Цели и задачи:
- Повторить правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением и чередующихся.
- Способствовать развитию исследовательских навыков, становлению нравственных качеств, сплочению коллектива.
- Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.
Методы и приёмы: репродуктивный, исследовательский;
- слово преподавателя
- работа с таблицей
- задания творческого характера
- игра, сказка
Оборудование: орфодомино, орфолото, кроссворд, телеграмма, игра ″Эстафета″, таблица ″Правописание чередующихся гласных в корне слова″.
Ход занятия
Грамматическая сказка
Жили-были в одной школе Лентяйкин, Непонимайлов, Лодырников и Забывайкин. Надоело им получать двойки, выслушивать от учителей про себя разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где всё было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог сказать им: ″Неправильно″.
Попали они в страну Ошибию. Это государство предоставляет убежище всем ошибкам. Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.
Вначале ребята наслаждались новой жизнью, удивлялись, посмеивались. Но с каждым днём им становилось всё хуже и хуже. Вот Непонимайлов и говорит:
- Нет, братцы, это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило – эка беда! А сейчас – не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся – увольте! Я тут за один день такое пережил!
Поседел у телевизора, стаял у магазина. Ещё я примирял костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез. |
Давайте, поможем Непонимайлову разобраться с ошибками.
Посидел у телевизора, стоял у магазина. Ещё я примерял костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез. И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин поласкал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников всё слезал, как Забывайкин искал в морковке патроны, чтобы её разредить! |
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
!!! Вопрос на засыпку: Почему слово равнина нельзя проверить словом ровный?
(Ответ: равнина – горизонтально- плоская поверхность, все её точки расположены на равном расстоянии от уровня моря. Поэтому проверочным словом является равный, а не ровный.)
*** Игра ″Кто больше″: подобрать как можно больше проверочных слов к слову варить.
(варит, навар, отвар, заварка, варево, варочный, варёный, сваренный, варщик, кашевар, смоловар, мыловар, сыровар, квасовар, сталевар, самовар)
- Орфодомино. Замените фишки соответствующими парами слов, учитывая, что узор фишки демонстрирует общее количество букв в корне и ту безударную гласную, которая в нём пропущена.
- заб…стовать – просв…тить
- посв…щение – насл…ждение
- м…новать – согл….шаться
- изв…яние – нав…сать
- прил…пить – укр…шать
- ор…шать – зап…х
- сохр…нять – оп…здать
- зат…иться – препод…вать
- укр…пить – осл…пить
- ут…млённый – исц…лить
- оп…лённый – оск…рбить
- воскл…цать – сотр…сение
- изв…нить – од…левать
- упр…стить – прибл…жать
- погл…щать – б…гровый
- сост…влять – прил…пать
(Ответ:
забастовать – просветить |
15 |
|
посвящение – наслаждение |
8 |
|
миновать – согла.шаться |
10 |
|
изваяние – нависать |
2 |
|
прилепить – украшать |
13 |
|
орошать – запах |
4 |
|
сохранять – опоздать |
11 |
|
затаиться – преподавать |
1 |
|
укрепить – ослепить |
16 |
|
утомлённый – исцелить |
12 |
|
опалённый – оскорбить |
5 |
|
восклицать – сотрясение |
7 |
|
извинить – одолевать |
3 |
|
упростить – приближать |
6 |
|
поглощать – багровый |
15 |
|
составлять – прилипать |
9 |
И сказали буквы: ″Братцы,
Нам пора чередоваться.″
- Работа с таблицей ″Правописание чередующихся гласных в корне слова″
Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями |
К о р н и, з а в и с я щ и е о т: |
||||
суффикса – а - |
ударения |
согласного |
смысла |
||
нет суффикса |
есть |
||||
|
- бер - |
- бир - |
- гар - |
- раст – |
- равн – |
- дер - |
- дир - |
||||
-оро - , - ра - |
- мер - |
- мир - |
- клан - |
- мак – |
|
- оло- , - ла - |
- пер - |
- пир - |
- скак – |
||
|
- тер - |
- тир - |
- зар - |
|
|
- блест - |
- блист - |
- лаг – |
|||
- ере -, - ре - |
- жег - |
- жиг - |
- твар - |
||
- оло -, - ле - |
- стел - |
- стил - |
|
||
|
- чет - |
- чит - |
|
||
- а (я) - |
- им - |
||||
- а (я) - |
- ин - |
||||
- кос - |
- кас - |
||||
- лож - |
- лаг - |
Карточка 1
ГОР – ГАР; ТВОР – ТВАР |
КОС – КАС; ПЕР – ПИР |
РОС – РАСТ |
МОК – МАК (// Ч); РОВН - РАВН |
Карточка 2
КЛОН – КЛАН; ЗОР – ЗАР |
МЕР – МИР; ЧЕТ – ЧИТ |
СКОК – СКАК (// Ч); ЛОЖ – ЛАГ |
ПЛОВ – ПЛАВ |
Карточка 3
ТВОР – ТВАР; ЗОР – ЗАР |
БЕР – БИР; СТЕЛ –СТИЛ |
РОС – РАСТ; ЛОЖ – ЛАГ |
РОВН – РАВН |
Карточка 4
КЛОН – КЛАН; ГОР – ГАР |
БЛЕСТ – БЛИСТ; ДЕР - ДИР |
СКОК – СКАК (// Ч) |
МОК – МАК (// Ч); ПЛОВ - ПЛАВ |
Скл….няться, подк…ситься, душеразд…рающий, заг…рать, раз…рение, отбл…стать, пор…вняться, р…стащить, обл…жение, неразб…риха, пл…вец, нап…роваться досыта, к…сательная, выч…тать, пог…релец, возр…стать, ск…чок, пол…гать, подст…лить, раск…чать, ср…внять с землёй, оз…рение, уп…реться, проз…рливый, з…ря, прик…сновение, соч…тание, ст…листический, насл…ждение, зам….реть, тв…рение, р…стратить, уст….лать, укл…ниться, усм…рённый, забл…стевший, зам…чить, утв…рь, зап…рательство, иск…са, приск…кать, уд…рёшь, водор…сль, отм…рать, изб…ратель, непром…каемый, пл…вучесть.
