Интегрированное занятие по развитию речи "В гости к хозяюшке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Образовательные задачи.

  • Знакомить детей со старинной русской жизнью.
  • Объяснить, откуда произошел русский обычай – гостеприимство, где их исторические корни.
  • Дать знание, почему Русь называли деревянной.

Развивающие задачи.

  • Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа.
  • Формировать современные правила поведения в гостях, приема гостей.
  • Развивать умение составлять рассказ по опорным картинкам.
  • Развивать умение участвовать в общей беседе.
  • Активизировать в речи глагольную форму и форму прилагательного.
  • Продолжать учить детей инсценировать знакомые сказки коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать у детей интерес к истории родной страны, русского народа.
  • Воспитывать такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, справедливость.

Обогащение словаря: гостеприимство, радушие, изба, сруб.

Активизация словаря: угощение, доброта, чистоплотность, доброта, традиции.

Материал к занятию: макет “Мини-музей” по русской народной культуре, карточки – картинки “Правила поведения в гостях”, картинки к сказкам “Машенька и медведь”, “теремок”, “Заюшкина избушка”, атрибуты к драматизации сказки “Теремок”.

Ход занятия

I. Организационный момент

Хозяйка (воспитатель): Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто в нашем дому – дорогим гостям, милым детушкам, чтоб хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице.

- Вот такими красивыми словами в далекие времена на Руси встречали гостей.

II. Основная часть

1. Беседа о гостеприимстве

- Ребята, а вы любите ходить в гости?

- Как вы понимаете слово “гостеприимство”?

Гостеприимство – это старинная традиция русского народа. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции?

Традиции – это не русское слово, оно переводится с латинского языка, как передача – это то. Что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Дни рождения, проводы в армию и т.д.)

- А еще есть народные традиции, связанные с празднованием таких событий, как проводы зимы, встречи весны и т. д.

- Какие традиционные русские праздники вы знаете? (Масленница, Рождество, Пасха)

- Да, ребята. Русский народ любит проводить эти традиционные праздники, и поэтому ходят друг к другу в гости. Они очень дружелюбные и гостеприимные.

- Ребята, об этом народ сочинил много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о гостеприимстве? И как вы их понимаете?

Пословицы.

    1. Гость доволен – хозяин рад.
    2. Для доброго гостя и ворота настежь.
    3. Много гостей – много новостей.
    4. Гость щей не жалей – погуще налей.
    5. Как аукнется, так и откликнется.
    6. Делай добро и жди добра.

- А у вас гостеприимная семья? Когда к вам приходят гости, как их встречают ваши мама с папой?

- Как вы ведете себя с гостями? Вежливы ли вы?

- Когда вы приходите к кому-то в гости, как вы должны себя вести в гостях? Каковы же правила поведения в гостях?

- Давайте по этим картинкам составим “Правила поведения в гостях”. Сначала надо по каждой картинке составить одно предложения, а затем по всем картинкам рассказать все правила поведения в гостях.

Картинки.

    1. Приходя в гости, разувайся в коридоре.
    2. Перед тем как сесть за стол, помой руки.
    3. Не трогай телевизор и другую аппаратуру.
    4. Не мусори в гостях.
    5. Уходя, поблагодари хозяев.

- Вот мы и составили “ Правила поведения в гостях”, т.е. как должны вести себя гости.

- А теперь давайте поговорим о хозяине. Каким должен быть хозяин?

Д/и “Подбери слова-действия”

Что делает хозяин? – Встречает, снимает, проводит, усаживает, угощает, приветствует, ухаживает, развлекает.

Д/и “Подбери слова-признаки”

Какой хозяин? – Добрый, улыбчивый, веселый, опрятный, красивый, умный, вежливый, гостеприимный.

2. Беседа “Дома на Руси”.

- Ребята, а в каких домах жили люди на Руси в далекие времена?

- Вот в таких домах (вывешивается картинка) жилю люди раньше на Руси и встречали гостей.

- Почему Русь называли деревянной? Потому что люди строили себе жилища из бревен. Может кто-нибудь из вас знает, как называли такие дома? Такой дом называли изба или сруб. Их строили из бревен, при помощи топора срубали деревья, из них получались бревна. От слова “Срубали” произошло слово сруб.

Давайте представим себе, что мы строим избу из бревен.

