Цели урока:
- Породолжить формирование знания учащихся о предложении как синтаксической единице языка.
- Повторить и закрепить знания учащихся о простом предложении.
- Дать понятие о сложном предложении и его видах
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление и литературную речь учащихся.
- Воспитывать любовь к поэзии русской литературы, потребность в овладении литературной речью.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: презентации по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент – проверка готовности учащихся к уроку.
II. 1. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока спроецирована на доске (1 слайд)
2. Коррекционная работа. (2 слайд)
Письмо по памяти.
Идет предварительное выразительное чтение четверостишия учащимися, определение темы и идеи отрывка, затем письменное воспроизведение прочитанного текста.
Я – беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни – сердцем подпевать.
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать. (С. Есенин)
3. Проверка выполненного задания. (3 слайд) ВСПОМИНАЙ!
Учащиеся читают вслух воспроизведенный ими текст.
Выполняют задание (устно)
1. Определение цветовой гаммы выделенных слов.
2. Каким общим грамматическим признаком объединены выделенные слова
(выделенные слова - имена существительные)
3. Назовите лишнее слово (парень – м.р.)
4. (Взаимопроверка) Самопроверка
Вывод: Что такое имя существительное? Назовите его морфологические признаки.
III. Актуализация темы урока.
1. Задание: Составьте и запишите предложения с именами существительными женского рода. (4 слайд)
Наиболее удачные предложения учитель предлагает написать на доске.
Примеры предложений (5 слайд)
1. Прохлада вечернего ветра вернула олененка к жизни.
2. Молодая поросль оленей имеет гордую стать.
2. Вопрос учителя:
- Что такое предложение?
После ответов учащихся предлагает прочитать определение предложения – (6 слайд)
Предложение – это законченная синтаксическая единица языка, несущая в себе какую-либо информацию, содержащая вопрос или побуждение к действию.
3. Обобщение раннее полученных знаний о предложении по опорному конспекту
4.Синтаксический разбор предложения (фронтальная работа):
Я более всего весну люблю, люблю разлив стремительным потоком. (8 слайд)
Вывод: Что такое предложение? На какие виды по структуре делятся предложения.
IV. Новая тема.
-Учитель обобщает ответы учащихся, сообщает тему и цель урока.
- Запись темы урока: Сложные предложения
- Объяснение нового материала (9 слайд).
(Можно поставить проблемный вопрос: чем предложение правого столбика отличаются от предложения левого столбика)
Учитель делает вывод, дает определение сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.
V. Закрепляющие упражнения. (10 слайд)
1. Задание
- Прочитай предложения, укажи, какие из них сложные, какие простые? Ответ докажи.
1. Начиналась гроза. Сверкнула молния, загрохотал гром, застучали по крышам дождевые капли.
2. Осенью перелетные птицы собираются в теплые края. Журавли улетают на юг, когда наступает осенью
3. Солнце скрылось за горизонтом, и мгла окутала землю.
- Проверь себя (11 слайд)
2. Задание (12 слайд)
Составьте из частей предложений сложные предложения.
Космонавт рассказал о своих наблюдениях. Геологи уехали в тундру
Кедровка обитает там
Хоккеисты победили в матче
потому что они упорно тренировались. где растут хвойные леса.
когда он вернулся на Землю.
чтобы найти месторождение газа.
- Проверь себя (13 слайд) - учащиеся сверяют выполненную работу с правильным вариантом упражнения
VI. Самостоятельная работа по учебнику: Упражнение 305, стр. 225
Вывод: Что такое предложение? Какие предложения называются простыми?
Какие предложения называются сложными?
Предложение – это законченная синтаксическая единица языка, несущая в себе какую-либо информацию, содержащая вопрос или побуждение к действию.
Простые предложения состоят из одной грамматической основы (подлежащее и сказуемое)
Сложные предложения состоят из двух и более предложений. Каждая часть имеет грамматическую основу. (15 слайд)
VII. Итог урока. (16 слайд)
“Учите русский – годы к ряду, с душой,
с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом!”
Сабир Абдулла.
- Оценивание знаний учащихся.
VIII. Домашнее задание. Упражнение 306, стр. 225-226. (17 слайд).
Объяснение задания к упражнению.