Цели:
- систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
- расширить словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма;
- познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими станциями и их ролью в жизни современного человека;
- активно использовать новые ИКТ-технологии в учебном процессе (MacBook)
Оборудование: фотографии космонавтов, рисунки детей, рисунки по теме урока, проекционный экран, MacBook`e.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Друг на друга повернулись, посмотрели, улыбнулись, начали урок.
2. Вступительное слово учителя
Учитель. Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы?
На рисунках изображены воздушный шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон.
Дети. Все они способны к полёту.
У. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
У. С глубокой древности люди мечтали
летать, как птицы. На чём только не отправлялись в
небеса герои сказок и легенд! И на золотых
колесницах (Илья Пророк), даже на летучих
мышах! (маленькие духи Шекспир «Буря»).
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших
любимых сказок? (Ответы учащихся: на метлах –
баба-Яга , на утках – лягушка-путешественница, на
ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде –
Черномор.)
– То были сказки. Прошли века, и люди сумели
покорить воздушное пространство Земли. Сначала
они поднимались в небо на воздушных шарах,
которыми нельзя было управлять. Куда подует
ветер – туда и летит шар. Потом придумали
дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был
очень неуклюжий и неповоротливый, позже
появились аэропланы. Им на смену пришли
быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец,
самый
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
(В ходе беседы возможен показ рисунков)
3. Постановка задач урока
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О
космосе.)
У. Как вы понимаете, что такое космос?
В своих рисунках вы показали, как представляете
себе космос. (До урока ребята рисовали на тему
«Космос»).
Высказывания учащихся..
– Как вы думаете, а где найти точное значение
слова? (В толковом словаре). (Показать и
зачитать).
– Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания,
весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой
окружает бесконечно большое пространство, в нём
находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты,
Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы
является Солнце.
Говоря о космосе, на нашем уроке тема будет – Зачем
люди осваивают космос?
– Сформулируйте задачи нашего урока. (После
высказываний – на доске)
Учебные задачи:
1.Зачем космонавты летают в космос?
2. Для чего нужны искусственные спутники Земли. (С
помощью нашего героя – Муравьишки-вопросика.)
Физминутка
Давайте с вами вспомним:
– Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)
– Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)
– Как вы понимаете естественный спутник? (Который
создала природа)
– А что такое искусственный спутник Земли? (Его
создали люди)
– Послушаем сейчас моего помощника. (Дети к
уроку заранее подготовили небольшие сообщения)
Выступление учеников
Искусственные спутники
– 4 октября 1957 года у нашей Земли появился
спутник, который создали наши учёные. Вот как
он выглядел.
Спутники следят за движением облаков – это
помогает точнее предсказывать погоду. Следят за
движением судов в океанах, разносят по всей Земле
телеграммы, телефонные переговоры, передачи
телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники
фотографируют Землю для составления карт. Есть
спутники-разведчики.
– Откроем учебник на стр.72,73. Конечно, задолго до полета в космос летали животные. Слушаем о них.
Животные-космонавты
– Первыми космонавтами-разведчиками были
собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти
целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые
волоски. Они поседели от космических лучей, но
мышка вернулась живой.
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не
каждая собака подходит для полёта. Она должна
быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей
должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не
годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше
всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак
учили не бояться тряски и шума, переносить
жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для
неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная
разведчица умчалась в космос.
– Когда люди отмечают День космонавтики? (12 апреля)
Первый космонавт
– 12 апреля 1961 года планету потрясла
неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту
космический корабль «Восток» с первым человеком
на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый
полёт. За это время корабль облетел весь Земной
шар и опустился на землю.
Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему
было присвоено звание Героя Советского Союза.
В том же году день полета в космос был объявлен
праздником – Днем космонавтики.
– Как называется костюм космонавта?
Скафандр
– В космосе одновременно и сильный холод, и
невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени
всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В
нём температура, как в комнате, и дышится легко.
Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме
опустить шторки. В скафандре есть радио, по
которому можно разговаривать с товарищами,
оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной
кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого
материала и сшита по росту.
Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет
движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою
систему подачи воздуха. Если к нему подключить
автономную систему дыхания, то человек может
выходить в открытый космос. Эта система
находится в ранце. Надевают его за спину, как наши
портфели, только весит такой ранец около сорока
килограммов. Но при невесомости этот вес совсем
не ощущается.
– А как вы думаете ,есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?
Космическая орбитальная станция
– У космонавтов есть второй дом – в космосе.
Космический дом особенный. Он называется
орбитальная станция. Здесь космонавты живут и
работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая
раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья
нужны не для полёта – это «домашняя
электростанция». Блестящие пластины собирают
солнечные лучи и превращают их в электрический
ток, который питает все научные приборы, освещает
и отапливает.
– Как работают космонавты?
– Ни на один час не прекращается работа на
космической станции. Один экипаж сменяется
другим. Космонавты наблюдают за звёздами,
планетами, Солнцем, фотографируют и изучают
Землю, ухаживают за растениями и животными,
которые живут на станции, ремонтируют свой
космический дом, проводят много различных
научных опытов. За космическим полётом следят с
Земли из Центра управления.
– Спасибо моим помощникам за подготовленные
сообщения. А сейчас на странице рабочей тетради
вы поработаете в парах. Вспомним правила работы в
паре.
Правила работы в паре
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
Стр. 50, задание № 1. (выполнив и проверив друг у
друга работу поднимают руки)
№ 3 – дома – найти сообщения о том , как
космонавты работают сегодня.
У. Каким же должен быть космонавт?(Трудолюбивый,
умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный,
решительный, сообразительный, здоровый,
заботливый, выносливый, терпеливый,
наблюдательный).
В полёте, космонавты должны выполнять
специальные «космические правила». Я
буду произносить начало правила, а вы его
заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь … (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой … (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много … (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит … (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой … (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на … (орбиту).
Физминутка
Работа на MacBook`e – 10 мин.
Ваша задача запустить свою космическую
ракету в космос. (Использовать можно готовый фон
и ракеты) .
Подвести итоги работ.
В заключение, смотрим фильм, созданный нашими
ребятами о Ю.А. Гагарине (программа IMOVIE) (Использована
песня «Знаете каким он парнем был».— 4 минуты. Приложение 1)
– Вы сегодня молодцы, хорошо справились с заданиями. Откройте конверты, возьмите красную ракету если у вас все на уроке получалось, вы совсем справились или зеленую , если в чем то вы затруднялись, вам нужна была помощь. Поднимите их.