Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


1. Пояснительная записка

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: “Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений”.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Настоящая программа предусматривает:

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания;

- формирование целостной образовательно-воспитательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельость и учитывающей историко-культурную и региональную специфику;

- формирование у учащихся активной деятельностной позиции.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально - ответственному поведению;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки “становиться лучше”;

- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

- укреплению национальной безопасности.

2. Цель и задачи программы.

Целью данной программы является:

создание условий для воспитания высоконравственной, творческой, компетентной личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа российской Федерации.

Для достижения данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

3. Основные национальные ценности.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека; равноправие; ответственность и чувство долга; забота и помощь; мораль, честность, щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность; представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни; здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

5. Воспитание целостного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве.

4. Принципы воспитания.

Воспитательный процесс в школе организуется на основе дидактических принципов гуманистического воспитания:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и “правильные”, общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании, доводя до уровня убеждения и социального поступка, и в ходе образовательного процесса усваивает и реализует нормы самовоспитания.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся не отдельных целостных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы.
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных, нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы творчества, доброжелательного, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает воспитание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющий противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в тоже время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта социальной активности, практической реализации социально – значимых проектов, созданных детьми.

5. Ожидаемые результаты.

1 класс

У обучающихся будут сформированы:

- элементарные представления о государственной символике, законах Российской Федерации, народных традициях;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- первоначальный личный опыт здоровье - сберегающей деятельности;

- первоначальный опыт участия в природо-охранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по мету жительства;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

2 класс

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

3 класс

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

4 класс

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- установка на здоровый образ жизни;

- знание и соблюдение традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- понятие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

6. Методы мониторинга и диагностики.

Выводы образовательно-воспитательной деятельности даются классными руководителями, школьным психологом и социальным работником и направлены на:

- характеристику достижений и положительных качеств обучающихся(оценка уровня воспитанности)

- определение приоритетных задач и направлений личностного развития и воспитания с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

- систему психолого-педагогических рекомендаций.

Показательными в отношении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются – адекватная самооценка, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы.(Методики Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, М.Кун, П.Я Гальперина и С.А. Кабыльницкой, Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман и др.)

Важным критерием отслеживания воспитательных результатов является степень сформированности классного коллектива, выражающаяся в:

1. Состояние эмоционально-психологических отношений коллектива класса.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива (социометрия).

Следует отметить, что достижение учащимися результатов в их личностном развитии и воспитании обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса как учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, так и внеурочной деятельности, реализуемой семьей и школой.

Приложение