Урок начальной геометрии (технология "Педагогические мастерские")

Разделы: Начальная школа


Тема: Цилиндр, конус, шар – тела вращения.

Цель: познакомить с телами вращения;

Задачи:

  • повторить ранее изученный геометрический материал, терминологию;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, навыки самоконтроля,
  • диалоговое общение;
  • воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий, доброжелательное отношение к товарищам.

Оборудование: кроссворд, пространственные фигуры, демонстрационный материал, раздаточный материал (геометрические фигуры), геометрические тела, клей, картон, карточки с планом исследования.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У. Встали. Поприветствуем гостей. Сегодня мы работаем в 4 группах. Работаем только на «4» и «5». Желаю вам удачи.

Вспомним всё, что мы учили
Ничего ведь не забыли?
Рисуем, чертим, вычисляем
Науку эту мы знаем!

У. Что это за наука, скажите, когда разгадаете кроссворд.

II. Закрепление ранее изученного материала.

1. Решение кроссворда. Индукция

У. У каждой группы на партах лежит кроссворд. Работаем дружно, выслушивайте мнение каждого одноклассника.

Вопросы кроссворда.

1. В чем измеряется угол? (Градус.)
2. Как называется точка, из которой выходят 2 луча и образуют угол? (Вершина.)
3. Граница круга. (Окружность)
4. Треугольник, четырёх угольник, пятиугольник – одним словом… (Многоугольник.)
5. Сумма длин сторон фигуры. (Периметр.)
6. Если 2 точки соединить линией, то получится … (Отрезок.)
7. Не овал я и не круг
Треугольнику не друг
Прямоугольнику я брат
А зовут меня … (Квадрат.)
8. Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль.)
9. Линия, не имеющая ни начала, ни конца. (Прямая)

(У ребят получается следующее)

1.               ГРАДУС
2.             ВЕРШИНА
3.               ОКРУЖНОСТЬ
4.               МНОГОУГОЛЬНИК
5.             ПЕРИМЕТР
6.             ОТРЕЗОК
7.      КВАДРАТ
8.             ЦИРКУЛЬ
9.           ПРЯМАЯ

У. Какую же науку мы познаем?

Д. Геометрия.

2. Справка

У. Послушайте небольшую справку.

(Выступает подготовленный ученик)

Возникновением геометрии мы обязаны Древнему Египту. Древние египтяне были замечательными математиками и инженерами, и свои знания они применяли при строительстве
храмов и других сооружений. Но, несмотря на это геометрия – это греческое слово («гео» – земля, «метрия» – измерение.) В переводе на русский язык означает землемерие. Геометрия широко
применяется на практике. Её надо знать и рабочему, и инженеру, и архитектору, т.е. надо знать всем. Поэтому мы начинаем изучать геометрию ещё с младших классов.

3. Самоконструкция. Социоконструкция. Социализация

У. У вас на партах фрагменты разрезанных фигур. Соберите их.

1 группа: треугольник, круг, цилиндр.
2 группа: ромб, квадрат, шар.
3 группа: конус, прямоугольник, прямоугольный треугольник.
4 группа: куб, многоугольник, овал.

Физминутка

У. Пройдите и посмотрите , что получилось у ваших товарищей.

У. Садитесь на места.

У. Наклейте ваши фигуры на картон.

(Вывешиваю работы групп на доску)

4. Мозговой штурм

У. Поработайте в группах и ответьте на вопросы, по следующему плану:

1. Что можете сказать о геометрических фигурах?
2. Какая геометрическая фигура по вашему мнению «лишняя»? Почему?
3. Что знаете об этой фигуре? (Лишняя фигура: 1 группа – цилиндр; 2 группа – шар; 3 группа – конус; 4 группа – куб )

5. Афиширование

У. Послушаем размышления первой группы.
У. Покажите и назовите ту фигуру, которая на ваш взгляд является «лишней». Почему вы выбрали именно эту фигуру?

(На доску учитель вывешивает эту « лишнюю» фигуру)

Аналогичная работа остальных групп.

III. Новая тема

1. Разрыв

(На доске висят чертежи : конус, куб, шар, цилиндр. )

У. Как называются эти фигуры?

У. Что общего у них?

Д. Это пространственные фигуры .

2. Определение темы урока, задач

У. Чему будет посвящен наш урок?

У. Мы сегодня на уроке рассматриваем с вами пространственные геометрические фигуры – конус, цилиндр, шар, куб. Пространственные геометрические фигуры по-другому называют геометрическими телами.

У. Какое геометрическое тело по вашему мнению лишнее?

У. Произошли разногласия. Согласны?

У. Попробуем разрешить их.

У. Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

3. Практическая работа

У. Дома вы сделали заготовки ,которые нам необходимы для доказательства своей точки зрения.

У. Возьмите прямоугольник за полоску и начинайте очень быстро вращать.

(Один кто-то вращает заготовки учителя у доски.)

У. Что увидели в результате вращения ?

Д. Цилиндр

У. В результате чего вы увидели?

Д. Вращая прямоугольник.

У. Возьмите треугольник. Вращайте его.

У. Что увидели?

Д. Конус

У. Возьмите полукруг и проделайте те же действия.

У. Что увидели?

Д. Шар

У. А я заготовила ещё квадрат. Кто выйдет и проделает то же самое?

У. Что увидели?

Д. Не понятно, что получилось

У. Какая же фигура лишняя? Почему?

Д. Нельзя получить её при вращении

(Убираю с доски куб )

У. Сделаем вывод: как получились конус, цилиндр и шар?

Д. Тела цилиндр , конус и шар получились в результате вращения полукруга, треугольника и прямоугольника вокруг своей оси.

У. Как же их назвали в геометрии ,раз они получились в результате вращения?

Д. Тела вращения.

4. Справка

У. А знаете ли вы, почему эти фигуры получили свои названия?

У. Послушайте.
(Выступают подготовленные ученики)

1 ученик. Слово «цилиндр» произошло от греческого слова «кюлиндрос», что означает «валик», «каток». На рубеже 18-19 веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за небольшого сходства с геометрической фигурой цилиндром.

2 ученик. Слово «конус» произошло от греческого слова «конос», означающего сосновую шишку.

3 ученик. Шар – это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой. Слово «сфера» произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч». Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара.

5. Самостоятельная работа

У. Откройте рабочие тетради на странице 3 . Прочитайте задание №1 .
У. Поднимите руки те , кому нужна помощь.
У. Попробуйте применить полученные вами знания на практике.
(Аналогичные задания на странице 4 и 5)
У. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте.
У. Если задание выполнено верно поставьте на полях «+», если неверно поставьте «–» .
У. Поднимите руки те, у кого все задания выполнены верно. Поставьте себе отметку «5»
У. Поднимите руки у кого в заданиях есть ошибки или возникли затруднения.
У. Не переживайте. Мы только начали рассматривать эту тему, поэтому ваши успехи впереди.

У. Сдайте рабочие тетради на проверку.
(По итогам работы выставляю отметки).

IV. Итог урока

У. Какими сведениями вы сегодня пополнили свой багаж знаний?

У. Нужно ли вам это в будущем?

У. Как думаете, а существуют ли ещё тела вращения кроме цилиндра, конуса, шара?

У. Какую задачу поставим для следующего урока?

Рефлексия

У. Вы хорошо поработали. Теперь оцените себя. На партах у вас лежат фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и круг. Выберите фигуру, которая отражает вашу работу на уроке.
У. Спасибо за сотрудничество.