Цели урока.
1. Повторить и систематизировать знания учащихся по теме “Орфограммы корня: безударные гласные, парные и непроизносимые согласные”, “Части речи”, “Состав слова”.
2. В ходе решения данных задач работать над развитием УУД: личностных, регулятивных, познавательных.
3. Совершенствовать умения учащихся работать с разными видами тестов, прививать интерес к русскому языку.
Работа по формированию УУД.
Личностные
- Нравственно-этическое оценивание.
- Самоопределение.
- Смыслообразование.
Регулятивные
- Целеполагание.
- Планирование.
- Контроль, коррекция.
- Оценка и самооценка.
Познавательные
- Общеучебные:
- поиск необходимой информации;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение строить речевое высказывание;
- рефлексия;
- смысловое чтение.
- Логические:
- анализ/синтез, сравнивание по критериям, классификация;
- установление причинно-следственных связей;
- доказательство.
- построение цепи рассуждений
- Коммуникативные:
- учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, умение разрешать спорные вопросы, умение слушать и слышать.
I. Организационный момент урока
Учитель: Какое сегодня число.
Учитель: Мы с вами отучились половину учебного года, еще несколько дней и начнутся каникулы. Как вы думаете, в конце полугодия, когда мы все темы изучили, чем мы должны заниматься на уроках?
- Повторением, вспоминать то, что проходили в течение всего полугодия.
Учитель: Урок сегодня будет очень объемным, нам многое нужно успеть и поэтому в тетрадях мы сегодня работать не будем, а поработаем с текстом. Такие задания вы уже выполняли. И начнем мы наш урок со знакомства с текстом.
II. Работа с текстом (смысловое чтение). Работа по формированию УУД
Учитель: О ком, или о чем этот текст?
Учитель: Первое ваше задание будет – составить план к этому тексту. Что для этого нужно сделать?
- Посмотреть сколько частей в тексте, сколько абзацев. Затем перечитать текст, сформулировать о чем говорится в каждой части и записать пункт плана. Не забыть написать заголовок к тексту.
Учитель: Поработайте в парах, посовещайтесь и запишите план этого рассказа.
III. Работа с таблицей
Учитель: Работая с текстом, вы узнали о воробье что-то новое для себя. Что?
- Воробьи бываю двух видов.
Учитель: Заполните таблицу, используя материал текста. Какие критерии выберем для сравнения воробьев?
Учитель: Давайте проверим, что вы выбрали. (Читают дети)
Учитель: А что еще интересного и нового вы для себя открыли в этом тексте?
- Почему воробья так называют.
Учитель: Прочитай, почему эту птичку называют воробьем?
IV. Работа по развитию связной речи и умению строить высказывание
Учитель: Как вы думаете воробьи – это птицы приносящие человеку пользу или вред?
Учитель: Сформулируйте свой ответ и начните его так … (Посмотрите в карточку)
1. Мне кажется, что…
2. Я думаю, что…
3. На мой взгляд, воробьи…
Учитель: Прочитайте свое рассуждение.
V. Работа над развитием межпредметных связей.
Учитель: Воробьи это перелетные или оседлые птицы? Каких птиц оседлых вы еще идите каждый день?
- Голубей.
Учитель: Составьте мне задачу по этому слайду.
На слайде изображение голубя и число “28”; ниже изображение воробья и фраза “ на 17 больше”.
Учитель: Решите ее, вычисления записывая в столбик.
Учитель: Обменяйтесь листочками и проверьте работу своего товарища, оцените ее баллами. (Образец решения для сличения с образцом)
VI.
Учитель: А это (слайд с синицами и снегирем) какие птицы?
- Кочующие. Они прилетают к нам из северных районов на зиму, а потом опять отлетают на север.
Учитель: У вас записано предложение с орфографическими ошибками, исправьте их.
(Индивидуальная работа). Количество ошибок, запишите в квадрат. Оцените себя. А теперь давайте проверим. Оцените себя после проверки.
VII. Работа с тестом. (Обговорить время на выполнение всех заданий)
Тест 1: по частям речи со свободным выбором ответа в истинных высказываниях.
Учитель: Вспомните, какие части речи вы знаете. Я даю вам 5 минут, вставьте в определения недостающие слова, так чтобы получились правильные определения.
Учитель: Обменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа, оцените ее: правильно дал определение “+” неправильно “-”.
Учитель: Подпишите части речи в своем предложении.
Тест 2: невербальный, т.к. используются символы, открытый тест, требующий конструирования.
Учитель: Что вы видите далее?
- Схему слова.
Учитель: Выберите из предложения слово, которое подходит к каждой схеме и запишите их рядом.
Учитель: Что записали к 1, 2… схеме.
Учитель: Какие части слова мы изучили.
Учитель: Соедините определение частей слова с их названием, установите соответствие. Давайте проверим.
Тест 3
Учитель: Вспомните, с какими орфограммами корня мы познакомились?
- Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные.
Учитель: Посмотрите в следующую таблицу. Я написала название орфограмм, а напротив записала слова из текста про воробья. Отметьте знаком “плюс/минус” верно ли я сделала, поработайте в парах.
Учитель: Давайте проверим.
Учитель: Вернемся к тексту. Потренируем свои глаза. Работаем с последним абзацем, подчеркиваем и называем орфограммы и проверочные слова.
Тест 4.
Учитель: И последнее задание. Выберите правильный ответ и обведите его в кружок. Как проверить орфограмму в корне.
Учитель: Давайте проверим.
VIII. Итог урока.
Учитель: Мы сегодня повторяли, все, что изучали в течение полугодия. Сколько разных видов работ сегодня было на уроке, посмотрите в свою работу.
Учитель: Какое задание для вас было самым легким, а самым трудным?
Учитель: Вы узнали сегодня что-нибудь новое?
Учитель: Для чего нам нужно знать орфограммы, правила? (Смыслообразование - личностные УУД)
Обратите внимание на шкалу настроения. Определите свое настроение.
Спасибо за работу.
Индивидуальный лист учащегося. (Приложение)
Текст для смыслового чтения
Воробьи
В больших городах и их окрестностях, а также в сельской местности можно встретить маленькую шуструю птичку – воробья. Но если ты думаешь, что все воробьи одинаковые, то ошибаешься. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они опереньем и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное и серенькое.
Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белой щёчке у него чёрное пятно, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой воробей не селятся в городах, потому что там ему не хватает насекомых.
Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: “Вора – бей!” - так кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут их с тех пор.
Своё гнездо воробьи строят рядом с жильём человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей – плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда, он вообще не строит гнезда, а захватывает нечестным способом скворечники или гнёзда ласточки. И выгнать его оттуда совсем нелегко.