Продуктивная деятельность как средство повышения интеллектуальной компетенции у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка.

Проходит 6-7 лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков.

Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40-45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку и карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами – искусство, близкое ему и доступное.

Теоретическим обоснованием использования оригами как средства развития интеллектуальной компетенции дошкольников  являются положения отечественных педагогов и психологов, изложенные в их трудах.

Мария Монтессори утверждает: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев…»

Богатеева З.А. в своей книге «Чудесные поделки из бумаги» отмечает, что «…через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применением различных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего обмена в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе».

С.В. Соколова в книге «Оригами для дошкольников» пишет: «Оригами – японское искусство складывания из бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством расширения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кисти рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи».

А в книге «Оригами для старших дошкольников» утверждается, что «складывание бумажных фигурок – может быть очень полезно в дошкольных учреждениях, благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги».

Т. Морозова в книге «Оригами» пишет – «… Использование оригами в детском творчестве развивает пространственное мышление, изобретательность, а так же улучшает эстетическое восприятие окружающего мира. Занятие оригами тренируют точность движений, ловкость пальцев, развивают мелкую моторику рук, что в свою очередь улучшает память. С помощью оригами легче объяснить ребенку многие правила геометрии, проиллюстрировать сложный для понимания материал. Оригами помогает раскрыть творческий потенциал личности, порадовать своих  близких своеобразным подарком».

В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В книге «Мальчики и девочки – два разных мира» Еремеева В.Д., Хризман Т.П. отмечено, что у мальчиков «излишняя подвижность и выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). У девочек, которые начинают раньше говорить, все дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления». У мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. В дальнейшем это находит отражение на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического и интуитивного. У мальчиков определяется высокая предрасположенность к поисковому поведению. Поисковым поведением объясняется тяга мужчин к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям. Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность ,выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательность, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. Исследования показали, что у мальчиков в 6 лет уже имеется пространственная и временная ориентация, а значит и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление.

Опираясь на данные исследования педагогов и психологов, мы пришли к выводу, что занятие продуктивными видами деятельности помогут развить интеллектуальную компетентность мальчиков и способствует успешному обучению в школе.

Предоставление детям возможности заниматься разнообразными продуктивными видами деятельности, в том числе и конструированием из бумаги – оригами  –  способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности и эффективно способствует развитию таких психологических процессов как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и на основе которых у детей формируется разнообразные художественно-творческие способности.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Значение оригами для развития ребенка

  • Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Развивает внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
  • Способствует овладению детьми различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Способствует концентрации внимания, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  • Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
  • Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  • Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Способствует созданию игровых ситуаций. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т.д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключают в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию. Общеобразовательная программа детского учреждения не предусматривает занятия оригами. Данный вид деятельности был вынесен в совместную деятельность с детьми.

Малышам нравиться заниматься оригами потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое – а из бумажного листа всегда получается что-то – хуже, лучше, не важно, зато свое. Сначала можно сделать очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились кружочки разноцветной бумаги – это будут яблоки, огурцы, помидоры – и наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород. Или "законсервировать" в банке, сделанной из большого листа бумаги. На Рождество можно сделать елочную лампу из зеленой бумаги и на ней колокольчик – получится подарок маме. Мамы хранят это подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе елочку, кораблик, лисенка? Получается, что оригами еще незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания.

А ребята уже постарше (средняя группа детского сада) легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.

Дети старшего дошкольного возраста дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период  вместе с детьми можно  мастерить бумажные кораблики и пускать их на воду. С девочками складывать бумажные корзиночки.

Сегодня можно найти множество разнообразных простых оригами для детей, которые, тем не менее, могут стать для ребенка увлекательнейшим занятием. Наверное, каждый взрослый когда-то  в детстве складывал из бумаги фигурки цветка, кораблика, даже и не подозревая тогда, что творит оригами. Самое время вспомнить, как это делалось в детстве, и создать очередное оригами уже совместно со своими детьми.

Исходя из интересов ребенка и его возраста, можно выбирать каждый раз новую инструкцию самых разнообразных оригами. Складывая бумагу и каждый раз получая в результате интересные фигурки, малыш интересно и с пользой будет проводить досуг, приобретая новые и совершенствуя уже приобретенные навыки.

Библиография

1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилино-графия» – М.: Скрипторий 2003, 2006
2. Морозова Т. «Оригами» – М.: Эксмо, 2008
3. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги» – М.: Просвещение, 1992
4. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка» – Ярославль: ООО «Академическое развитие», 1996
5. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников» – СПб.: Детство-пресс, 2004
6. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников» – СПб.: Детство-пресс, 2007
7. Просова Н.А. «Оригами для малышей от 2 до 5» – М.: Эксмо, 2008
8. Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике» – М.: Скрипторий 2003, 2006
9. Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике-2» – М.: Скрипторий 2003, 2007
10. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
11. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки – два разных мира» – М.: Линка-Пресс, 1998
12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа в ДОУ с семьей» – М.: ТЦ Сфера, 2004
13. Материалы с сайта www.origami.scool.narod.ru

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4