Урок русского языка "Объяснение значения слова как способ проверки"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (882 кБ)


Цели:

  1. Обучать решению орфографических задач в корне названий предметов; приучать детей задумываться над значением слов, показать, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок;
  2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, самостоятельности;
  3. Воспитание желания писать грамотно.

Оборудование: таблицы со схемами подбора проверочных слов для названий предметов, презентация, карточки (А4), маркеры, колокольчик, магниты.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Сегодня к нам на урок пришёл Пит. Он продолжает изучать русский язык и хочет, чтобы мы помогли ему в открытии тайн русского языка.

– Проверьте словарный диктант, который писал Пит, решая орфографическую задачу.

– Что значит решить орфографическую задачу? (Выбрать правильную букву.)

– Как выбрать правильную букву? (Подобрать проверочное слово.)

– Какими способами вы уже умеете подбирать проверочные слова? (Изменять слова и подбирать однокоренные.)

На доске: скварец, пчела, дожть, вална, пруд, ленейка

Работают письменно с комментированием у доски.

Работа по слайду 2

Запись:

скв . рец – скворушка
пч . ла – пчёлы, пчёлка, (много) пчёл
дож . ь – дожди, дождик, (много) дождей
в . лна – волны, (много) волн
пру . – пруды, прудик, (много) прудов
л . нейка –

II. Постановка проблемы.

– Все ли орфографические задачи решили? (Нет)

– Как же нам решить орфографическую задачу в слове линейка, если ни один из известных способов проверки не подходит?

– Какую же проблему нам надо решить? (Найти новый способ проверки для слов – названий?)

Работа по слайду 2

III. Работа по решению проблемы.

Упр. 374 – устно.

– Объясните Питу, кого или что так называют? Объясните значение слов с помощью однокоренных.

Работа по слайду 3

Во втором столбике появляются проверочные слова.

Работа по слайду 3

– Посмотрите, не помогут ли эти слова выбрать буквы? (Помогут)

– Как мы их назовём? (Проверочные)

– Откройте учебники Упр. 374 и решите орфографические задачи, опираясь на проверочные.

Работают с комментированием по цепочке с опорой на доску.

Работа по слайду 3

– Расскажите, как ещё можно узнать букву в корне слова.

Читают в рамке вывод и дополняют его.

Заполняется таблица.

IV. Работа по закреплению изученных способов проверки.

Упр. 375 – пис.

Устно объясняют, значение слов и вставляют буквы.

– Какой способ проверки вам пригодился? Какие другие правила применили? (чк, ши под ударение)

– Придумайте с одним из этих слов предложение и запишите по памятке 4.

Записывают самостоятельно с последующей выборочной проверкой.

Упр. 377 – работа по группам на карточках.

– Питу не понятны ещё некоторые слова. Поразмышляйте над этими словами. Я думаю, что вы догадаетесь, почему люди дали такие названия. А догадаетесь – узнаете правильные буквы и сможете решить орфографические задачи.

  • 1 гр. д . ревня (С,с) . сновка
  • 2 гр. р . ка (В,в) . ртушинка
  • 3 гр. ж . лток
  • 4 гр. оз . ро (З,з)м . инка
  • 5 гр. . ичница-гл . зун?я
  • 6 гр. ша. .ка-нев . димка

У доски доказывают.

V. Итог урока.

– Прочитайте на с. 44 название части учебника. Объясните его.

– Какое же важное открытие вы сделали? (Если задумываться над значением слов, то в корнях многих из них не сделаешь ошибок.)

– Вернёмся к началу урока. Можете ли вы теперь решить орфографическую задачу в слове линейка? Решите её.

Работа по слайду № 2

VI. Д/з

Упр. 378, правило с. 44.