Урок-праздник Дня ангела Екатерины "Ты красишь мир присутствием своим, Екатерина!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели, задачи.

  • Сформировать у учащихся понятие об огромном значении личности Екатерины Второй в истории России.
  • Способствовать творческому мышлению учащихся.
  • Воспитывать чувства патриотизма, уважения к православной культуре, любви к Отечеству, к Кубани.

Форма. День Ангела Екатерин - урок-праздник

Оборудование.

  • Презентация “Ты красишь мир присутствием своим, Екатерина”.
  • Книжная выставка “Имя Россия”.
  • Мультимедийная установка, ноутбук, экран, диски с песнями.
  • Реквизит для проведения инсценировок.

Возрастной состав: 7-11 классы.

План проведения.

  1. Организационный момент.
  2. Театрализованный пролог.
  3. “Что в имени тебе моем…”.
  4. Слово настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы станицы Полтавской Краснодарского края отца Симеона “Имя Екатерина и православие”.
  5. Личность Екатерины II.
  6. Эпилог.

“Россия, велика сама по себе, я что ни делаю, подобно капле, падающей в море…”.

Екатерина II, 1787 г.

Звучит песня А. Державина “Катя-Катерина”, микширование.

Ведущий 1:

Катя, Катерина, Екатерина - красивое женское имя. А что значит это имя? Имя Екатерина издревле волновало русского человека. Данная традиция сохранилась и по сей день. Об этом имени мы сегодня и поговорим.

Ведущий 2:

Имя происходит от греческого слова `катариос`, означающего `чистый, непорочный`. Екатерина, в представлении большинства людей, вызывает ассоциации с `царским` именем, с величавостью и властностью.

Стук в дверь. Хозяйка открывает дверь на пороге именницы - Екатерины. Екатерины и хозяйка обмениваются приветствием.

Гости:

- Здраствуйте, мы Екатерины!
Ярче звездочки светите,
Укажите нам пути!
Разрешите, разрешите, разрешите
В дом войти?!

Хозяйка: Проходите, проходите гости дорогие!

Гости:

- Мы пришли к вам с хороводом, и со свежим пирогом!

Поздравляем с именинами, низко кланяемся вам!

Хоровод, поют: Как на Катины именины испекли мы каравай и т.д.

Ведущий 1:

Сегодня у нас в гостях девочки, девушки нашей школы, которые носят имя Екатерина. А скажите милые Катерины, почему вас так назвали родители? (Ответы)

Ведущий 2:

Действительно имя каждому человеку дается не просто так. Казалось бы, всего одно слово, привычное для слуха, а за ним открывается целый мир и неповторимая судьба.

Ведущий 1:

Именины. Именник. В древности, да и сегодня имянаречение совершалось при крещении. Православными имя подбиралось по святцам. Имя Екатерина святцы предлагают только один раз - 7 декабря. Мы пригасили на День Ангела школьных Екатерин настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы отца Симеона. Батюшка, Вам слово. (Об именаречении, о Святой Великомученнице Екатерине).

Выступление отца Симеона.

Ведущий 2:

Именем Екатерина была наречена великая российская императрица Екатерина Вторая. “Я хочу управлять сама, и пусть знает это Европа!”, так говаривала она. Ее часто сравнивали и продолжают сравнивать с Петром I. Один из ее современников образно описал суть екатерининского правления: Петр Великий создал в России людей, Екатерина – вложила в них души. И еще одно принципиальное отличие от петровских и ее преобразований: Екатерина II “кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно” в целях “европеизации” страны. Екатерина II предпочитала силу убеждения, а не жестокую хватку своего кумира.

Ведущий 1:

Будущая российская императрица, урожденная София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская, появилась на свет в захолустном в ту пору городе Штеттине (Пруссия). Родители стали называть ее кратко – Фике.

Песня “Сверчок” из к/ф “Гардемарины”.