Ответ:
Карточка 1
ГОР – ГАР; ТВОР – ТВАР |
КОС – КАС; ПЕР – ПИР |
РОС – РАСТ |
МОК – МАК (// Ч); РОВН - РАВН |
Карточка 2
КЛОН – КЛАН; ЗОР – ЗАР Склоняться, уклониться Заря, озарение |
МЕР – МИР; ЧЕТ - ЧИТ |
СКОК – СКАК (// Ч); ЛОЖ – ЛАГ |
ПЛОВ – ПЛАВ |
Карточка 3
ТВОР – ТВАР; ЗОР - ЗАР |
БЕР – БИР; СТЕЛ – СТИЛ |
РОС – РАСТ; ЛОЖ - ЛАГ |
РОВН - РАВН |
Карточка 4
КЛОН – КЛАН; ГОР – ГАР |
БЛЕСТ – БЛИСТ; ДЕР – ДИР |
СКОК – СКАК (// Ч) |
МОК – МАК (// Ч); ПЛОВ – ПЛАВ |
*** Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд ″Слова-родственники″
I. В клетках оставлены гласные буквы. Они помогут вам заполнить клетки словами с корнем рос-раст
1. Молодые побеги растений. 2. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. 3. Специалист по выращиванию растений. 4. Количество лет от рождения. 5. Отдельная область знаний, производства и т.п. 6. Увеличение, прибавление в количестве. 7. Что-либо сросшееся в одно целое. 8. Недавно появившийся из семени стебелёк. 9. Наросшее, наслоившееся на поверхности вещество. 10. Размеры человека или животного в высоту. 11. Небольшой лиственный лес. 12. Тот, кто даёт в долг под большие проценты. 13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.
(Ответ:
1. Поросль. 2. Подросток. 3. Растениевод. 4. Возраст. 5. Отрасль. 6. Прирост. 7. Сросток. 8. Росток. 9. Нарост. 10. Рост. 11. Роща. 12. Ростовщик. 13. Заросли.)_
II. Заполните клетки словами с корнем гар-гор.
1. Отравиться угаром. 2. Обуглиться, почернеть при жарении (о тесте). 3. Огнеупорный. 4. Действие от глагола сгорать. 5. Ярко-оранжевый весенний полевой цветок. 6. Болезнь, сопровождаемая высокой температурой, жаром. 7. Игра, в которой участники ловят друг друга. 8. Остаток недогоревшей свечи. 9. Время самого высокого развития, момент наивысшего напряжения чего-либо. 10. Смуглый цвет кожи, приобретённый на солнце. 11. Нарост от горения. 12. Вещество, получаемое при горении. 13. Удушливый, ядовитый газ, продукт неполного сгорания. 14. Человек, у которого сгорело во время пожара имущество. 15. Перегоревшее вещество или его запах.
(Ответ:
1. Угореть. 2. Пригореть. 3. Несгораемый. 4. Сгорание. 5. Горицвет. 6. Горячка. 7. Горелки. 8. Огарок. 9. Разгар. 10. Загар. 11. Нагар. 12. Гарь. 13. Угар. 14. Погорелец. 15. Перегар.)
- Игра ″Четвёртый лишний″: из слов выбрать только те, для объяснения которых можно применить одно правило.
Расстилаю, умираю, загораю, касаюсь; подгореть, сгорать, замереть, угореть; предложение, растение, заросли, касание.
(Ответ: Расстилаю, умираю, касаюсь; подгореть, сгорать, угореть; предложение, растение, заросли.)
Использованная литература:
- Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка - М.: Просвещение, 1983.
- Бройде М. Е. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2001.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.,: АСТ, 1996.
- Мордес Е. М. Искать, пробовать, обучать. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе 5-11 классы – Волгоград, 2002.