Цель:
- продолжить работу над формированием навыка чтения; формировать навык грамотного письма.
Учебные задачи:
- продолжить работу по развитию умения различать понятия “звук” и “буква”;
- формировать умения “видеть” букву;
- формировать умение прочитывать тексты, написанные разным шрифтом;
- продолжить работу над формированием правильного чтения;
- развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по развитию умения анализировать предложение, текст;
- прививать любовь к чтению;
- формировать познавательный интерес, потребность в здоровом образе жизни;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.
Тип урока:
- урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии:
- здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.
ОРГ.МОМЕНТ.
Аутогенная тренировка (улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал).
- Дети, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.
- Сегодня мы с вами будем не только учиться читать и писать слова, предложения с изученными буквами, но и продолжим говорить о красоте природе, о бережном к ней отношении.
- Где мы побывали? (В лесу, возле реки, на море, в горах.)
- Кто из вас хотел бы продолжить путешествие?
- Вспомним правила поведения в природе. (Не шумите на природе! Не ломайте ветви деревьев и кустарников! не оставляйте надписи на деревьях! Не ловите насекомых! Убирайте за собой мусор! берегите почву! Не берите в руки детёнышей диких животных! и т.д.) Почему так себя нужно вести.
- Путешествие будет не простым, подготовимся к нему.
Кинезиологические упражнения.
“Шапка размышлений” (Упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание.) Растираем ладошки до образования “тёплого комочка”, одеваем комочек на голову и мягко заворачиваем уши от верхней точки до мочки. Упражнение выполняем три раза.
“Ленивые восьмёрки” (Упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.) Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “Восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем повторяют эти движения обеими руками.
Аутогенная тренировка.
- Садитесь на дрожки. Я включаю машину времени. (Дети садятся в позу кучера. Слушают звуки природы.)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СООТНОСИТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ РЕЧИ С БУКВАМИ В СОСТАВЕ СЛОГОВЫХ МОДЕЛЕЙ.
- Итак, как вы думаете, куда сегодня перенесла нас машина времени?
- Верно, мы на лугу. Посмотрите, сколько здесь цветов. Но цветы не простые, внутри каждого цветка буква. Какие бы два “букета” мы могли составить? (Гласные, согласные)
- А в каждом букете цветы, на какие группы могли бы поделить? (Гласные: те, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука и твёрдость предшествующего согласного звука; согласные: те, которые обозначают звонкие звуки и глухие, парные и непарные, только твёрдый звук и твёрдый-мягкий звуки)
- Составьте из этих букв слоги. Перед тем, как мы запишем слоги, давайте вспомним правила письма.
Правила письма:
Знай начало каждой буквы,
Направление руки
И к началу каждой буквы
Штрих короткий напиши.
Гигиенические требования
Руки? – На месте.
Ноги? – На месте.
Локти? – У края.
Спина? – Прямая.
Тетрадь? – Наклонно.
- Итак, запишите:
1) слог с твёрдым согласным звуком
2) слог с мягким согласным звуком
3) слог опасное место
4) слог, в котором две буквы, но три звука
Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью).
- Прежде, чем отправиться дальше, давайте ещё раз насладимся красотой и ароматом этих цветов. Сядьте прямо, закройте глаза. Вдохните нежный аромат цветка не только носом, но и всем телом. Медленно выдохните.
Развитие зрительно-слухо-артикуляционных связей (упражнения, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка портретного распознавания слогов)
- На пути пригорок. Поднимемся на него, складывая слоги по обе стороны тропинки в слова. Запишем слова, которые у нас получились. Обозначим ударение. ( Слова: сова, репа, лисы, утка, выдра)
- Какое слово “лишнее” и почему? (Сова – в этом слове ударение падает на второй слог; репа – это слово обозначает овощ, а не животное; лисы – это слово стоит во множественном числе; утка – это слово начинается с гласного звука; выдра – в этом слове пять букв и 5 звуков).
Физминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
А потом наоборот.Дети ну лугу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И лучи детей согрели.Чудеса у нас на свете -
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали
И большими разом стали.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА”.
Трава – травинка.
- Что можно сказать об этих словах?
- Продолжите ряд однокоренных слов (травка, травушка, травяной).
- А я знаю ещё однокоренное слово – травник. Как вы думаете, какое значение имеет это слово? (Травник – книга по траволечению (показать); человек, который хорошо разбирается в травах; птица (показать фото))
- Что можно сказать о слове – травник? (Оно многозначное.)
Упражнение в восстановлении деформированного предложния.
- Посмотрите, кто это идёт нам навстречу. Да это же кузнечик Кузя, только вид у него печальный. Составлял Кузя для нас предложение про свои любимые цветы, но ветер подул, и все слова разлетелись. Давайте попробуем восстановить порядок слов в предложении. (На лугу растут ромашки)
- О чём это предложение?
- О каких цветах идёт речь?
- Что говориться о ромашках?
- Где они растут?
- Давайте запишем это предложение (вспомнить правила записи предложения).
- А вы знаете, что ромашка – это не только красивый цветок, но и полезное растение? (Отвар из цветков ромашек употребляют как средство от простуды, кашля, промывают им ранки, полощут горло, а если выпить чай с ромашкой вечером, то сон будет крепким и спокойным).
Гимнастика для глаз.
Мы читали, мы писали.
Глазки наши так устали,
Пусть немножко отдохнут,
В путь за паучком пойдут. (Используется тренажёрная таблица)
ФОРМИРОВАНИЕ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Но не только ромашка является украшением луга. Сейчас мы с вами будем читать текст, автор которого Генрих Сапгир. Знаком ли вам этот автор? ( Да, “Андрюша” - рассказ про котенка)
- Прочитайте ключевые слова и сделайте свои предположения, о чём мы будем читать? (Природа, душа, луг, лес, ветер.)
- Как вы понимаете значение слова душа?
Работа с текстом во время чтения (Р.Н.Бунеев и др. “Букварь”)
1 -2 пр.
- О чём размышляет писатель?
3 -4 пр.
- Когда автор приходит к этой мысли?
- Что можно сказать об авторе? (Внимательный, любящий природу)
5 пр.
- Какая душа у ромашки?
- С чем автор сравнивает ромашку? Почему?
- Почему же у ромашки душа весёлая? (Когда солнышко светит, на душе тепло, радостно, и автор ромашку сравнивает с солнцем)
6 пр.
- Какая душа у колокольчиков? Почему?
7 пр.
- Почему у цветка иван-да-марья две души? (Одна часть этого цветка жёлтая (это Марья), а другая – синяя (это Иван). Иван-да-Марья – это жених и невеста. Две души слились в одно целое)
8 пр.
- Как, по мнению автора, выглядит душа анютиных глазок?
9 пр.
- Почему автор так думает? (Клевер – неприхотливое растение. Является кормом для животных, домом для насекомых)
10 – 11 пр.
- Почему шиповник задумчиво радуется? (Шиповник – это растение приносящие полезные плоды)
12 – 13 пр.
- А у репейника какая душа? Почему? (Растёт везде, наперекор всему)
- Мы прочитали текст. Подтвердились ли наши предположения?
- Что нового узнали?
- Какова же, по-вашему, главная мысль текста? (В каждом цветке автор увидел свою собственную красоту, свою душу)
- Каждый ли человек способен на это? (Внимательный, любящий природу, наблюдательный, способный в обычном увидеть необычное, бережно относящийся к природе, добрый, любознательный, умеющий ценить красоту, умеющий открывать тайны природы).
ИТОГ УРОКА.
- Готовясь к уроку, я прочитала в одной книге слова, которые меня очень тронули: “Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. Я взял в руки жука, и жук умер у меня в ладонях. Я посадил птицу в клетку, и она погибла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
- Что значит прикоснуться сердцем?
При подготовке урока были использованы ресурсы Интернета.