Заседание лингвистического кружка "Приключения Непонимайлова в стране Ошибии"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели и задачи:  

  1. Повторить правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением и чередующихся.
  2. Способствовать развитию исследовательских навыков, становлению нравственных качеств, сплочению коллектива.
  3. Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

Методы и приёмы: репродуктивный, исследовательский;

  • слово преподавателя
  • работа с таблицей
  • задания творческого характера
  • игра, сказка

Оборудование: орфодомино, орфолото, кроссворд, телеграмма, игра ″Эстафета″, таблица ″Правописание чередующихся гласных в корне слова″.

Ход занятия

Грамматическая сказка

Жили-были в одной школе Лентяйкин, Непонимайлов, Лодырников и Забывайкин. Надоело им получать двойки, выслушивать от учителей про себя разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где всё было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог сказать им: ″Неправильно″.
Попали они в страну Ошибию. Это государство предоставляет убежище всем ошибкам. Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.
Вначале ребята наслаждались новой жизнью, удивлялись, посмеивались. Но с каждым днём им становилось всё хуже и хуже. Вот Непонимайлов и говорит:
- Нет, братцы, это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило – эка беда! А сейчас – не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся – увольте! Я тут за один день такое пережил!

    Поседел у телевизора, стаял у магазина. Ещё я примирял костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.
И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников всё слизал, как Забывайкин искал в морковке патроны, чтобы её разрядить!
Нет, с меня хватит!

Давайте, поможем Непонимайлову разобраться с ошибками.


Посидел у телевизора, стоял у магазина. Ещё я примерял костюм – он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.
И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин поласкал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников всё слезал, как Забывайкин искал в морковке патроны, чтобы её разредить!

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!

!!! Вопрос на засыпку:   Почему слово равнина нельзя проверить словом ровный?
(Ответ: равнина – горизонтально- плоская поверхность, все её точки расположены на равном расстоянии от уровня моря. Поэтому проверочным словом является равный, а не ровный.)

*** Игра ″Кто больше″: подобрать как можно больше проверочных слов к слову варить.
(варит, навар, отвар, заварка, варево, варочный, варёный, сваренный, варщик, кашевар, смоловар, мыловар, сыровар, квасовар, сталевар, самовар)

  • Орфодомино. Замените фишки соответствующими парами слов, учитывая, что узор фишки демонстрирует общее количество букв в корне и ту безударную гласную, которая в нём пропущена.

  • заб…стовать – просв…тить
  • посв…щение – насл…ждение
  • м…новать – согл….шаться
  • изв…яние – нав…сать
  • прил…пить – укр…шать
  • ор…шать – зап…х
  • сохр…нять – оп…здать
  • зат…иться – препод…вать
  • укр…пить – осл…пить
  •  ут…млённый – исц…лить
  •  оп…лённый – оск…рбить
  •  воскл…цать – сотр…сение
  •  изв…нить – од…левать
  •  упр…стить – прибл…жать
  •  погл…щать – б…гровый
  •  сост…влять – прил…пать

(Ответ:

  •  

забастовать – просветить

15

  •  

посвящение – наслаждение

        8

  •  

миновать – согла.шаться

10

  •  

изваяние – нависать                        

 2

  •  

прилепить – украшать                    

13

  •  

орошать – запах                               

 4

  •  

сохранять – опоздать                      

11

  •  

затаиться – преподавать                 

 1

  •  

укрепить – ослепить                       

16

  •  

утомлённый – исцелить                 

12

  •  

опалённый – оскорбить                  

 5

  •  

восклицать – сотрясение                

 7

  •  

извинить – одолевать                      

 3

  •  

упростить – приближать                 

 6

  •  

поглощать – багровый                    

15

  •  

составлять – прилипать                   

 9

И сказали буквы: ″Братцы,
Нам пора чередоваться.″

  • Работа с таблицей ″Правописание чередующихся гласных в корне слова″

Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями

К о р н и, з а в и с я щ и е  о т:

суффикса – а -

 

ударения

 

согласного

 

смысла

нет суффикса
- а -

  есть
суффикс
- а -

 

- бер -

- бир -

- гар -
- гор -

- раст –
- ращ –
- рос -

- равн –
- ровн -

- дер -

- дир -

-оро - , - ра -

- мер -

- мир -

- клан -
- клон -

- мак –
- мок -

- оло- , - ла -

- пер -

- пир -

- скак –
- скоч -

 

- тер -

- тир -

- зар -
- зор -

 

- блест -

- блист -

- лаг –
- лож -

- ере -, - ре -

- жег -

- жиг -

- твар -
- твор -

- оло -, - ле -

- стел -

- стил -

 

 

- чет -

- чит -

 

- а  (я) -

- им -

- а  (я) -

- ин -

- кос -

- кас -

- лож -

- лаг -

Орфолото. Из списка слов подберите по два слова к каждому корню, занесённому в карточку. В игре участвуют только слова с чередующимися гласными в корнях. Выигрывает тот, кто правильно распределил слова и не допустил ошибок в их написании.

