“ЛЮДИ ВМЕСТЕ МОГУТ СОВЕРШИТЬ ТО,
ЧЕГО НЕ В СИЛАХ СДЕЛАТЬ В ОДИНОЧКУ.”
Д.УЭБСТЕР
Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления психоактивных веществ.
Задачи:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социальнопсихолого-педагогической помощи.
- Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.
- Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приёма психоактивных веществ.
- Раскрытие нового видения организации здорового образа жизни.
- Формирование позитивного взаимоотношения детей с окружающим миром, обществом, самими собой.
Этапы реализации программы:
1-й этап – подготовительный
- Аналитико-диагностическая деятельность.
- Поиск инновационных форм и способов первичной профилактики употребления наркотических и психотропных средств.
- Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический
- Использование в учебно-воспитательном пространстве класса личностно-ориентированных приёмов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребёнка активного жизненного стиля поведения.
- Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
3-й этап – обобщающий
- Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
- Определение перспектив развития классного коллектива.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Федеральный закон от 21 мая 1999 года “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
- Проект федеральной воспитательной программы “Вместе мы - сила” / 25 мая 2004 года/
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
- Федеральная целевая программа по профилактике наркомании.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Наркомания. Под ред. А.Н. Таранского – СПб ., 2000.
2. Выбери мир без насилия. Архангельск, 2003.
3. Школа без наркотиков: книга для подростков и родителей. СПб, 1999.
4. Смирнова Е.В. Истоки здоровья. - СПб, “Весь”,2003.
5. Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? – М., “Генезис”, 1990.
6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. “Основы конструктивного сотрудничества” - М.,1997.
7. А. Микляева. “Я-подросток. Мир эмоций” - СПб, Речь.2003.
8. “Планета моего класса” Школьный психолог№34,35.2003.
9. Кривцова С.В. Практическое руководство для школьного психолога. 3-е издание, М., “Генезис”.2000.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1 НАПРАВЛЕНИЕ
- ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
2 НАПРАВЛЕНИЕ
- ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
- ОЖИДАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:
- ПРОБЛЕМА ВЗРОСЛЕНИЯ
- ПРОБЛЕМА ПОТЕРИ ДОВЕРИЯ К ВЗРОСЛЫМ
- ПРОБЛЕМА “ОДИНОЧЕСТВА В ТОЛПЕ”
- ПРОБЛЕМА НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА СО СТОРОНЫ МОЛОДЁЖНЫХ КУМИРОВ
- ПРОБЛЕМА РАСТУЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ “МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ”
- ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Если семья и школа будут заботится о физическом, психическом и духовном здоровье подростка, то он сможет адекватно оценить своё место и назначение в жизни и успешно адаптироваться к новым социальным условиям.
ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОДЕРЖАНИЕМ И МЕТОДИКОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОРГАНИЗУЕМОГО ШКОЛОЙ
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ С ПОДРОСТКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧ РОДИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР И МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ
- ДЕНЬ ОТКРЫТОГО ТЕЛЕФОНА
- ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
- ВСТРЕЧИ С ПРОФИЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ
- АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
СОДЕРЖАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
- СОБРАНИЯ – БЕСЕДЫ:
- НАЧНЁМ С СЕБЯ. НАШИ ПРИВЫЧКИ?
- КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ ПОДРОСТКА. НА ЧТО ОН ИХ ТРАТИТ?
- С КЕМ ДРУЖАТ НАШИ ДЕТИ?
- ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
- ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (по Н. Буракова)
СОБРАНИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ
- ДЕТИ СТАЛИ ХУЖЕ ИЛИ НАМ ЭТО КАЖЕТСЯ? (ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ)
- ОСТРЫЕ УГЛЫ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА. ПРИЧИНЫ ПРЁМА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
- ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
- ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ УБЕГАЮТ ИЗ ДОМА?
- ПРАЗДНИКИ В СЕМЬЕ… КАКИЕ ОНИ? РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБЩЕНИЯ
- “Я – ЖЕЛАЮЩИЙ ПОНЯТЬ ТЕБЯ. ТЫ МНЕ ИНТЕРЕСЕН”
- “МОИ ЛЮБИМЫЕ НЕДОСТАТКИ” - анкетирование
- “МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ”
- “МОИ МЕЧТЫ. МОИ ДРУЗЬЯ. МОИ ВРАГИ”
- “МОИ СТРАХИ. КАК С НИМИ МОЖНО БОРОТЬСЯ?”
- “ТЫ – ЛИДЕР. А КТО ЛИДЕР ДЛЯ ТЕБЯ?”
- “ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ ОБЩЕСТВА? КТО СИЛЬНЕЕ?”
- “ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА” - анкетирование
- “ОТВЕЧАЙ ЗА СВОЁ “ХОЧУ”
- “МОИ ПЛАНЫ. МОИ ЦЕЛИ. МОИ ПРОБЛЕМЫ” - анкетирование
- “ТЫ – ПОДРОСТОК. ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ”
- “БУДЕМ С УЛИЦЕЙ НА “ВЫ”
- “КОГДА ДОБРО ТВОРИТ ЗЛО”
- “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ”
- “СЛУЖБА ДОВЕРИЯ. ПОМОЩЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ”
- “КАК НЕ БЫТЬ ВТЯНУТЫМ В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?”
