Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует ДНР и Воспитания младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. В то же время ДНР и Воспитание младших школьников является одной из сложных задач воспитания в условиях современного образовательного процесса. Мы живем в период, когда дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Именно поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему его учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в младшем школьном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательно нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка с приходом в школу, мы пытаемся формировать чувства патриотизма. Что же понимают под понятием "патриотизм"? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что истинный патриотизм включает в себя следующие составляющие:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Работая по новым стандартам, мы разработали свою программу ДНР и Воспитания младших школьников. Программа называется “Путь к ученику. Формирование духовно-нравстенной личности”. Она состоит из 6 разделов:
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание).
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
Для каждого из направлений мы конкретизировали задачи, базовые ценности, содержание, планируемые результаты, а так же формы воспитания и социализации младших школьников с учетом специфики работы нашего ОУ.
Национальные ценности | Задачи воспитания | Планируемые результаты деятельности |
Патриотизм Любовь: – к близким, друзьям, школе, – к своей малой родине, – к своему народу, – к России, и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам. Гражданственность Долг (перед семьёй, предками, страной) Служение Отечеству Закон и правопорядок Правовое государство и гражданское общество Многообразие культур и народов единой страны Равенство культур и народов России Толерантность (признание права другого быть “непохожим на тебя” и диалог разных людей) |
1. Формировать первоначальные
представления о символах государства –
Государственном флаге гербе, гимне Российской
Федерации – России, о флаге и гербе субъекта
Российской федерации, в которой находится
образовательное учреждение. 2. Формирование представлений о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях граждан России 3. Формирование представления о правилах поведения в школе. Дома, на улице, на природе. 4.Стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушителям порядка в классе. дома, к невыполнению человеком своих обязанностей. |
“Слова и переживания” Элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях(гражданском обществе) Знания важнейших вех истории России, своего народа, представлений об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России Знания о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры Знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества Отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом),несоблюдение обязанностей, оскорбление людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушение равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности Отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами “Дела” Осуществление чего-либо полезного для “своих” - друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям) Участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление) Умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка поступков, “самонаказание”) Препятствие (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия Избегание насилия, препятствование его проявлению Недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивание людей другой национальности, религии, убеждений, расы Умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов. Религиозных убеждений, национальности Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира Добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников) Самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам
|
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | В процессе общественно полезной деятельности | Взаимодействие семьи и ОУ |
- использование разнообразных
форм организации современного урока,
нетрадиционных современных технологий: урок
–игра, мозговой штурм, сказка, экскурсия,
встреча, выставка, защита проектов…. - использование коммуникатив ных технологий - совместный контроль и оценка результатов учебной деятельности - работа по формированию самооценки - сотворчество ученика и учителя на уроке - использование материалов учебника, доп.литературы, компьютерная поддержка урока |
- организации работы групп
продленного дня по данному направлению - организация предметных кружков гражданско – патриотической направленности - организация кружков самодеятельности, праздников, вечеров, объединений - организация клубной деятельности, научных обществ - подготовка и проведение праздников связанных с “ красными” датами и датами из Этнокалендаря |
- участие в подготовке и
проведении мероприятий, посвященных
государственным праздникам - Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности. Детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями) - подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания - экскурсии и путешествия - сборы помощи благотворительные мероприятия |
- организация и проведение
встреч с ветеранами ВОв и военнослужащими - разучивание народных игр - организация и проведение национально-культурных праздников - участие во встречах и в беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографией выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма - Изготовление и рассылка поздравительных открыток ветеранам и защитникам Родины - сборы помощи |
- Тематические родительские
собрания (классные и общешкольные) - открытые уроки и тематические мероприятия для родителей - демонстрация и обсуждение фильмов по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей - тематические круглые столы - прогулки по городу в праздничные дни - Разучивание стихов гражданско-патриотической направдленности - чтение сказок народов Россиии - Выполнение тематических презентаций и творческих проектов совместно с родителями - Создание семейного альбома “Поколения семьи”. Знакомство с фотоархивом семей. - Совместные экскурсии и путешествия |
В нашей программе работает, действует каждый ребенок, ибо воспитывают детей не слова, даже самые прекрасные, а его собственные действия, а так же действия и поступки тех, кто его воспитывает: родителей, учителей. Привить ребенку положительные качества – вполне реальная задача. Пробудить в нем уважение к своему народу, Родине, ее истории и культуре на всевозможных примерах – задача трудная, но вполне реальная. А вот любить, мы его заставить не можем. У глагола “любить” нет повелительного наклонения, так как в возникновении любви властно одно лишь сердце. Именно оно выбирает, что ему любить, а что нет. Мы не можем приказать малышу любить. Для того, чтобы у ученика зародилось чувство любви, нужно активно воздействовать на его чувства. Только тогда, любовь к Родине, к месту, где он родился, языку на котором он говорит, к окружающим его людям родится у него внутри. А без любви к своему Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства. Приведу примеры технологий, некоторых видов и форм организации внеурочной и внешкольной деятельности, которые используются в работе по данному направлению:
- Познавательные беседы и классные часы с использованием мультимедийных средств: “Права и обязанности учеников” “Основной закон государства” “Права и обязанности ребенка” “Я уважаю права других” “Мы и общество”…
- Игровая деятельность:.
