Программа воспитания "Подросток"

Разделы: Классное руководство


“ЛЮДИ ВМЕСТЕ МОГУТ СОВЕРШИТЬ ТО,
ЧЕГО НЕ В СИЛАХ СДЕЛАТЬ В ОДИНОЧКУ.”
Д.УЭБСТЕР

Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления психоактивных веществ.

Задачи:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социальнопсихолого-педагогической помощи.
  • Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.
  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приёма психоактивных веществ.
  • Раскрытие нового видения организации здорового образа жизни.
  • Формирование позитивного взаимоотношения детей с окружающим миром, обществом, самими собой.

Этапы реализации программы:

1-й этап – подготовительный

- Аналитико-диагностическая деятельность.

- Поиск инновационных форм и способов первичной профилактики употребления наркотических и психотропных средств.

- Установление причин возникающих у детей трудностей и конфликтных ситуаций.

- Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический

- Использование в учебно-воспитательном пространстве класса личностно-ориентированных приёмов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребёнка активного жизненного стиля поведения.

- Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

3-й этап – обобщающий

- Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.

- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

- Определение перспектив развития классного коллектива.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Федеральный закон от 21 мая 1999 года “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
  2. Проект федеральной воспитательной программы “Вместе мы - сила” / 25 мая 2004 года/
  3. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
  4. Федеральная целевая программа по профилактике наркомании.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Наркомания. Под ред. А.Н. Таранского – СПб ., 2000.

2. Выбери мир без насилия. Архангельск, 2003.

3. Школа без наркотиков: книга для подростков и родителей. СПб, 1999.

4. Смирнова Е.В. Истоки здоровья. - СПб, “Весь”,2003.

5. Клаус Фопель. Как научить детей сотрудничать? – М., “Генезис”, 1990.

6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. “Основы конструктивного сотрудничества” - М.,1997.

7. А. Микляева. “Я-подросток. Мир эмоций” - СПб, Речь.2003.

8. “Планета моего класса” Школьный психолог№34,35.2003.

9. Кривцова С.В. Практическое руководство для школьного психолога. 3-е издание, М., “Генезис”.2000.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1 НАПРАВЛЕНИЕ

  • ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.

2 НАПРАВЛЕНИЕ

  • ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
  • ОЖИДАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ:
  • ПРОБЛЕМА ВЗРОСЛЕНИЯ
  • ПРОБЛЕМА ПОТЕРИ ДОВЕРИЯ К ВЗРОСЛЫМ
  • ПРОБЛЕМА “ОДИНОЧЕСТВА В ТОЛПЕ”
  • ПРОБЛЕМА НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА СО СТОРОНЫ МОЛОДЁЖНЫХ КУМИРОВ
  • ПРОБЛЕМА РАСТУЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ “МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ”
  • ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Если семья и школа будут заботится о физическом, психическом и духовном здоровье подростка, то он сможет адекватно оценить своё место и назначение в жизни и успешно адаптироваться к новым социальным условиям.

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОДЕРЖАНИЕМ И МЕТОДИКОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОРГАНИЗУЕМОГО ШКОЛОЙ
  2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
  3. ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ С ПОДРОСТКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧ РОДИТЕЛЬСКОГО СОСТАВА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР И МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ
  5. ДЕНЬ ОТКРЫТОГО ТЕЛЕФОНА
  6. ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
  7. ВСТРЕЧИ С ПРОФИЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ
  8. АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

СОДЕРЖАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

  1. СОБРАНИЯ – БЕСЕДЫ:
  2. НАЧНЁМ С СЕБЯ. НАШИ ПРИВЫЧКИ?
  3. КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ ПОДРОСТКА. НА ЧТО ОН ИХ ТРАТИТ?
  4. С КЕМ ДРУЖАТ НАШИ ДЕТИ?
  5. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
  6. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (по Н. Буракова)

СОБРАНИЯ-КОНФЕРЕНЦИИ

  1. ДЕТИ СТАЛИ ХУЖЕ ИЛИ НАМ ЭТО КАЖЕТСЯ? (ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ)
  2. ОСТРЫЕ УГЛЫ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА. ПРИЧИНЫ ПРЁМА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
  3. ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
  4. ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ УБЕГАЮТ ИЗ ДОМА?
  5. ПРАЗДНИКИ В СЕМЬЕ… КАКИЕ ОНИ? РОДИТЕЛЬСКИЙ АВТОРИТЕТ И ПРОБЛЕМЫ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБЩЕНИЯ

