Технологическая карта урока музыки по теме "Контраст в музыке"

Разделы: Музыка


Тип урока: изучение нового материала

Цели по содержанию урока:

  1. Образовательная: способствовать формированию понятия контраст;
    Учить находить контраст в окружающем мире и в музыке; учить фиксировать процесс перехода из одного состояния в другое в музыкальных упражнениях.

  2. Развивающая: создать условия для развития музыкальности в условиях импровизации, для развития чувства ритма и чувства «беспрерывности».
  3. Воспитательная: создать условия для формирования умения общаться в группе, паре через работу в форме музицирования и импровизации.

Способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, к ошибкам других, чувства коллективизма, воли; созданию комфортной атмосферы и эмоциональной свободы учеников.

Средства обучения:

  1. Набор инструментов малого ударного состава.
  2. CD проигрыватель и диск.
  3. Фортепиано.

Ожидаемый результат: ученики должны в музыкальных примерах найти контраст и изобразить его  через пантомиму и коллективное музицирование.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации познавательной деятельности

Организационный момент

Приветствует учеников

Приветствуют учителя

Групповая

Актуализация знаний

Рефлексия пройденного материала:
играет на инструментах МУС;
играет на фортепиано, ставит детей в условия:
f – движение вперед,
p -  движение назад.

Выполняют соответствующие музыкальные движения (шаг, бег, подскоки, кружения);

выполняют музыкальные движения в новых динамических условиях.

 

Индивидуальная
Коллективная

Постановка учебной задачи

 

Направляет деятельность учащихся на постановку учебной задачи и способствует ее решению.

Формулируют учебную задачу и способы ее решения.

Индивидуальная

Решение учебной задачи.
Выполнение учебных действий

Организует работу по изучению упражнений:

  1. «Люди работают» (моравская народная песня)
  2. «У кота -воркота» (русская народная песня)
  3. «Куклы»

1) Разучивают песню.
Выполняют упражнение с соответствующими тексту движениями.
2) Разучивают песню.
В кругу выполняют упражнение в виде музицирования с элементами пантомимы.
3) Слушают музыку.
Создают образ кукол в условиях пантомимы и контраста.

Групповая
Индивидуальная
Коллективная

Рефлексия

Создает условия для индивидуального осмысления урока.

Говорят главное, что больше всего запомнилось или понравилось на уроке, очень кратко.

Индивидуальная

ХОД УРОКА

Учитель Ученики

I. 1. Играет на инструментах малого ударного состава
барабан ------------------------------------------
блоктромель -------------------------------------
пандейра ----------------------------------------

треугольник ------------------------------------

I. 1. Выполняют соответствующие музыкальные движения:
-------- шаг
-------- бег
-------- подскоки
-------- кружение.

2. Ставит детей в новые условия, играет на фортепиано: если играю f ------------------------
если играю p ------------------------

Движения выполняются вперед – назад.
-------- двигаются вперед
-------- двигаются назад.

Вопрос: чем отличаются выполненные упражнения?

- сначала играли разные инструменты, разными голосами, но одинаковой силой
звука, потом играл один инструмент, разной силой звука.

Я вам сейчас буду говорить слова, а вы подберите противоположные значения к ним:
Громко----------------------------
Вперед ---------------------------
Вверх -----------------------------
Черный ---------------------------

----- тихо
----- назад
----- вниз
----- белый. Продолжают приводить свои примеры.

Все эти слова будут называться контрастами.
У нас урок музыки, где мы будем искать контрасты?
-Это и будет тема нашего урока: контраст в музыке.
Пишет на доске тему урока.

- В музыке.

II. Играет на фортепиано моравскую народную песню «Люди работают».

Слушают.

-Есть ли тут контрасты?

-Да. Один герой песни работящий, другой – ленивый.

Разучивает с учениками песню.

Дети делятся на две группы:
1 – лентяи, 2 – работники.
Исполняют песню с движениями, характерными для каждого героя.

Вывод: контрастным в музыке может быть характер.

Вывод: контрастным в музыке может быть характер.

III. Играет на фортепиано и поет русскую народную песню «У кота-воркота».
- Найдите здесь контрасты, если они есть.
- Если киска спит, какая звучит музыка?
- А если киска играет?
Разучивает с учениками песню, помогая детям войти в образ спящего и играющего котенка.

- Киска спит и киска играет.
- Медленная, ласковая.
- Веселая, быстрая.
Исполняют песню, показывая движениями спящего и играющего котенка.
Потом исполняют песню, аккомпанируя на музыкальных инструментах.

IY. Ставит запись с пьесой «Куклы».
- Есть ли тут контрасты?

- Куклы ходят и куклы стоят (ломаются).

Предлагает детям изобразить заводных кукол.

Под музыку дети изображают кукол, которые ходят и «ломаются».

Вывод: что такое контраст?
- Приведите примеры контраста в музыке.

- Это противоположные значения.
- Характер музыки, темп музыки, громкость музыки.

Y. Предлагает детям вспомнить все. Что было на уроке и 1-2 словами сказать главное: что больше всего запомнилось или понравилось.

По цепочке говорят.