Карточка 1

ГОР – ГАР; ТВОР – ТВАР

КОС – КАС; ПЕР – ПИР

РОС – РАСТ

МОК – МАК (// Ч); РОВН - РАВН

Карточка 2

КЛОН – КЛАН; ЗОР – ЗАР

МЕР – МИР; ЧЕТ – ЧИТ

СКОК – СКАК (// Ч); ЛОЖ – ЛАГ

ПЛОВ – ПЛАВ

Карточка 3

ТВОР – ТВАР; ЗОР – ЗАР

БЕР – БИР; СТЕЛ –СТИЛ

РОС – РАСТ; ЛОЖ – ЛАГ

РОВН – РАВН

Карточка 4

КЛОН – КЛАН; ГОР – ГАР

БЛЕСТ – БЛИСТ; ДЕР - ДИР

СКОК – СКАК (// Ч)

МОК – МАК (// Ч); ПЛОВ - ПЛАВ

Скл….няться, подк…ситься, душеразд…рающий, заг…рать, раз…рение, отбл…стать, пор…вняться, р…стащить, обл…жение, неразб…риха, пл…вец, нап…роваться досыта, к…сательная, выч…тать, пог…релец, возр…стать, ск…чок, пол…гать, подст…лить, раск…чать, ср…внять с землёй, оз…рение, уп…реться, проз…рливый, з…ря, прик…сновение, соч…тание, ст…листический, насл…ждение, зам….реть, тв…рение, р…стратить, уст….лать, укл…ниться, усм…рённый, забл…стевший, зам…чить, утв…рь, зап…рательство, иск…са, приск…кать, уд…рёшь, водор…сль, отм…рать, изб…ратель, непром…каемый, пл…вучесть.

Ответ:
Карточка 1

ГОР – ГАР; ТВОР – ТВАР
Загорать, погорелец
Утварь, творение

КОС – КАС; ПЕР – ПИР
Касательная, прикосновение
Упереться, запирательство

РОС – РАСТ
Возрастать, водоросль

МОК – МАК (// Ч); РОВН - РАВН
Замочить, непромокаемый
Поравняться, сровнять с землёй

Карточка 2


КЛОН – КЛАН; ЗОР – ЗАР
Склоняться, уклониться
Заря, озарение

МЕР – МИР; ЧЕТ - ЧИТ
Замереть, отмирать
Вычитать, сочетание

СКОК – СКАК (// Ч); ЛОЖ – ЛАГ
Скачок, прискакать
Обложение, полагать

ПЛОВ – ПЛАВ
Пловец, плавучесть

Карточка 3

ТВОР – ТВАР; ЗОР - ЗАР
Утварь, творение
Заря, озарение

БЕР – БИР; СТЕЛ – СТИЛ
Неразбериха, избиратель
Устилать, подстелить

РОС – РАСТ; ЛОЖ - ЛАГ
Возрастать, водоросль
Обложение, полагать

РОВН - РАВН
Поравняться, сровнять с землёй

Карточка 4

КЛОН – КЛАН; ГОР – ГАР
Склоняться, уклониться
Загорать, погорелец

БЛЕСТ – БЛИСТ; ДЕР – ДИР
Отблистать, заблестевший
Душераздирающий, удерёшь

СКОК – СКАК (// Ч)
Скачок, прискакать

МОК – МАК (// Ч); ПЛОВ – ПЛАВ
Замочить, непромокаемый
Пловец, плавучесть

*** Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд  ″Слова-родственники″
I. В клетках оставлены гласные буквы. Они помогут вам заполнить клетки словами с корнем рос-раст
1. Молодые побеги растений. 2. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. 3. Специалист по выращиванию растений. 4. Количество лет от рождения. 5. Отдельная область знаний, производства и т.п. 6. Увеличение, прибавление в количестве. 7. Что-либо сросшееся в одно целое. 8. Недавно появившийся из семени стебелёк. 9. Наросшее, наслоившееся на поверхности вещество. 10. Размеры человека или животного в высоту. 11. Небольшой лиственный лес. 12. Тот, кто даёт в долг под большие проценты. 13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

(Ответ:

1. Поросль. 2. Подросток. 3. Растениевод. 4. Возраст. 5. Отрасль. 6. Прирост. 7. Сросток. 8. Росток. 9. Нарост. 10. Рост. 11. Роща. 12. Ростовщик. 13. Заросли.)_

II. Заполните клетки словами с корнем гар-гор.

1. Отравиться угаром. 2. Обуглиться, почернеть при жарении (о тесте). 3. Огнеупорный. 4. Действие от глагола сгорать. 5. Ярко-оранжевый весенний полевой цветок. 6. Болезнь, сопровождаемая высокой температурой, жаром. 7. Игра, в которой участники ловят друг друга. 8. Остаток недогоревшей свечи. 9. Время самого высокого развития, момент наивысшего напряжения чего-либо. 10. Смуглый цвет кожи, приобретённый на солнце. 11. Нарост от горения. 12. Вещество, получаемое при горении. 13. Удушливый, ядовитый газ, продукт неполного сгорания. 14. Человек, у которого сгорело во время пожара имущество. 15. Перегоревшее вещество или его запах.

(Ответ:
1. Угореть. 2. Пригореть. 3. Несгораемый. 4. Сгорание. 5. Горицвет. 6. Горячка. 7. Горелки. 8. Огарок. 9. Разгар. 10. Загар. 11. Нагар. 12. Гарь. 13. Угар. 14. Погорелец. 15. Перегар.)

  • Игра ″Четвёртый лишний″: из слов выбрать только те, для объяснения которых можно применить одно правило.

Расстилаю, умираю, загораю, касаюсь; подгореть, сгорать, замереть, угореть; предложение, растение, заросли, касание.

(Ответ: Расстилаю, умираю,  касаюсь; подгореть, сгорать, угореть; предложение, растение, заросли.)

Использованная литература:

  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка - М.: Просвещение, 1983.
  2. Бройде М. Е. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2001.
  3. Волина В. В.  Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.,: АСТ, 1996.
  4. Мордес Е. М. Искать, пробовать, обучать. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе 5-11 классы – Волгоград, 2002.