Актуальность выбранной темы
Экспериментальная работа вызывает у ребенка
интерес к исследованию природы, развивает
мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение), стимулирует
познавательную активность и любознательность,
активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с основами
математических знаний с этическими правилами в
жизни общества.
Творчество в экспериментирование обуславливает
создание новых проявлений способностей ребёнка.
Цели:
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
- Расширять представление об использовании человеком воды для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды в жизни человека.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Формировать представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
- В процессе опытной деятельности проводить коррекционную работу на развитие звукового произношения, развития мелкой моторики рук и обогащение словарного запаса
В процессе организационной и совместной
деятельности знакомлю, где в природе есть вода и
какими свойствами она обладает. Дети узнают о
важности воды, кому она нужна для жизни, где в
природе есть вода, как человек использует воду,
как вода работает на человека. И проводим
следующие эксперименты:
Знакомство с водой раскрывается на основе
принципа от близкого к сложному. Прозрачность,
жидкость… до превращений, способность
превращать, способность растворять, испаряться,
преломлять.
Вывод
В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Обозначается общая цель, за тем идет работа по этапам, выслушав, и выполнив одно задание получают другое. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В результате этой работы в подготовительной группе изменяются интегративные качества детей:
- задают вопросы взрослому и любят экспериментировать;
- способны самостоятельно и по схемам проводить эксперименты;
- принимают живое, заинтересованное участие в проведении и обсуждении опытов;
- эмоционально реагируют на произведение изобразительного искусства, музыкальное и художественные произведения о мире природы;
- способны изменять стиль общения в зависимости от ситуации;
- используют диалогическую речь, вербальные и не вербальные средства общения;
- умеют договариваться распределять действия при сотрудничестве;
- поведение определяется целями и задачами поставленными взрослым;
- способны планировать свои действия на достижение цели;
- знают и соблюдают правила поведения при проведении опытов;
- могут самостоятельно применять усвоенные ранее знания и способы проведения опытов для решения новых задач;
- имеют представления об использовании воды дома;
- умеют работать по правилам и по схемам, слушать взрослого и выполнять инструкции.
У детей сформировались умения и навыки необходимые для осуществления опытов.
Список использованной литературы:
1. Жукова Р.А. «Экология. Занимательные
материалы. Старшая группа». Волгоград. ИТД
«Корифей». – 96 с.
2. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка
чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7
лет». СПб.: Речь, 2006. – 64 с.
3. Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские
«почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9
лет». СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 67 с.
4. Зубкова Н.М. «Пять тысяч – где, семь тысяч
– как, сто тысяч – почему. Опыты и эксперименты
для детей от 5 до 9 лет». СПб.: Речь, 2008. 64 с.
5. Зубкова Н.М. «Точка, точка, запятая, минус,
рожица кривая… Опыты и эксперименты на СЕБЕ и о
СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше». СПб.: Речь, 2011.
– 62 с.
6. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная
деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы».
Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.
7. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр
с водой и песком для дошкольников». СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие».
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 – 128 с.
9. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов.
Лужа.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.:
Сфера, 2009. – 64 с.
10. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов.
Пузырек воздуха.». СПб.: Речь; Образовательные
проекты; М.: Сфера, 2009. – 64 с.
11. Шапиро А.И. «Секреты знакомых предметов.
Труба.». СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.:
Сфера, 2010. – 64 с.
12. http://forum.schoolpress.ru
Проектная деятельность в детском саду
13. http://waterlabs.ru