Проект "Знакомство старших дошкольников с тяжелым нарушением речи с явлениями природы (на примере воды) в экспериментально-поисковой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность выбранной темы

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.

Цели:

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования  практических и умственных действий.

Задачи:

  • Расширять представление об использовании человеком воды для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  • В процессе опытной деятельности проводить коррекционную работу на развитие звукового произношения, развития мелкой моторики рук и обогащение словарного запаса

В процессе организационной и совместной деятельности знакомлю, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:
Знакомство с водой раскрывается на основе принципа от близкого к сложному. Прозрачность, жидкость… до превращений, способность превращать, способность растворять, испаряться, преломлять.

Вывод

В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей.  Обозначается общая цель, за тем идет работа по этапам, выслушав, и выполнив одно задание получают другое. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В результате этой работы в подготовительной группе изменяются интегративные качества детей:

  • задают вопросы взрослому и любят экспериментировать;
  • способны самостоятельно и по схемам проводить эксперименты;
  • принимают живое, заинтересованное участие в проведении и обсуждении опытов;
  • эмоционально реагируют на произведение изобразительного искусства, музыкальное и художественные произведения о мире природы;
  • способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации;
  • используют диалогическую речь, вербальные и не вербальные средства общения;
  • умеют договариваться распределять действия при сотрудничестве;
  • поведение определяется целями и задачами поставленными взрослым;
  • способны планировать свои действия на достижение цели;
  • знают и соблюдают правила поведения при проведении опытов;
  • могут самостоятельно применять усвоенные ранее знания и способы проведения опытов для решения новых задач;
  • имеют представления об использовании воды дома;
  • умеют работать по правилам и по схемам, слушать взрослого и выполнять инструкции.

 У детей сформировались умения и навыки необходимые для осуществления опытов.















Список использованной литературы:

1. Жукова Р.А. «Экология. Занимательные материалы. Старшая группа». Волгоград. ИТД «Корифей». – 96 с.
2. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». СПб.: Речь, 2006. – 64 с.
3. Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет». СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 67 с.
4. Зубкова Н.М. «Пять тысяч – где, семь тысяч – как, сто тысяч – почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет». СПб.: Речь, 2008. 64 с.
5. Зубкова Н.М. «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая… Опыты и эксперименты на СЕБЕ и о СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше». СПб.: Речь, 2011. – 62 с.
6. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы». Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.
7. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 – 128 с.
9. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Лужа.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
10. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
11. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов. Труба.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 64 с.
12. http://forum.schoolpress.ru Проектная деятельность в детском саду
13. http://waterlabs.ru

Приложение 1

Приложение 2