"Орфографические задачи, которые умеем решать. Обобщение". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ХОД УРОКА

I. Введение в тему урока

1. Чтение стихотворения «У доски». (Обыграть)

Вызвал внезапно учитель к доске, –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует:
– Окно.
Мелом пишу на доске я:
«Акно».
Слышу,  как шум поднимается в классе:
– Надо писать через о, через о! ...
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!

– Как должен был записать это слово  Максим, чтобы избежать ошибки?
– Какой приём он должен был использовать?  (Письмо с «окошками»).
– На родном языке, на языке страны, в которой мы живём писать с ошибками стыдно! «Окошко»  на месте орфограммы лучше (все вместе) ошибки!
– Когда в слове мы оставляем «окошко»? (Когда точно не знаем, какую букву выбрать).
– На месте «окошка» мы должны обязательно поставить точку, как сигнал «опасности».  Запишите, пожалуйста, слово «ошибка», используя письмо с «окошками».

2. Работа в паре. Взаимопроверка.

– А теперь покажите мне листочки. Посмотрим, что у нас получилось. (Проверяю)
– Наша задача была написать «уходя» от ошибок с помощью «окошек».
– К сожалению, не все использовали эту возможность, и поэтому написали с ошибками. 
– Посмотрите, как мы должны были записать это слово (.ши.ка)

(Вызываю ученика к доске)

II. Работа по теме урока

1. Тренировочные упражнения, когда гласным и согласным можно доверять.

– Ребята, давайте вспомним, когда гласным и согласным можно доверять?  (Дети говорят правило и приводят свои примеры, учитель показывает памятку)

1) Гласный звук под ударением можно обозначать буквой как слышишь, не боясь допустить ошибку.

2) Непарным по глухости-звонкости согласным звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

– Перечислите согласные непарные глухие звуки, которым можно доверять. ([Ц],[Х],[Х’],[Ч’],[Щ’])
– Перечислите согласные непарные звонкие звуки, которым можно доверять. ([Л],[Л’],[М],[М’],[Н],[Н’],[Р],[Р’],[Й’])

3) Парным по глухости-звонкости согласным при письме можно доверять, когда они находятся:

– перед гласными;
– перед непарными звонкими [Л],[Л’],[М],[М’],[Н],[Н’],[Р],[Р’],[Й’]
– перед [В],[В’].
– Перед этими звуками буквы парных согласных не надо выбирать. Это не орфограммы.

Разобрать слово   СКВ.РЕЦ  

1) Гласный под ударением можно доверять.
2) [Ц] – непарный глухой можно доверять.
3) [К] – парный по глухости-звонкости    согласный находится перед [В].
4) [Р’] – непарный звонкий согласный можно доверять.
5) [В] – парный согласный перед гласным можно доверять.

– Подберите проверочное слово, чтобы проверить безударный гласный.  (Скворушка) 

(Показать правило)

2. Тренировочные упражнения, когда гласным и согласным нельзя  доверять.

– А теперь давайте вспомним, когда гласным и согласным доверять нельзя. На месте, каких орфограмм мы можем оставлять «окошки», если мы сомневаемся, как писать? Какие главные опасности письма  могут нам  встретиться, какие мы знаем главные орфограммы? (Безударные гласные. Парные по глухости-звонкости согласные.)

– Почему безударным гласным нельзя доверять? (Можно допустить ошибку)

Ученик читает стихотворение

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье: (Все вместе)
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!

III. Работа в тетрадях

– Далее мы с вами напишем текст под диктовку с помощью «окошек».

Желтеет листва на берёзе перед моим окном. Земля покрылась цветным ковром. По ночам бывают холода. Часто идут дожди. Под ногами лужи и грязь. Скоро зима. На деревьях в саду висят кормушки.

Ж.лте..    л.ства   на   б.рёз.   пер..   м.им    .кном.
З.мля   п.крыл..ь   цв.тным  к.вром.  П.   н.чам  б.вают  х.л.да. Ча.т.   идут   д..ди. П..   н.гами луж.  и  гря.ь. Скор.   з.ма.
На  д.рев.ях в с.ду в.сят к.рму.ки.

IV. Работа в группах

Игра, «Какие буквы убежали?»

Парные согласные – самые опасные!
Вы их сразу проверяйте –
Рядом гласный подставляйте!

– Поиграем в игру. «Какие буквы убежали?». Соберите текст загадки. Какая буква убежала?   Докажите (устно) проверочным словом свой ответ.

Я и круглый, я и гла.кий,
И на вкус приятно-сла.кий.
Знает каждый карапу.,
Что зовут меня арбу..

Я и горький, я и сла.кий, 
К солнцу я тянусь из гря.ки.
Малышам полезный дру.,
А зовусь я просто лу..

Кто сидит на крепкой но.ке
В бурых листьях у доро.ки?
Встала ша.ка из травы –
Нет под ша.кой головы!

Сладкие кро.ки
На короткой но.ке.
Кто проходит бли.ко,
Кланяется ни.ко.

V. Подведение итогов

Тест.

– Выбери верное утверждение.

А) Безударные гласные А, О, Е, И, Я в слове надо проверять.
Б) Безударные гласные А, О, Е, И, Я в слове не надо проверять.

– Как проверить безударную гласную в слове?

А) Надо изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Б)  Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

– Парным по глухости- звонкости  согласным при письме можно доверять, когда они находятся

А) на конце слова
Б) перед гласными

– Как нужно написать слово, чтобы избежать ошибки?

А) Написать слово, как я думаю.
Б) Использовать письмо с «окошками».

VI. Рефлексия