Музыка и изобразительное искусство. 5-й класс

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 5


Во втором полугодии 5-го класса предмета «Музыка», изучаемого по программе Т.И. Науменко и В.В. Алеева, есть ряд тем посвящённых связи музыки с изобразительным искусством. Звучат они как «Образы живописи в музыке».

На уроках музыки ведётся речь о живописности музыкального искусства, о музыкальном портрете и музыкальном пейзаже.

Учитель обращает внимание учеников на художественные выразительные музыкальные средства, которые используют композиторы для раскрытия музыкального образа и авторского замысла. При этом большое внимание уделяется интонациям.

Именно правильно понятая или истолкованная учащимися интонация даёт возможность точнее осмыслить содержание произведения – в особенности программную музыку. Одной из первостепенных задач педагога музыки является развитие ассоциативного мышления у его учеников. В этом ему помогает распознавание на слух различных интонаций музыкальной речи. У учеников возникают ассоциации с каким-то звуковым явлением в природе или быту, ассоциация с голосами животных и птиц, движением человека, животного или механическим движением.

Учащийся мысленно ищет взаимосвязь между звучащей музыкой и явлением действительности. Правильно подобранные учителем живописные произведения художников помогут детям развивать своё ассоциативное мышление, искать общий характер и настроение музыки и изобразительного искусства. Сначала детям предлагается определить настроение, запечатлённое на полотне художником живописцем, а затем уже прослушиваются музыкальные фрагменты или целиком небольшие музыкальные произведения, поле чего ученик ищет общие интонационные черты в музыке и живописи. Когда же у учащихся появится опыт в таком виде работы, учитель перестаёт акцентировать момент общности настроений или характера картины и музыки.

Музыка – искусство звуковых образов, в сознании слушателя она, так или иначе, приобретает образную форму. И этому процессу помогает демонстрация слайдов с живописными полотнами художников разных стран, времени и стиля. В изобразительном материале, предложенном ученикам, должно быть на одну картину больше, чем музыкальных номеров или музыки больше, чем картин, для того, чтобы дети обнаружили пьесы, не нашедшие себе аналога в живописи, и отделили лишнюю.

По окончанию работы ученики должны свой выбор письменно аргументировать в тетради. Знание учащимися музыкальных выразительных средств поможет им справиться с заданием. Это и ритм, и тембр, и темп, и динамические оттенки, а главное – интонация. Эти знания, и умения применять их на практике, то есть анализировать новые для них произведения, помогают ученикам создавать в своём воображении целостную картину, созданную композитором. Они также дают возможность ребёнку связать содержание музыкального материала с сюжетом картины, развивать ассоциативное мышление.

Поиск же рождает интерес, как к музыке, так и к изобразительному искусству. Стремление слушателя-ученика сблизить музыку с миром реальных жизненных явлений помогает ему на первом этапе постижения музыкального образа, а в программной музыке как раз композиторы и стремились передать как можно больше живописности и конкретики, что бы она была более понятна неподготовленному слушателю.

Литература:

1. Блок А. Поэзия, М. «Художественная литература», 1980г.
2. Горбачёва Е.Г. Популярная история музыки, Москва, «Вече», 2002г.
3. Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель. Издательство «Музыка», Ленинград, 1987г.
4. Мировая живопись, Справочник, 2002г.
5. Музыкальная энциклопедия, 1-5 том.
6. Русская живопись. Справочник, 2003г.
7. Русская поэзия XIX – начала XX века, М. «Художественная литература»,1987г.
8. Проспер Мериме. Новеллы, М. «Художественная литература», 1970г.

Приложения