В начальной школе существует практика стимулирования учебной мотивации учащихся, начиная с первых дней ребёнка в школе. Многие учителя используют различные формы, в основном, индивидуальные. Это особенно оправданно в период безотметочного обучения. Кто-то заводит настоящий дневник и за активное участие в учебной деятельности, внеклассной работе делает отметки в виде печатей, наклеек и т.п.. Я считаю, что дневник – лучшее решение. Классный руководитель имеет возможность поместить в него расписание, вклеить объявление, сделать запись для родителей. Да и ученик приучается работать с дневником. Блокноты, конверты для знаков поощрения такую задачу не выполняют. Совсем плохо, когда знаки раздаются, и потом ребёнок не знает, что с ними делать. Такую работу нельзя оставлять без обобщения, подведения итогов. Детям нравится считать набранные знаки. Сравнивают свои результаты, возникает желание посоревноваться, работать в школе лучше. Поэтому хочется обратиться к коллегам: не забывайте, пожалуйста, подвести итоги в конце учебного дня, недели, четверти, года. Кого-то похвалить, кому-то пожелать большей активности, успехов в следующем периоде. Во избежание стресса, негативного отношения школе, не следует отчитывать при всех слабоуспевающих детей. Надо отмечать каждый их успех. Ещё следует избегать подарков, отметок за лучшие результаты. Достаточно грамот, открыток, добрых слов.
В своей практике я использую ещё такую форму работы. Знаки поощрения раздаю ученикам, а те прикрепляют их на общий лист. Сначала это было “Дерево”. Для поднятия мотивации во 2 классе вовлекла детей в игру. Нарисовали огромное дерево. В классе двадцать пять учеников. На дереве появилось пять веток основных и на каждой по пять маленьких (индивидуальные для учеников). Каждую ветку подписали. Дерево назвали “Дерево успеха 2 “Б” класса”. /Рисунок 1/ И в течение полугода за каждый успех ученик получал листик, подписывал его и торжественно приклеивал на дерево. /Рисунок 2/ Такой игровой момент поднял интерес к учёбе и школьной жизни. Повысилась успеваемость. /Рисунок 3/ Если класс достаточно дружный, сильный, то можно сделать соревнование по группам. Такая работа полезна для сплочения коллектива. /Рисунок 4/ А в конце года на празднике “Прощай, 2 класс!” дети сфотографировались под выращенным деревом, были подведены итоги и все ушли домой, неся в руке собственную веточку успеха. /Рисунок 5/ Интересно, что такое мероприятие очень понравилось ученикам, и дети проявили желание выращивать дерево и в третьем классе. Я объяснила, что надо придумать новую форму, чтобы было еще интереснее. И каково было моё удивление, когда дети предложили несколько очень интересных вариантов. Надо сказать, что “Дерево” вызвало интерес и у родителей. Это прекрасная возможность наглядно представить им свою работу с детьми. Администрация школы также отметит работу учителя.
В третьем классе я решила совместить эту форму работы с проектной деятельностью. Мне интересно было узнать, как дети относятся к школе. Хотелось, чтобы они пофантазировали на тему: “Школа будущего”. Ученики готовили рисунки, сочинения на эту тему. И одновременно строили “Школу знаний”. На листе ватмана нарисовали контур школы, сделали из цветной бумаги крыльцо, окна, крышу. Вырезали достаточное количество “кирпичиков” также из цветной бумаги. “Кирпичики” выдавались на уроках за успехи. Владелец подписывал свою фамилию и приклеивал на лист. /Рисунок 6/ Надо заметить, что успехом считается повышение своих результатов. Так, если ребенок писал контрольную на “три”, а потом получил “четыре”, то получал за успех “кирпичик”. На эту работу ушло два последних учебных месяца, и на заключительном классном часе были подведены итоги и отмечены активные ученики. /Рисунок 7/
Такая работа принесла много положительного в жизнь класса: сблизила педагога и учеников, подняла мотивацию, сформировала коллектив, были дети, у которых поднялась самооценка, скрасила учебные дни. Вижу возможность такую работу проводить в параллели. Поверьте, много сил и времени это не займёт. Удачи и творческих решений в вашей работе!