Первое сентября. Школа. Торжественная линейка. Счастливые и немного взволнованные первоклассники. И у каждого из них множество мыслей: “я - школьник”, “моя учительница будет меня любить”, “все ребята в классе будут моими друзьями”, “получать я буду всегда только пятёрки”, “мне не нужно будет спать днём”, “я сам смогу купить пирожок в школьном буфете”. Проходит неделя, другая, месяц, и родители замечают, что ребёнок приходит из школы грустный, а иногда и со слезами, о выходных начинает мечтать с понедельника, в школу идёт без особой охоты. Обеспокоенные родители идут к учителю за советом и слышат фразу, которая приводит их в недоумение: ВАШ РЕБЁНОК БЫЛ НЕ ГОТОВ К ШКОЛЕ? Такой ответ обескураживает родителей: как же так, ведь их малыш сам себе читает сказки, и считает почти до ста, и даже уже пишет прописными буквами. Разве это не показатель готовности? В такой ситуации я цитирую Венгер Л.А. “Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться”.
Так что же такое готовность ребёнка к школе? И когда родителям нужно начинать готовить ребёнка к школе? В этой статье, я возьму на себя смелость дать родителям несколько рекомендаций по подготовке своего малыша к школе.
Во-первых, отвечу на вопрос, когда нужно начинать готовить ребёнка к школе? Думаю с рождения. Готовность ребёнка к школе – это, прежде всего определённый уровень развития: физического, интеллектуального, эмоционально-волевого. И развитием ребёнка нужно заниматься с первых дней его жизни. Совместные игры, действия с предметами, чтение сказок, привлечение к труду и самообслуживанию, обучение умению действовать по правилу – всё это ведёт за собой развитие. Но, тем не менее, самым важным считаю предшкольный год (5–6 лет). Именно в это время родителям необходимо обратиться за консультацией к специалистам (психологу, логопеду, педиатру, педагогу), которые проведут более детальную диагностику и дадут конкретные рекомендации по непосредственной подготовке к школе с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.
Само понятие готовности ребёнка к школе очень сложное и состоит из нескольких составляющих: физическое развитие (состояние здоровья, биологический возраст), социальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность. Но я хотела бы затронуть один из наиболее важных компонентов – педагогическая готовность, которая предполагает не только формирование у ребёнка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков, но и поможет стать успешным и самостоятельным учеником. Работа должна идти в четырёх направлениях:
- подготовка к обучению грамоте, развитие речи и речевого общения;
- подготовка к обучению математике, формирование первоначальных математических компетенций;
- познавательное развитие;
- развитие крупной и мелкой моторики.
Подготовка к обучению грамоте, развитие речи и речевое общение предполагает умение правильно произносить все звуки русского языка, слышать, выделять эти звуки в слове, определять местоположение звука в слове. Объясните в чём отличите звука от буквы. Учите говорить ребёнка простыми, но распространёнными предложениями, при необходимости помогайте правильно выстроить сложное предложение. Учите поддерживать диалог и составлять связный рассказ из 3 – 5 предложений по сюжетной картинке. Общайтесь с ребёнком много и обо всём, так вы обогатите речь ребёнка лексически.
Подготовка к обучению математике, формирование первоначальных математических компетенций предполагает умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, цвету, размеру, форме. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве относительно себя, объединять предметы в группы и выделять часть из целого. Познакомьте с разнообразием геометрических фигур, учите распознавать их в окружающем мире. Научите называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. Покажите, как правильно продолжить заданную закономерность и научите составлять собственную.
Познавательное развитие предполагает наличие представлений о природе, своём городе, стране; умение задавать вопросы и устанавливать причинно-следственные связи. Научите ребёнка реализовывать собственные замыслы в различных видах деятельности. А самое главное осуществлять деятельность по образцам и правилам. Обращайте внимание на темп и ритм работы.
Развитие крупной и мелкой моторики предполагает рисование, срисовывание образцов, обведение по контуру, вырезание по контуру из бумаги, лепку из пластилина, бисероплетение, нанизывание бус. Приобретите ребёнку кубики, мозаику, конструктор. Но при этом не забывайте про занятия физической культурой: лазание, метание, прыжки, игры в мяч, катание на лыжах и др. Всё это имеет неоспоримое значение для общего развития ребёнка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением психической деятельности, оказывают взаимообратное влияние на развитие мозговых структур. А уровень сформированности движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребёнка.
Каждый родитель должен помнить о том, что успешность вхождения в ритм школьной жизни, учебные успехи и эмоционально-психологическое самочувствие ребёнка в школе напрямую зависят от того, как подготовлен будущий ученик к школе ВСЕМ дошкольным периодом. Желание пойти в школу и желание учиться – это не одно и то же. Родителям необходимо рассказывать детям о школе, о том, что значит быть школьником, об учителях, о знаниях, приобретаемых в школе, об интересных занятиях. Помните, как бы хорошо ребёнок не умел читать, писать и считать до школы – это не показатель успешности дальнейшего его обучения. Стремление соблюдать школьные правила и обязанности, умение слышать и слушать, действовать по правилу и образцу, является основой готовности ребёнка к школе. А успешность ребенка в школьном обучении зависит от качества процесса психолого-педагогического сопровождения на этапе подготовки ребенка к школе, который предполагает проведение всех видов и форм работы. Работа с детьми:
1. Диагностика: диагностика показателей школьной готовности.
2. Коррекционно-развивающая работа: осуществление программы по формированию школьной готовности.
Работа с родителями:
1. Диагностика: анкетирование родителей с целью выявления наличия гиперактивных детей, изучения показателей развития дошкольников, сбора первичной информации о ребенке и семье.
2. Коррекционно-развивающая работа: индивидуальная коррекция родительских установок.
3. Консультирование: индивидуальное и групповое консультирование по формированию учебной деятельности и развитию познавательной мотивации.
4. Просветительская работа: распространение памяток, бюллетеней и методических рекомендаций по оптимизации подготовки ребенка к школе.
Работа с педагогами:
1. Консультирование: индивидуальное и групповое консультирование по формированию учебной деятельности и развитию познавательной мотивации будущих первоклассников.
2. Просветительская работа: распространение памяток, бюллетеней и методических рекомендаций по оптимизации подготовки ребенка к школе, а также по формированию эффективного взаимодействия с родителями.
Данная работа должна проводится при условии обязательной организации педагогической системы сопровождения, которая предназначена квалифицированно выстраивать, помощь ребенку в подготовке к школьному обучению.