунок
6>. На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Картина “Три царевны подземного царства” (1881) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно “Каменный век”, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896), где художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом. Самобытен вклад Васнецова в историю архитектуры и дизайна. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливо-сказочная “Избушка на курьих ножках” (1883). Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Видя ужас революционного террора, он вступает в “Союз русского народа” (правые экстремисты национал-шовинистического толка), оформляя своими славянскими орнаментами издания “союзников”. Полны сложного аллегорического подтекста картины “Царевна-Лягушка” и “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”; общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав ряд значительных портретов. Васнецов по праву считается великим русским художником, творчество которого сыграло ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн. |
7. Первичное закрепление учебного материала (окончание). | 1. Чем различаются картины И.
Билибина и В. Васнецова? 2. Кто основные герои картин В. Васнецова? (Люди или сказочные герои)? 3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему? |
8. Содержание творческого задания. | - А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведет нас к новому городу. Но в этом городе живут герои, которых вы сами нарисуете. Они такие, какими вы их видите. Можете рисовать любимых сказочных героев, героев новых сказок… |
9. Практическая работа. | |
10. Подведение итогов: выставка и обсуждение результатов практической деятельности, заключительное слово учителя. | Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он ни покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость. А этого человеку всегда не хватает в жизни. |
11. Домашнее задание. | Самостоятельно познакомиться с картиной Рембрандта “Возвращение блудного сына” и притчей, по которой она создана. Эта притча из Библии. Прочитайте ее. |