Физминутка:

  1. Сначала срубаем дерево (рубят).
  2. Строгаем доски (движение рук, согнутых в локтях – вперед).
  3. Строим из бревен стены (руки вперед, постукиваем кулаком о кулак).
  4. Белим стены (движение правой рукой вверх-вниз).
  5. Настилаем пол (стоя на коленях, наклоны вперед и поочередное постукивания кулаками).

- Ну вот, мы и построили избу из бревен. Люди выбирали для строительства избы красивое место, чтобы рядом был лес, чтобы было много деревьев, т.к. дома строили из деревьев.

Но в домах из бревен жили не только люди, но и сказочные герои.

Д/у “Назови русские народные сказки”, в которых упоминаются деревянные дома – избушки.

Д/у “Подбери героев сказки”.

- Давайте к этим избушкам подберем героев и назовем сказки.

- Скажите, чем похожи эти избушки? (Они деревянные, сделанные из бревен)

- А сейчас строят деревянные дома? (Да, в деревне, на даче)

- Как вы думаете, без чего в деревне трудно жить?

Загадка о лесе:

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)

- Правильно – это лес. В деревне без леса трудно жить. Почему? В лесу растут грибы, ягоды, деревья, поют птицы и живут звери, а главное он нам дает кислород, и когда мы приходим в лес, то мы должны себя вести в лесу как гости, а лес ответит нам своим гостеприимством.

- Помните, мы с вами разучивали сказку на современный лад, как надо вести себя в лесу? Давайте ее покажем нашим гостям.

3. Сказка “Теремок” (экологическая сказка)

Действующие лица: Ведущий, Лягушка, Мышка, Петух, Еж, Медведь.

Ведущий.

В чистом поле теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Мусор в нем – большой порок.
Тут Лягушка мимо шла,
К теремочку подошла.

Лягушка.

Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ква-ква, тишина!
В теремочке я одна!
А из этого окна
Речка чистая видна.
Жить тут – просто загляденье:
Воздух чист, и нет сомнений –
Остаюсь тут навсегда – да, да, да!

Ведущий.

Только свет зажгла Лягушка,
Появилась Мышь-норушка.

Мышка.

Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка.

Я – Лягушка-квакушка!
А ты кто?

Мышка.

А я – Мышка-норушка!
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка.

Я пустить-то тебя рада,
Только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота,
Пусть останется она.

Ведущий.

Поселилась Мышь с лягушкой –
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько,
Ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны
Не оставляют за собой:
Где найдут какую банку,
Тут же вмиг ее возьмут,
Подберут и даже палку,
Чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый – Петя.

Петух.

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка и Мышка (вместе).

Здесь живем мы – две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли.
А ты кто?

Петух.

А я – Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка (вместе).

Так и быть, мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не спи же ты в обед.

Ведущий.

Вот живут они – Лягушка,
Петушок и Мышь-норушка;
Их водой не разольешь.
Вдруг явился серый Еж.

Еж.

Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Мы – веселые зверята,
В чистом поле дом нашли.
А ты кто?

Еж.

Я колючий Ежик,
Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришел,
Там беды большой подъем:
Люди там так отдыхают,
Сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек распугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпеж –
Хоть куда девайся Еж.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!

Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Так и быть, пожалуй в дом,
Жить мы будем вчетвером.

Ведущий.

Вот живут они, играют,
И печаль они не знают.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен,
Нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята –
Всем довольные ребята.
В это время из берлоги
Вышел Мишка толстокожий,
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел – дом стоит,
Рядом реченька бежит.
Он решил…

Медведь.

Пойду туда,
Наломаю там бока!

Ведущий.

Оттого он злой такой,
Кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили,
Уважали бы зверей,
Не пошел бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Еж и Петух (вместе).

Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом –
Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа,
Жить должно в ней много
Лесного народа.

Медведь.

Я же вовсе не хотел
Обижать вас, братья!
А имея крупный вес,
Просто в гости я полез.

Ведущий.

Вот так и люди поступают:
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражаться над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Еж и Петух (вместе).

Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасем мы мир.
Ведь если каждый человек,
Устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костер потушит и зальет,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.

Медведь.

Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу –
На радость вам, назло врагу.

Ведущий.

И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали,
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут –
И гостей к себе всё ждут!

III. Заключительная часть

Анализ проведенного занятия. Поблагодарить детей за сказку.