Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает.
Я.А. Каменский
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, её молодежи. Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками ,почти исчерпан. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодёжи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, школы, больницы, в социальные службы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом - дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.
Проработав в школе 16 лет, я могу смело заявлять, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно- нравственному воспитанию способствует внеурочная деятельность. Высшим уровнем личностных способностей человека являются духовные способности. Духовность обладает свойством возвышать внутренние психологические мотивации до культурного уровня. Ценно, что ФГОСы отражают значимые требования времени, в частности то, что: “ результаты общего образования не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего иметь характер метапредметных умений”, в этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессии. Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания обучающихся связана, на мой взгляд, со следующими положениями.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, толерантностью.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитание - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников сказано: “Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нём не воспитывал, то и законы исполняться не будут”. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Но самое главное: духовно-нравственное воспитание возможно только в том случае, если обучающиеся будут видеть перед собой достойный образ учителя, который может стать для него примером и которому он хочет подражать. Неслучайно в Концепции отмечается, что “никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения”, что нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно- нравственного развития подрастающего поколения. Недаром Л.С. Выготский сравнивает учителя с садовником, который “был бы безумен, если бы хотел влиять на рост растения, прямо вытаскивая его руками из земли, так и педагог оказался бы в противоречии с природой воспитания, если бы силился непосредственно воздействовать на ребенка. Но садовник влияет на прорастание цветка, повышая температуру, регулируя влажность, изменяя расположение соседних растений, подбирая почву и примешивая удобрения, то есть опять-таки косвенно, через соответствующие изменения среды. Так и педагог, изменяя среду, воспитывает ребёнка”.
Живём в настоящем, готовя в будущее!