Цель урока: изучение строения, свойств и применения углерода.
Задачи урока:
- на основе положения углерода в периодической системе, оохарактеризовать его строение и свойства;
- развивать: представление об аллотропии на примере углерода; умения: владеть химической терминологией, самостоятельной работы с учебником, устанавливать причинно-следственные связи; проводить эксперимент;
- познакомить с явлением адсорбции и его практическим применением;
- охарактеризовать биологическое значение углерода; применение алмаза и графита;
- способствовать воспитанию аккуратности при выполнении эксперимента; самостоятельности мышления; взаимоуважения, взаимопомощи, терпимости.
Оборудование: модели кристаллических решеток графита и алмаза; образцы изделий из графита (карандаши, электроды) и сажи (тушь, краски, резина); древесный уголь; стенд (изображение изделий из алмаза); противогаз; карточки с терминами; лента с химическим уравнением; ПСХЭ.
На столах учащихся: инструктивные карты; пробирки с раствором перманганата калия, таблетки карболена, химические стаканчики, воронки, фильтры.
На демонстрационном столе: штатив, прибор для восстановления меди из оксида меди (II), порошок древесного угля, оксид меди (II), спиртовка.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: исследовательско-поисковый.
Виды работ учащихся: подготовка сообщений, самостоятельная работа с периодической системой, учебником, разноуровневыми карточками; экспериментальные исследования; составление опорного конспекта; выполнение тестовых заданий; самостоятельная оценка результативности работы.
Конспект урока
I. Организационный момент (проверка готовности класса к уроку, настрой на работу)
II. Определение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя (загадка).
Из меня состоит всё живое,
Я - графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
- Что будем изучать на уроке?
- Что узнали об углероде из загадки?
- Что еще знаете об углероде? А что еще хотели бы узнать?
III. Изучение нового материала.
1. Биологическая роль углерода.
Сообщение учителя. Углерод играет особую роль в природе. Все без исключения живые организмы построены из соединений углерода. Особенностью атома углерода является их способность соединяться между собой, образуя сколь угодно длинные цепи, которые могут быть и разветвленными, содержащими миллионы и миллиарды атомов углерода, соединенных с атомами других элементов (самые из известных молекул - это молекулыбелков, содержащих до миллиарда углеродных звеньев). Их длина может даже достигать одного метра! Углерод является биогенным элементом.
Углерод входит не только в состав белков, но и жиров и углеводов. Один из представителей класса углеводов - обыкновенный сахар.
Демонстрация опыта: “Обугливание сахара концентрированной серной кислотой”. Уравнение химической реакции написано на ленте:
С12Н22Ои + 2Н2S04= 2SO2 +13Н2O + 11С+ СO2
Вопросы к опыту:
- Что мы наблюдаем?
- Чем является черное вещество?
- Почему уголь выбрасывает из стакана?
- Какой вывод о составе сахара можно сделать?
2. Строение атома углерода и его свойства на основе его положения в ПСХЭ (работа по инструктивной карте (приложение 1) задание 1)
Обобщающая беседа:
- Какие степени окисления может проявлять атом углерода?
- Какими свойствами обладает атом углерода?
- В каких случаях он является окислителем? Восстановителем?
- Как называется соединение углерода с водородом? С металлами?
3. Аллотропия углерода (инструктивная карта: задание 2)
Сообщения учащихся: а) алмаз; б) графит; в) аморфный углерод.
Обобщающая беседа:
- Докажите, что алмаз, графит являются аллотропными модификациями углерода.
- Почему алмаз и графит обладают различными свойствами?
- Какие ещё существуют модификации углерода?
4. Адсорбция и её применение
- С какой целью используют активированный уголь в медицине? Как вы думаете, почему?
Проведение лабораторного опыта “Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углём” (инструктивная карта: задание 3).
- Что такое адсорбция? Где используют это свойство?
5. Химические свойства углерода.
- Какие химические свойства углерода мы уже рассмотрели?
- Может ли углерод взаимодействовать со сложными веществами?
Демонстрация опыта “Восстановление меди из её оксида углеродом”
- Запишите уравнение реакции и рассмотрите её с т.з. ОВР.
- Где используется эта реакция?
IV. Выполнение тестовых заданий (инструктивная карта: задание 4). Взаимопроверка.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Закончите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал(а) …
- Сегодня на уроке я научился(ась)…
- Особенно меня поразило…
- Мне было трудно…
VI. Домашнее задание § 28 - чтение с пометками, №5, №6, №7, инд-но: используя рис.100 подготовить рассказ о круговороте углерода в природе.
Литература
1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.
2. Рябов М.А. Тесты по химии. Неметаллы. Органические вещества: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 9 класс”/М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы (Серия “Школа радости”) – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.
4. Энциклопедический словарь юного химика/Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990.