- “ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ” - анкетирование
- “РОДИТЕЛИ - ТВОИ ДРУЗЬЯ” - анкетирование
- “ДЕВЯТЬ ДОКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ (ПО А. ГЛЫБИНУ)”
- “КАНИКУЛЫ – ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД СОБОЙ”
- “ВРЕМЯ САМОАНАЛИЗА. ЧТО НЕ УДАЛОСЬ?” - анкетирование
- “ТВОЯ МУЗЫКА И ТЫ”
- “ЛЮБОВЬ. СЧАСТЬЕ ИЛИ БЕДА?”
- “КАК ВЕСТИ ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК?”
- “КОНФЛИКТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕБЯ”
- “ИДЕАЛ МУЖСКОЙ”
- “ЖЕНСКИЙ ИДЕАЛ”
- “ПОЙДЁМ ПО МИРУ...А У ДРУГИХ КАК?”
- “ТВОЙ КЛАСС. КАКОЙ ОН?” - анкетирование
- “ВРЕМЯ САМОАНАЛИЗА. ЧТО БЕСПОКОИТ?”
- “А УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?” - анкетирование
- “ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ”
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
СРОКИ | МЕРОПРИЯТИЕ | ОТВЕТСТВЕН. |
Сентябрь – октябрь | Проведение диагностики по проблемам
курения, злоупотребления спиртными напитками,
наркотиками. Изучение нормативных документов Планирование работы Проведение профилактических бесед, лекций, лекториев. Проведение КТД “Суд над сигаретой” Классные часы Участие в Дне здоровья. Проведение родительского “Круглого стола” по темам- “Организация свободного времени подростка”, “Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни” |
Кл. рук-ль Социальный педагог Кл. рук-ль Медработник Кл. рук-ль.
Родительский комитет |
Ноябрь - февраль | Участие в МО классных руководителей по
заявленной тематике. Выработка методических рекомендаций по противодействию подростковой агрессивности для родителей. Дискуссия на тему: “Мы живём в мире, где есть наркотики” Участие в общешкольных мероприятиях, посвящённых Всемирному дню борьбы с курением. Классный родительский всеобуч: “Влияние на здоровье ребёнка негативной Интернетинформации” |
Кл. рук-ль
Родительский актив |
Оформление уголка по профилактике
здорового образа жизни “Хочешь быть здоровым –
будь им” Участие во всероссийской акции “Лыжня России” Классный конкурс к Дню защитника Отечества “Богатырь класса” Родительский всеобуч “Правовые аспекты родительской ответственности за детей” |
Кл. рук-ль
юрист |
|
Март- май | 1.Участие в весеннем Дне здоровья 2.Беседа медработника с уч-ся класса. 3. Просмотр тематических фильмов 4. “5 минут о здоровье” - классное реклам-шоу. 5. Проведение бесед “Правовая защита подростка” и “Друг не бывает вдруг” |
Кл. рук-ль Родительский комитет Медработник Инспектор ОДН, юрист |
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.
1. Работа классного руководителя:
- руководство воспитательно - профилактической работой
- диагностика учащихся, родителей
- контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий
- организаций досуга и отдыха детей в период каникул
- индивидуальные беседы с детьми
2. Работа с родительским комитетом и родительским составом:
- лектории
- профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье
- помощь в преодолении негативных явлений
- проведение родительских конференций, круглых столов и собраний
- правовое просвещение родителей
- организация и проведение праздника “ЛЮКС (любим юмор как сгущёнку)”
3. Работа в социуме:
- изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала;
- взаимодействие с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума.
4. Тренинг личностного роста подростков через цикл индивидуальных встреч с психологом:
- Я-такой, какой есть.
- Мне нравится и не нравится….
- Мои “хочу” и “могу” (о слабостях и капризах).
- Но я вынужден признать….
- Впрочем, я соглашаюсь и даже попробую.
- Мой первый скромный успех.
- Развиваем силу воли.
- Пора подумать о физическом облике.
-Что у меня в дневнике?
- Ищу друзей...
- Мне нужна моя семья
- Жить интересно!
САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПЕРИОД ОКОНЧАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
- Насколько глубоко дана психолого-педагогическая характеристика класса, межличностных отношений в коллективе, уровня воспитанности?
- Насколько педагогически целесообразны и обоснованы оказались цели ВР, поставленные классным руководителем?
- Достаточно ли изучена личность школьника?
- Как изменить воспитательную работу в классе с учётом результатов педагогической диагностики?
- Каково содержание индивидуальной работы классного руководителя с различными категориями учащихся?
- Какие дополнительные виды деятельности учащихся, направленные на самовоспитание, можно им предложить?
- Удалось ли наладить тесную взаимосвязь с родительским контингентом?
- Продумана ли организация досуга лицеистов и отвечает ли она запросам современных подростков?
- Предусмотрены ли нетрадиционные формы воспитательной работы?
- Обращено ли внимание на формирование традиций в классе?
- Запланирована ли работа по развитию культурологических навыков и умений школьников?
- Какова роль классного руководителя в координации деятельности учителей-предметников?
- Что удалось?
- Что не получилось?
- Какие дополнительные идеи возникли?