Исследовательско-творческий проект "Любимый уголок родного города"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

По продолжительности: средней продолжительности.

Проект ориентирован на:

  • осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  • приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
  • применение и приобретение детьми новых знаний.

Проект позволяет научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Цель проекта:

  • Формировать у детей систему знаний о своем городе (знания о достопримечательностях; символики города; исторические сведения о городе; развивать умение анализировать увиденное.
  • Воспитывать чувство гордости за наш город.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Участники проекта: воспитатель, ребенок старшего дошкольного возраста.

Проект реализуется через интеграцию образовательных областей: “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”, “Познание”, “Художественное творчество”, “Социализация”.

Социальное развитие:

  1. Экскурсии.
  2. Посещение выставок.
  3. Создание библиотеки в группе.
  4. Создание видеотеки.

Предполагаемый результат:

Знать достопримечательности нашего города, ее историю, герб. Умение рассказывать о прекрасных местах и с гордостью и любовью о них рассказывать:

  • В каком городе ты живешь?
  • Как называют жителей города?
  • Назови домашний адрес, где ты живешь.
  • Что интересного находится рядом с домом, детским садом?
  • Какие еще улицы города ты знаешь?
  • Какие достопримечательности ты знаешь в городе?
  • Какие ты знаешь заводы и предприятия?
  • Почему называется так наш город?

Основные направления реализации проекта:

Разработать и провести циклы занятий:

  • “Мой дом – моя семья”;
  • “Хорошо у нас в саду”;
  • “Улицы родного города”;
  • “Мой город на Ангаре”;

Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:

1. Проведение праздников в детском саду:

  • “День защитников отечества”;
  • “9 мая – день Победы”;
  • “Мамин день”;

2. Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:

  • “Славься Край Сибирский!”;
  • “Город Ангарск – глазами детей”

3. Физкультура и здоровье:

  • Организация дней здоровья.
  • Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
  • Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
  • “Озеленение территории детского сада”.

4. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

  • Изготовление атрибутов для игр: “Дом” “Семья”
  • Оформление “Экологической галереи”, “Маршрута безопасности движения”.
  • Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
  • Оформление альбомов: “Достопримечательности г.Ангарска, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Предприятия Ангарска”, “В гостях в экологическом центре”.
  • Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Утром солнышко встаёт, в детский сад меня зовёт”.
  • Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов “С чего начинается Родина?”.
  • Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”.
  • Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
  • Помощь в снятии видеофильмов.
  • “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев)
  • Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть на город”,

Литература.

  1. Алешина Н.В. “Ознакомление дошкольников с окружающим”.
  2. Алябьева Е.А. “Тематические дни и недели в детском саду”.
  3. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. “Наша Родина”.
  4. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении/ Е.А. Позднякова.
  5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф “Родной край”.
  6. Елькина И. Прогулки по Ангарску.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. “Я ребенок и я имею право”.
  8. Зеленова Н.Г. “Мы живем в России” Старшая, подготовительная группа.
  9. История Ангарска: Коротко и ясно: краткий справочник/ Н.В. Ожогина.
  10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.
  11. Кодрыкинская Л.А. “С чего начинается Родина”.
  12. Подборка стихов, информационных материалов, иллюстраций, фотографий первооткрывателей из газеты “Время”.

Реализация проекта включает несколько этапов

Этапы Задачи Деятельность проектной группы (воспитатель, ребенок)
Начальный Определение проблемы (темы). Уточнение имеющейся информации.
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач. Распределение ролей. Формирование задач, накопление информации.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Работа с информацией. Анализ идей.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление.
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке
Защита проекта Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов. Защита проекта.