Для системы высшего образования приоритетным является достижение такого качества подготовки будущего педагога, которое даст им конкурировать на международном рынке труда. Речь идет о том, чтобы подготовить человека к непрерывному учению – к учению как процессу, который постоянно сопутствует процессу труда. С этой точки зрения цель обучения и образования – формирование креативности как интегрального качества личности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность своего труда. Будущего творческого учителя может подготовить лишь еще более творческая личность преподавателя – это один из основных постулатов развития любой системы общего и профессионального образования. Преподаватель вуза — личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, т.е. решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.
На сегодняшний день каждый, компетентный специалист той или иной профессии должен эффективно использовать возможности информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Так как, вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Информационный поток породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема качественного получения образования. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства являются сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена (коммуникации).
Зарубежные и отечественные ученые исследуют различные аспекты подготовки будущих педагогов с применением информационных технологий.
По мнению многих ученых, информатизация общества обеспечивает:
а) активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;
б) интеграцию информационных технологий с научными и производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
в) высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [1-2].
По определению А.И. Ракитова, “информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования, нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь”.
По его мнению, основными критериями информационного общества являются количество и качество имеющейся в обращении информации, ее эффективная передача и переработка. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого, благодаря относительной ее дешевизне. Это означает, что огромная масса трудящихся переключаются из сферы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в сферу производства и распространения информации.
А.Н. Лаврухин считает, что основой формирования информационного общества является развитие вычислительной и информационной техники, в условиях, когда:
- информация приобретает глобальный характер;
- на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры;
- в конечном счете, попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стороне стремящейся внести такого рода ограничения;
- значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
- растет влияние информации на развитие различных сфер человеческой деятельности;
- углубляется процесс децентрализации общества;
- происходит переход к новым формам занятости;
- идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.
Таким образом, анализируя вышеприведенные признаки и определения информационного общества, можно сделать вывод, что неотъемлемым фактором развития цивилизованных отношений и становления информационного общества является повсеместное внедрение информационных технологий, в том числе в сферу образования. Нужно отметить, что переход к обучению с применением информационных технологий рассматривается в настоящее время как ключевое направление развития образования, способствующее совершенствованию образовательного процесса.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Информатизация образования является продуктом и мощным ускорителем научно-технического прогресса, поэтому актуальность внедрения инноваций в образование, несомненно, повышает качество и эффективность учебного процесса высшей школы. Этот процесс инициирует:
- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
- совершенствование методологии и стратегии отбора содежания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
- создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному специалисту, призванному решать сложные задачи в профессиональной области. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям студента после освоения курса – вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные и коммуникационные технологии.
Сначала информационные технологии применялись только для решения отдельных задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения, обеспечивая поддержку учебного процесса наравне с прочими учебно-методическими средствами. Однако на сегодняшний день стало возможным:
- создание и использование электронных учебников со встроенной системой самоконтроля;
- внедрение виртуального обучения при наличии кейсов на базе дистанционного образования и т.д.
Таким образом, информационные технологии обеспечивают новые возможности, а многие существующие методы образования реализуются с более высоким качеством за счет:
- возможности работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомится на практике), наглядного представления и интерактивного взаимодействия с виртуальными трехмерными образами изучаемых объектов, репродукции уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
- лучших возможностей для поиска информации и более удобного к ней доступа (гипертекст, гипермедиа, закладки, указатели, поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск и др.);
- создания условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения, экспериментирование, “погружение” в виртуальную реальность и др.).
Использование информационных технологий в учебном процессе изменяет соотношение методов, форм, средств обучения, весь методический аппарат. Это приводит к изменению объема и содержания учебного материала; углублению предметной сферы, путем моделирования или имитации явлений и процессов с помощью диалогового взаимодействия, компрессии информации, логической и стилистической обработки; использованию инструментальных программных средств, с целью развития логического, наглядного-образного мышления, а также формированию вербально-коммуникативных и практических умений.
Современные электронные учебники, включающие в себя гипертекст, иллюстрации, видео и звуковые фрагменты, выполняют не только функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, тем самым, способствуя созданию новых эффективных форм обучения.
Информационные технологии всегда были неотъемлемой частью педагогического процесса, так как он всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но с появлением возможности использования электронных-вычеслительных машин в образовательном процессе сам термин “информационные технологии” приобрел новое звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением компьютерной техники. Таким образом, появился новый термин “информационная технология обучения”.
Информационные технологии обучения выступают как приложение, используемое для создания новых возможностей передачи знания (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельность обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Эти технологии создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса: незамедлительная обратная связь; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов управления учебной деятельности и контроля результатов управления.
Реализация отмеченных возможностей инофрмационных технологий позволяет организовать новые виды учебной деятельности, такие как:
- интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с компьютером в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией интенсивного диалога;
- управление реальными объектами;
- управление отображенными на экране моделями различных объектов, явлений, процессов;
- автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.
Организация вышеперечисленных видов деятельности в свою очередь позволяет, во-первых, создовать методики, ориентированные на развитие мышления; во-вторых, развивать коммуникативные способности и эффективно формировать такие важные для студента умения, как умения принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации.
В мировой практике есть много примеров успешного использования информационных технологий в образовании, дающих положительные результаты обучения. Начиная с 60-х гг. ХХв., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии и ряда других стран было разработанно большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса. То есть осуществлялся процесс информатизации образования, который позволил индивидуализировать, интенсифицировать процесс обучения, стимулировать активность обучаемого, увеличить скорость знакомства учащихся и обучающихся с материалом, реализовать социальный заказ, обусловленный информатизацией общества. Все это способствует прогрессу, позволяет государству подняться на самый высокий уровень развития, войти в число сильнейших стран мира.
Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения – принцип индивидуализации. Каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим, именно ему необходимым уровнем помощи, темпом работы, с заданной глубиной изучаемого материала. Целостность учебного процесса при этом не нарушается. Через индивидуализацию обучения с помощью информационных технологий осуществляется переход к его дифференциации. Также при эффективном использовании информационных технологий приосходят изменения мотивации у студентов.
Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется и тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуется такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению. При использовании новых информационных технологий успешно сочетаются различные методы, формы и средства обучения.
Обучения через использование информационных технологий – способ обучения, который может при необходимости замещать учителя, т.е. быть независимым. Небольшой эффект от использования информационных технологий в образовательном процессе достигается при использовании информационных и демонстрационных программ, моделирующих программ, обеспечивающих интерактивный режим работы обучаемого с компьютером, экспертных систем для диагностики уровня обученности, доступа к информационным ресурсам сети Интернет.
Таким образом, информационные технологии являются мощным стимулятором познавательной и образовательной деятельности, способным объединить усилия студентов и преподавателей вуза, а также одним из важнейших способов обучения студентов.
Будущий педагог должен уметь адаптироваться к условиям рыночной экономики, быть гибким в своей профессиональной деятельности. Он должен быть знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться компьютером, базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт.
Список использованной литературы:
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш, пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.
2. Трайнeв В.А., Трайнeв И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2004. 280 с.
3. Шкутина Л.А. Использование информационно-коммуникационных технологий как способ обучения студентов. //Вестник Карагандинского университета. Сер. Педагогика. 2008.- №4(52) – С.141-147.