Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
По продолжительности: средней продолжительности.
Проект ориентирован на:
- осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
- приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
- применение и приобретение детьми новых знаний.
Проект позволяет научиться:
- самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
- ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.
Цель проекта:
- Формировать у детей систему знаний о своем городе (знания о достопримечательностях; символики города; исторические сведения о городе; развивать умение анализировать увиденное.
- Воспитывать чувство гордости за наш город.
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном городе: история символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Участники проекта: воспитатель, ребенок старшего дошкольного возраста.
Проект реализуется через интеграцию образовательных областей: “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”, “Познание”, “Художественное творчество”, “Социализация”.
Социальное развитие:
- Экскурсии.
- Посещение выставок.
- Создание библиотеки в группе.
- Создание видеотеки.
Предполагаемый результат:
Знать достопримечательности нашего города, ее историю, герб. Умение рассказывать о прекрасных местах и с гордостью и любовью о них рассказывать:
- В каком городе ты живешь?
- Как называют жителей города?
- Назови домашний адрес, где ты живешь.
- Что интересного находится рядом с домом, детским садом?
- Какие еще улицы города ты знаешь?
- Какие достопримечательности ты знаешь в городе?
- Какие ты знаешь заводы и предприятия?
- Почему называется так наш город?
Основные направления реализации проекта:
Разработать и провести циклы занятий:
- “Мой дом – моя семья”;
- “Хорошо у нас в саду”;
- “Улицы родного города”;
- “Мой город на Ангаре”;
Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:
1. Проведение праздников в детском саду:
- “День защитников отечества”;
- “9 мая – день Победы”;
- “Мамин день”;
2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
- “Славься Край Сибирский!”;
- “Город Ангарск – глазами детей”
3. Физкультура и здоровье:
- Организация дней здоровья.
- Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
- Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
- “Озеленение территории детского сада”.
4. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Изготовление атрибутов для игр: “Дом” “Семья”
- Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”.
- Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
- Оформление альбомов: “Достопримечательности г.Ангарска, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Предприятия Ангарска”, “В гостях в экологическом центре”.
- Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
- Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
- Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
- Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
- Помощь в снятии видеофильмов.
- “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев)
- Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть на город”,
Литература.
- Алешина Н.В. “Ознакомление дошкольников с окружающим”.
- Алябьева Е.А. “Тематические дни и недели в детском саду”.
- Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. “Наша Родина”.
- Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении/ Е.А. Позднякова.
- Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф “Родной край”.
- Елькина И. Прогулки по Ангарску.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. “Я ребенок и я имею право”.
- Зеленова Н.Г. “Мы живем в России” Старшая, подготовительная группа.
- История Ангарска: Коротко и ясно: краткий справочник/ Н.В. Ожогина.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.
- Кодрыкинская Л.А. “С чего начинается Родина”.
- Подборка стихов, информационных материалов, иллюстраций, фотографий первооткрывателей из газеты “Время”.
Реализация проекта включает несколько этапов
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы (воспитатель, ребенок) |
Начальный | Определение проблемы (темы). | Уточнение имеющейся информации. |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач. Распределение ролей. | Формирование задач, накопление информации. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. | Работа с информацией. Анализ идей. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление. |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке |
Защита проекта | Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов. | Защита проекта. |