Исценировка

Фике: Скажите, гофмейстерина, к чему меня готовят? Заставляя танцевать под скрипку и слушать музыку, которую я не выношу.

Гофмейстерина: Вас готовят к замужеству.

Фике: А что я должна делать в замужестве?

Гофмейстерина: То же самое что и делает ваша мать.

Фике: Но ведь она никогда ничего не делает.

Гофмейстерина: Когда вы станете старше, вы сами убедитесь, что у женщин вашего круга очень много обязанностей перед светом. А сейчас поиграйте в куклы…

Ведущий 2:

Фике терпеть не могла кукол. Будущая императрица выбегала на двор, где верховодила шайкою уличных мальчишек, устраивая между ними побоища. И уж совсем неподобающе для принцессы ловко обчищать соседские яблони. Коленки у нее были исцарапаны, движения порывисты как у мальчика.

Инсценировка продолжается.

Фике: Да не хочу я играть в куклы! Я хочу знать, куда идут эти бедные люди?

Гофмейстерина: Эти нищие в Германии, мечтают стать богатыми и счастливыми в России.

Фике: Неужели в России для всех хватит места?

Гофмейстерина: Эта страна беспредельна.

Фике: И богата?

Гофмейстерина: Она сказочно богата, дитя мое.

Фике: Россия! Хочу в Россию.

Учащийся 1:

В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 г.

Учащийся 2:

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России.

Учащийся 3:

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную на идеях Просвещения.

Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной, ликвидировала гетманство на Украине, пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).

Учащийся 4:

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

Инсценировка

Екатерина: Я встретила так мало взаимности со стороны вашего королевства, что не должна считать вас друзьями.

Гаррис: В этом виноваты враги наши. Сейчас в Лондоне склонны думать, что Россия, в тайном согласии с Францией.

Екатерина: Французы ко мне внимательнее нежели, Вы.

Гаррис: Их вежливость всегда коварна.

Екатерина: Так какой же платы, Вы требуете от меня?

Гаррис: У нас совсем не стало друзей.

Екатерина: Вы и не желаете иметь их.

Гаррис: Я в отчаянии. Все это результат интриг, которые коснулись такого просвещенного ума, каков Ваш ум.

Екатерина: Если я говорю, так на основании фактов.

Гаррис: Спасите, же Англию, которая к Вам взывает.

Екатерина: Согласна.

Гаррис: Когда же Вы удостоите нас дельного совета.

Екатерина: Когда станете выражаться яснее.

Гаррис: Но…

Екатерина:

А не вы ли вредили русской торговле? Задерживали русские корабли? Торговля это мое личное дитя. И вы еще хотите, чтобы я не сердилась на Англию? Ну да ладно, пусть этот разговор сделается эпохой в истории. И оставьте мои корабли с товарами в покое. Россия сделается великой промышленной и торговой державой. Прощайте.

Ведущий 1:

Екатерина II – матушкой, в песне казачьей зовется. В 1772 году Екатерина Вторая подарила Черноморскому казачьему войску кубанские земли от Тамани до устья реки Лабы. Казакам поручалось охранять южные границы России. Переселившись на Кубань, они достойно несли службу. В знак благодарности казаки назвали свой “войсковой град” именем Екатерины. Памятник, возведенный в ее честь, был разрушен, но в 2006 году восстановлен вновь.

Песня Державина А. “Катя-Катерина”, микшируется.

Хозяйка:

Что мы заговорились с вами, а о пироге и забыли! Садитесь потеснее, ешьте, пейте повкуснее! И мы хотим обратиться к нашим именинницам Екатеринам и пожелать им:

Ведущий 1: Мы хотим пожелать здоровья доброго!

Ведущий 2: Мы хотим сказать Вам – “Благости!”

Ведущий 3: Мы хотим пожелать Вам счастья нового!

Ведущий 4: Мы спешим сказать вам – “Радости!”

Все: Екатерины! Удач, успехов, везенья! И прекрасного настроенья!