Проект "Бусинка за бусинкой"

Разделы: Внеклассная работа


Проект составлен на основе программы А.Магина «Изделия из бисера» Академия «Умелые руки» издательство г. Москва 2004 г.
Бисероплетение имеет большое значение для обучения  и  воспитание учащихся с нарушением интеллекта младшего школьного возраста. Она способствует коррекции недостатков и развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Бисероплетение – это один из видов изобразительного искусства, поэтому так же, как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии. Бисероплетение оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности умственно отсталого ребёнка.

Курс по овладению бисероплетения выделяет ряд основных задач:

  • развивать интерес к данному виду деятельности;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать и обобщать;
  • корректировать ориентировку в пространстве и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения работы;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий;
  • развивать у учащихся художественный вкус и любовь к искусству;
  • воспитывать положительные навыки и привычки.

Для педагогического отслеживания за результатом деятельности реализуемых коррекционных и учебных задач поставленных в программе, я продумала систему отслеживания через следующие критерии:

  • умение планировать свою деятельность,
  • проявление творческой активности,
  • аккуратное выполнение изделий.

которые я буду проводить в начале и в конце учебного года.

Для реализации данного проекта предусмотрены четыре раздела занятий, которые включают:

  • простейшее плетение;
  • плетение на проволоке;
  • тематическое плетение;
  • объемное плетение.

Научно-технический прогресс привел, с одной стороны, к изобилию информации, а с другой к потере устойчивости профессиональных знаний. Поэтому важно, чтобы ученики достигли такого уровня знаний и умений, которые могли бы применить на практике, создавая ценности, обладающие реальной потребительской стоимостью, ценности, выдерживающие достаточно жесткую рыночную конкуренцию.

Предлагаемый проект «Бисероплетение» может быть реализован  в школе, в рамках кружка. Базовый период обучения – 3-4 года. Предназначена для детей 9-13 лет, что соответствует 1-4 классам. Оптимальное количество членов кружка – 6-8 человек. Проектом предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается 1 час в неделю.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с бисероплетением – одним из древнейших видов ремесла широко распространённого в творчестве многих народов. Изучение бисероплетения остаётся актуальным по сей день.

Проект даёт реальную возможность соединения трудового (практического) обучения с эстетическим воспитанием учащихся. Учащиеся знакомятся на практике с образцами и технологиями декоративно – прикладного искусства. Это, в свою очередь, помогает творческому развитию школьников, которое осуществляется через знакомство с произведениями и традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок, обсуждение художественных выставок работы одноклассников.

Обучение носит репродуктивный творческий характер. Используется творческая проектная деятельность учащихся, включающая знания и умения по составлению плана работы, составлению графической технологической документации, подготовки материалов, воплощению замысла в изделии, защите и презентации проекта, экологической и экономической оценок выполненной работы.

Художественные изделия могут выполняться, как индивидуально, так и коллективно. Законченные работы могут быть изготовлены для себя и своего дома, могут быть использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Проект направлен на становление следующих ключевых компетентностей:

– познавательная компетентность (знание истории бисероплетения и развитие    на современном  уровне, овладение опытом самопознания);
– организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия из бисера, владение навыками контроля и оценки собственной  и совместной деятельности  в процессе выполнения проекта);
– информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения вязаного изделия);
–  коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);
– социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);

Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями дизайнера, художника – оформителя и т. д.

Основными целями проекта являются:

– воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
– овладение практическими навыками и умениями художественно-творческой деятельности;
– формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа;
– выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность.

Основными задачами являются:

– научить основным приёмам бисероплетения и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
– создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества;
–  принимать участие в конкурсах, выставках.

Проект «Бисероплетение» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью.

Первая включает в себя: историю возникновения и многообразие бисероплетения, применение навыков бисероплетения при оформлении интерьера и в изготовлении изделий, основы композиции, цветоведение, организацию труда и т.д.

В практическую часть входит выполнение изделий из бисера с использованием различных приёмов и способов  бисероплетения, что  позволит проявить творческие  способности каждого учащегося.

Данный проект обеспечивает не только обучение, воспитание, но расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном искусстве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

Проект способствует:

развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
– оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
– приобщению детей к национально-региональным особенностям искусства
– умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;
– созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;
– приобретению навыков общения в профессиональной среде;

Проект составлен на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

Отличительной особенностью данной проекта является

Умение много (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, – завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов. Именно творческий проект открывает большие возможности для самореализации личности, но и требует активной самоотдачи, инициативы и ответственности. Поэтому следующей отличительной особенностью реализации данного проекта является выполнение проекта и его защита.

На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, а также используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 1 часа и здоровью детей может быть нанесён вред, предлагается комплекс упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д. Прилагается комплекс упражнений «Профилактика утомляемости на занятиях по рукоделию» – Приложение 1.

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), экскурсия, конкурсы, выставка, театрализованное занятие, презентация, беседа, лекция и т. д.  Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.

В зависимости от поставленных целей используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично – поисковые и т.д.

Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.    

Тематическое планирование (Приложение 2)

Обучаемые знают: Историю бисероплетения, эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для бисероплетения;  технологический процесс изготовления изделия из бисера и пути снижения его себестоимости; правила безопасности труда;  приемы техники вышивки бисером, бисероплетения и ткачества, способы перевода рисунка на ткань, способы  выявления потребностей общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции; имеют представление с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.

Обучаемые умеют: организовать трудовой процесс, рабочее место; технически правильно выполнять приёмы бисероплетения, ткачества и вышивки бисером; рассчитывать стоимость готового изделия; работать с информацией и технологической документацией; составлять цветовое решение по данной композиции.

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в  выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы. Можно представить работы  на выставках и массовых мероприятиях.

Критерии оценок:

  • Знание инструментов и приспособлений для бисероплетения.
  • Организация рабочего места.
  • Умение рассчитывать стоимость готового изделия.
  • Знание основ бисероплетения.
  • Знание профессиональной терминологии.
  • Знание художественных ремёсел.
  • Творческие способности.
  • Мониторинг (Приложение 3)

Используемая литература

1. Ляукина М. Основы художественного ремесла « Бисер» М., АСТ-Пресс 1999.
2. Лындина Ю. «Фигурки из бисера» Культура и традиции М., 2003.
3. Несмиян Т. «Ювелирные украшения» М., ЭКСМО, 2006.
4. Вирко Е. «Радужный бисер» М., ООО Изд. ЭКСМО, 2006.
5. Грекулова А.Л. Рукоделие М., изд. «Большая Российская энциклопедия»,1992.
6. Журнал «Дуплет» Заочная школа рукоделия, 2007.

Презентация