Данный урок является продолжением урока «Декоративное убранство русского северного дома», опубликованного на сайте Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (раздел – Преподавание МХК и ИЗО) https://urok.1sept.ru/articles/604337/.
Тема урока: Декоративное рисование. Декоративное убранство окна русского северного дома.
Тип урока: Урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).
Технология урока: Традиционный урок с использованием ИКТ, элементы проблемного обучения.
Главная дидактическая цель урока: познакомиться с историей возникновения окна в русском северном доме и украсить наличники окна знаками, которые наши предки использовали для защиты своего дома.
Развивающие цели:
- Содействовать формированию сознания того, что народная культура – это наше наследие, достойное уважения и сохранения.
- Способствовать развитию внимания, усидчивости.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Обучающие цели:
- Способствовать знакомству с историей возникновения окна в русском северном доме.
- Способствовать применению умения изображать символические знаки для создания художественного образа окна русского северного дома.
Воспитывающие цели:
- Способствовать воспитанию уважения к прошлому своей страны, патриотизма.
- Способствовать формированию художественного вкуса.
План урока (45 мин.)
- Организационный момент 0,5 мин.
- Повторение изученного материала 3,5 мин.
- Сообщение темы урока 0.5 мин.
- Изложение нового материала 15 мин.
- Требования к работе 3 мин.
- Самостоятельная работа 20 мин.
- Подведение итогов 2 мин.
- Организованный конец урока 0,5 мин.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение материала, изученного на уроке «Декоративное убранство русского северного дома» (презентация «Декоративное убранство окна русского северного дома»).
Слайд 1 учащимся не высвечивать.
На уроке «Декоративное убранство русского северного дома» вы узнали, как наши предки-славяне защищали свой дом от проникновения злых сил. С помощью чего? Ответы детей.
– Правильно, с помощью оберегов, то есть охранительных знаков.
Слайд 2. Работая в парах, вы покажете, как усвоили материал прошлого урока. На каждой парте лежит лист (один на двоих), на котором слева названия оберегов, а справа – их изображения. Вместе с соседом по парте карандашом соедините название оберега с его изображением.
Слайд 3. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Слайд 4. Итак, мы знаем, что на причелине располагаются охранительные знаки. А как вы думаете, какие части дома надо было бы ещё защитить от проникновения злых сил с точки зрения наших предков-славян? Ответы детей.
– Конечно, это окна и двери.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим с вами об окне, узнаем историю его возникновения и попытаемся создать художественный образ окна русского северного дома.
Изложение нового материала.
Слайд 5. Оказывается, давным-давно окон в постройках не было. Проветривали дом и выпускали дым из него через дверь.
Слайд 6. Затем появились первые окна, а точнее световые и смотровые проёмы. Они были очень невелики – «яко вместима рука» – и прорубались в двух смежных брёвнах до половины бревна, чтобы не нарушить прочность конструкции дома. Такие окна назывались «волоковыми», так как закрывались («заволакивались») изнутри доской, двигавшейся по специальным пазам. Зимой в такие окна вставляли «оконницу» с прозрачным материалом: бычьим пузырём, промасленным холстом, тонкими липовыми дощечками, а люди побогаче использовали прозрачный слоистый минерал – слюду (слайд 7). Небольшие по размеру слюдяные пластинки сшивали кручёным конским волосом и называли «шитухами».
Слайд 8. А теперь разгадаем загадки!
- Стоит бычище, проклёваны бочища. (Ответ: Дом с волоковыми окнами.)
- У нас в избушке все поползушки. (Ответ: Волоковые окна.)
Слайд 9. Волоковые окна покрывали такими же оберегами, как и причелины.
Слайд 10. Перед вами репродукция картины русского художника Василия Ивановича Сурикова «Меншиков в Берёзове». (Александр Данилович Меншиков (1673-1729) – выдающийся русский государственный и военный деятель, сподвижник Петра I, после смерти Петра I вместе с семьёй был выслан в ссылку.) Это первая треть 18 века. Какое окно вы видите на этой картине? Безусловно, это волоковое окно, а оконница – шитуха.
Слайд 11. Привычные нам окна в домах появились относительно недавно, лишь в 18 веке (примерно 300 лет назад). Сначала в доме было только одно такое окно – «красное», то есть красивое. В проём вставлялась оконница со стеклом, которая потом была заменена на лёгкую оконную коробку.
Слайд 12. Щели между оконной коробкой и срубом дома затыкали мхом, а сверху закрывали специальными накладными досками – наличниками или очельями. Вот на наличники и была перенесена древняя традиция изображать обереги, сохранившаяся в домовой резьбе на причелинах, ведь в 18 веке на Руси уже не было язычества, было христианство!
Слайд 13 и слайд 14. Полюбуйтесь на окна с украшенными наличниками и ставнями (это доски, закрывающие окно от солнечного света и холода).
Слайд 15. В северных крестьянских домах ещё сохранилась расстекловка на шесть стёкол. Мы уже любовались картиной Бориса Поморцева, здесь мы видим в каждом окне по шесть стёкол.
Слайд 16. Такие рамы в старину назывались шестёрками. Если разделить окно вертикальной линией по центру (Как называется такая линия? Правильно, эта линия называется осью симметрии.), то левая сторона как в зеркале отразит правую, поэтому и наличники, и ставни тоже симметричные.
Слайд 17. По желанию к доске выходят 4 ученика и, пользуясь динамическими пособиями, конструируют два окна с наличниками. Остальные ученики обдумывают свою конструкцию.
Требования к работе.
Слайд 18. Задание: Нарисовать окно русского северного дома с наличниками и украсить эти наличники символическими знаками.
На парте лежат шаблоны оконной коробки. Сначала обводят эту форму ребята I варианта, потом II варианта. Затем простым карандашом прорисовываем форму наличников и украшаем их: на верхнем – небеса, движение солнца по небосводу. Крайние наличники – срединный мир, в котором обитают растения и звери, здесь же могут присутствовать знаки распаханного и засеянного полей. Нижний наличник – это подземная часть мира: движение солнца по «обратной» стороне земли, течение подземных вод.
Слайд 19. Все узоры наносим коричневым восковым мелком, тени синим, стекла тонируем синим или жёлтым мелком. Успехов!
Самостоятельная работа.
Подведение итогов.
Слайд 20. Какие отличные окна получились у вас! Что интересного вы узнали об истории окна? Всегда ли окна имели привычную для нас форму? Что понравилось на уроке?
Слайд 21. Полюбуйтесь на современный загородный дом. Похожи ли эти окна на те, что вы изобразили на уроке?
Организованный конец урока.
Оборудование урока:
для учителя:
- компьютерная презентация «Декоративное убранство русского северного дома»;
- карандаш, цветные восковые мелки, затонированный под цвет дерева лист бумаги, тестовые листы, шаблоны оконной коробки.
для учащихся: карандаш, цветные восковые мелки, затонированный под цвет дерева лист бумаги.
Список литературы:
- А.И. Прохоренко, П.Н. Денисов. Русский рубленый дом. Вчера и сегодня. – Санкт-Петербург: Китеж, 1993.
- А.В. Ополовников. Русский Север. Памятники зодчества.- М.:Стройиздат, 1977.
- М.И.Мильчик. По берегам Пинеги и Мезени. – Л.: Искусство, 1971.
- Сводный каталог «Наличники России и домовая резьба»