Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, формирование полноценных граждан страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.
Во-вторых, в эпоху социально-экономической нестабильности проблема престижа выбираемой деятельности приобретает особый смысл. Большинство молодых людей выбирают профессию не потому, что его привлекает содержание труда, он скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия – лишь одно из средств построения счастья. Однако со временем престижность (и востребованность) профессии меняется, и тогда у самоопределяющегося подростка есть риск ошибиться, что может привести к разного рода проблемам.
В-третьих, профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается получить сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в криминал или наркоманию.
Таким образом, профориентационная работа со
школьниками – это не только решение завтрашних
проблем, но и важный вклад в решение проблем
сегодняшних.
В программу включены занятия по психологической
подготовке к экзаменам. В период подготовки к
сдаче экзаменов становится актуальным развитие
умения управлять своими эмоциями в стрессовой
ситуации. Также необходим навык планирования и
управления таким ресурсом, как время. Освоение
навыков тайм-менеджмента и управления своими
эмоциональными состояниями необходимо не только
для подготовки к экзаменам, но и для успешного
освоения любой профессии.
Содержание программы «Выбор профессии – дело серьезное» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных интересов, способностей и возможностей, а также помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Целью программы является оказание психологической помощи старшим подросткам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся в мире профессий;
- повышение уровня профессиональной зрелости;
- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
- исследование учащимися своих способностей и возможностей
- построение жизненной перспективы.
Программа рассчитана на учебный год (всего 36 часов). Из них не менее 10 часов составляет индивидуальная (консультации и собеседования) работа с учащимися и их родителями и 26 часов – групповые занятия с подростками (при режиме занятий 1 раз в неделю). Оптимальный размер группы 10-15 человек. Формы деятельности на занятиях разнообразны: упражнения, игры, беседы, дискуссии.
Ожидаемые результаты. В результате старшеклассники должны освоить:
- значение профессионального самоопределения;
- требования к составлению профессионального плана;
- правила выбора профессии; понятия профессия и профессиональная деятельность;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;
- понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях;
- значение творческого потенциала человека, профессиональной карьеры.
Тематический план программы «Выбор профессии – дело серьезное» представлен в Приложении 1.
Сценарий одного из занятий по программе представлен в Приложении 2.
Список литературы.
- Пряжников «Будь готов!»: активизирующая профориентационная методика // «Школьный психолог», 2001г. – №13.
- Пряжников «Перекресток»: активизирующая профориентационная методика // «Школьный психолог», 1991г. – №41.
- Пряжников «Страшный суд»: карточная групповая профориентационная игра // «Школьный психолог», 2000г. – №41.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2008. – 366 с.
- «Профориентация старшеклассников» / сост. Т.В. Черникова. – Волгоград: изд. Учитель, 2006г. – 120с.
- Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии», Москва:, Генезис, 2005 г. – 208с.
- Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии». – Москва.: Генезис, 2005г. – 140с.
- Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» // «Школьный психолог», 1999 г. – №14.
- «Теория и практика профориентации и профконсультирования» / под ред. В.В.Спасенникова. – Калуга, 1996г. – 406с.
- Филлимонова О. «Как научиться выбирать профессию», Москва.: Чистые пруды, 2008 г. – 32с.