Игры: “Добрые слова” “Сочини конец истории” “Мой сосед по парте”.
Викторины: “Знаешь ли ты “Конституцию” …
Тренинги: “Общаться по правилам” “История про себя” …
А так же можно использовать диалоговую рефлексию, деловые игры, игровые ситуации на уроках.
- Проблемно-ценностное общение: встречи с ветеранами и интересными людьми, диспуты и круглые столы “Кто в семье главный” “Я – гражданин великой страны” “дети и родители”…
- Туристско-краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, автобусные поездки.
- Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали, газеты, журналы.
- Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) – КТД “Охрана природы родного края – закон и правила для всех”, КТД “В моей семье живет герой” “Мой город в блокаде”….
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) – просмотр фильмов, школьные праздники, литературно-музыкальные композиции…
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины
- Проектная деятельность.
- Работа с портфолио.
Разработки мероприятий можно посмотреть в пособии “Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации” под ред. А.Я. Данилюка. –М.: Просвещение, 2011 в 2 ч.
Несколько слов хочется сказать о детском портфолио. Я очень давно работаю с этой формой контроля и оценки достижений учащихся. Это отличное средство мотивации, личностного развития. Девиз, под которым мы работаем – “Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован”. И еще, если рассматривать портфолио как одну из многочисленных форм по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, хочется сказать, что Оно (портфолио) – это то образовательное пространство, где происходит совместная работа детей с учителем, детей с родителями и друг с другом по накоплению, систематизации и анализу своего качественного роста. А значит, мы формируем и развиваем в каждом ученике чувство собственно достоинства. Приведу только один пример из детского портфолио. В первом классе учащиеся оформляли страничку “Моя семья”, где рисовали всех членов своей семьи, писали о том кто и чем занимается, где работают родители. Во втором классе, ребята оформляли странички “Традиции моей семьи” “Я горжусь своими предками” “Мои родственники и война”, выполняли исследовательскую работу и оформляли “Семейное древо”. В третьем классе, мы будем выполнять исследовательский проект “Династия Романовых”, посвященный 400-летию рода Романовых, “Династия Рюриковичей”. Для этого необходимо провести колоссальную работу. Наш город, его история, культура дают огромные возможности для решения задач по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Мы очень много путешествуем по родному городу: автобусные экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии в пригороды. Все наши поездки не проходят даром. Они являются началом, продолжением (для пополнения знаний) или завершением КТД, исследовательских проектов. Приведу еще один пример. Ко дню рождения нашего города, в прошлом учебном году, ребята работали над долгосрочным проектом “Виват, Санкт –Петербург!”. Мы проводили классные часы по истории нашего города, учащиеся посещали кружок “Знай и люби свой город”, проводили три тура олимпиады знатоков родного города, посетили Петропавловский собор, Эрмитаж, музей Политической истории города, музей Блокады в Соляном переулке, съездили на автобусные экскурсии, приглашали в класс блокадников, участвовали в конкурсах газет, стихов и рисунков о родном городе, выпустили классный альбом “Мой родной город” и “Их именами названы улицы города” , устраивали выставку фотографий, проводили акцию для первоклассников “Любим, помним, гордимся”, на которой рассказывали малышам об истории родного города. В итоге, провели праздник с презентацией своих проектов, на который были приглашены родители. Хочется еще раз повторить, что наш город со своей историей и культурой, как ни один другой город, дает возможность работать по формированию и развитию у младших школьников гражданско-патриотических чувств. И эту возможность необходимо использовать. Есть прекрасное стихотворение Марины Корж о Санкт-Петербурге, называется оно “Я в этом городе своя”. Приведу его строки:
Я в этом городе своя.
Своя каналам, тротуарам,
Домам и нынешним и старым,
И людям, что встречаю я.
Своя я питерским дождям,
Что не единожды воспеты.
Своя, мостам и парапетам,
Своя, полсвета обойдя.
Своя я рекам, что текут
Причудливо переплетаясь.
Я даже быть своей пытаюсь,
Львам, что город стерегут.
И восхищенье не тая,
Смотрю я с высоты собора.
На самый дорогой мне город
Да буду я ему своя.
И вот, если в конце 4 класса, наши ученики скажут, что они “свои” этому городу, то программа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию будет выполнена.