  1. “Я – ЖЕЛАЮЩИЙ ПОНЯТЬ ТЕБЯ. ТЫ МНЕ ИНТЕРЕСЕН”
  2. “МОИ ЛЮБИМЫЕ НЕДОСТАТКИ” - анкетирование
  3. “МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ”
  4. “МОИ МЕЧТЫ. МОИ ДРУЗЬЯ. МОИ ВРАГИ”
  5. “МОИ СТРАХИ. КАК С НИМИ МОЖНО БОРОТЬСЯ?”
  6. “ТЫ – ЛИДЕР. А КТО ЛИДЕР ДЛЯ ТЕБЯ?”
  7. “ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ ОБЩЕСТВА? КТО СИЛЬНЕЕ?”
  8. “ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА” - анкетирование
  9. “ОТВЕЧАЙ ЗА СВОЁ “ХОЧУ”
  10. “МОИ ПЛАНЫ. МОИ ЦЕЛИ. МОИ ПРОБЛЕМЫ” - анкетирование
  11. “ТЫ – ПОДРОСТОК. ТВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ”
  12. “БУДЕМ С УЛИЦЕЙ НА “ВЫ”
  13. “КОГДА ДОБРО ТВОРИТ ЗЛО”
  14. “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ”
  15. “СЛУЖБА ДОВЕРИЯ. ПОМОЩЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ”
  16. “КАК НЕ БЫТЬ ВТЯНУТЫМ В ПРЕСТУПНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?”
  17. “ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ” - анкетирование
  18. “РОДИТЕЛИ - ТВОИ ДРУЗЬЯ” - анкетирование
  19. “ДЕВЯТЬ ДОКТОРОВ ЗДОРОВЬЯ (ПО А. ГЛЫБИНУ)”
  20. “КАНИКУЛЫ – ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД СОБОЙ”
  21. “ВРЕМЯ САМОАНАЛИЗА. ЧТО НЕ УДАЛОСЬ?” - анкетирование
  22. “ТВОЯ МУЗЫКА И ТЫ”
  23. “ЛЮБОВЬ. СЧАСТЬЕ ИЛИ БЕДА?”
  24. “КАК ВЕСТИ ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК?”
  25. “КОНФЛИКТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕБЯ”
  26. “ИДЕАЛ МУЖСКОЙ”
  27. “ЖЕНСКИЙ ИДЕАЛ”
  28. “ПОЙДЁМ ПО МИРУ...А У ДРУГИХ КАК?”
  29. “ТВОЙ КЛАСС. КАКОЙ ОН?” - анкетирование
  30. “ВРЕМЯ САМОАНАЛИЗА. ЧТО БЕСПОКОИТ?”
  31. “А УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?” - анкетирование
  32. “ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ”

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

СРОКИ МЕРОПРИЯТИЕ ОТВЕТСТВЕН.
Сентябрь – октябрь Проведение диагностики по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотиками.

Изучение нормативных документов

Планирование работы

Проведение профилактических бесед, лекций, лекториев.

Проведение КТД “Суд над сигаретой”

Классные часы

Участие в Дне здоровья.

Проведение родительского “Круглого стола” по темам-

“Организация свободного времени подростка”,

“Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни”

Кл. рук-ль

Социальный педагог

Кл. рук-ль

Медработник

Кл. рук-ль.

 

Родительский комитет

Ноябрь - февраль Участие в МО классных руководителей по заявленной тематике.

Выработка методических рекомендаций по противодействию подростковой агрессивности для родителей.

Дискуссия на тему: “Мы живём в мире, где есть наркотики”

Участие в общешкольных мероприятиях, посвящённых Всемирному дню борьбы с курением.

Классный родительский всеобуч:

“Влияние на здоровье ребёнка негативной Интернетинформации”

Кл. рук-ль

 

 

 

Родительский актив

  Оформление уголка по профилактике здорового образа жизни “Хочешь быть здоровым – будь им”

Участие во всероссийской акции “Лыжня России”

Классный конкурс к Дню защитника Отечества “Богатырь класса”

Родительский всеобуч “Правовые аспекты родительской ответственности за детей”

Кл. рук-ль

 

 

 

юрист

Март- май 1.Участие в весеннем Дне здоровья

2.Беседа медработника с уч-ся класса.

3. Просмотр тематических фильмов

4. “5 минут о здоровье” - классное реклам-шоу.

5. Проведение бесед “Правовая защита подростка” и “Друг не бывает вдруг”

Кл. рук-ль

Родительский комитет

Медработник

Инспектор ОДН, юрист

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ.

1. Работа классного руководителя:

- руководство воспитательно - профилактической работой

- диагностика учащихся, родителей

- контроль за успеваемостью и посещаемостью занятий

- организаций досуга и отдыха детей в период каникул

- индивидуальные беседы с детьми

2. Работа с родительским комитетом и родительским составом:

- лектории

- профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье

- помощь в преодолении негативных явлений

- проведение родительских конференций, круглых столов и собраний

- правовое просвещение родителей

- организация и проведение праздника “ЛЮКС (любим юмор как сгущёнку)”

3. Работа в социуме:

- изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала;

- взаимодействие с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума.

4. Тренинг личностного роста подростков через цикл индивидуальных встреч с психологом:

- Я-такой, какой есть.

- Мне нравится и не нравится….

- Мои “хочу” и “могу” (о слабостях и капризах).

- Но я вынужден признать….

- Впрочем, я соглашаюсь и даже попробую.

- Мой первый скромный успех.

- Развиваем силу воли.

- Пора подумать о физическом облике.

-Что у меня в дневнике?

- Ищу друзей...

- Мне нужна моя семья

- Жить интересно!

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПЕРИОД ОКОНЧАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

  1. Насколько глубоко дана психолого-педагогическая характеристика класса, межличностных отношений в коллективе, уровня воспитанности?
  2. Насколько педагогически целесообразны и обоснованы оказались цели ВР, поставленные классным руководителем?
  3. Достаточно ли изучена личность школьника?
  4. Как изменить воспитательную работу в классе с учётом результатов педагогической диагностики?
  5. Каково содержание индивидуальной работы классного руководителя с различными категориями учащихся?
  6. Какие дополнительные виды деятельности учащихся, направленные на самовоспитание, можно им предложить?
  7. Удалось ли наладить тесную взаимосвязь с родительским контингентом?
  8. Продумана ли организация досуга лицеистов и отвечает ли она запросам современных подростков?
  9. Предусмотрены ли нетрадиционные формы воспитательной работы?
  10. Обращено ли внимание на формирование традиций в классе?
  11. Запланирована ли работа по развитию культурологических навыков и умений школьников?
  12. Какова роль классного руководителя в координации деятельности учителей-предметников?
  13. Что удалось?
  14. Что не получилось?
  15. Какие дополнительные идеи возникли?