Интегрированная работа специалистов – современный подход к адаптации к школе детей с проблемами здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


1 сентября - день радости и тревог, новых впечатлений и порой, новых разочарований, день, когда ребенок первый раз остается один на один со своим жизненным опытом, накопленными знаниями, сформированными умениями и неизвестными ему пока взрослыми.

Хорошо ли будет малышу в школе?

Найдет ли он себе друзей в классе?

Как сложатся отношения с учителем?

Интересно ли будет учиться?

Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей первоклассников и тревожат самих детей.

Адаптация к школе - процесс сложный и не для всех детей проходит безболезненно. В школу приходят очень разные дети из различных семей, с разным социальным и материальным положением, традициями, отношением к детям, разными возможностями, жизненными целями и задачами.

С каждым годом увеличивается количество детей с разнообразными заболеваниями, что ставит перед школой еще одну задачу: сохранить здоровье ребенка как физическое, так и психическое.

В нашей школе обучаются дети с различными хроническими соматическими заболеваниями и дети - инвалиды.

Это заболевания сердечно- сосудистой системы, системы органов дыхания, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие заболевания детей сохранным интеллектом.

При работе с такими детьми особенно важно не допустить возникновения вторичных нарушений, поэтому процессу адаптации первоклассника к школе наши специалисты уделяют особое внимание.

Мы создаем оптимальные психолого-педагогические условия для детей, с помощью взаимосвязанных мероприятий, направленных на преодоление трудностей адаптационного периода.

Чтобы сократить ребенку школьную нагрузку и увеличить эффективность работы с ним, мы широко применяем интегрированный подход. Специалисты нашей школы (психолог, учитель - логопед, учитель- дефектолог) взаимодействуют на всех этапах работы с ребенком и все возможные мероприятия проводятся совместно. Это и диагностика и определение формы обучения ребенку (в нашей школе их три: индивидуальная, групповая и классно-урочная), и составление индивидуальных карт, и коррекционно-развивающая работа.

Хотелось бы остановиться подробнее на такой форме совместной, деятельности специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) как интегрированные коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1 и 2 классов.

Задуманы были эти занятия для безболезненной адаптации детей к школе, но, в дальнейшем, практика показала, что здесь можно решать самые разнообразные задачи: психо - коррекционные, речевые, дефектологические, развивающие.

Так как занятия проводятся сразу двумя специалистами - педагогом-психологом и учителем- дефектологом, вдвое уменьшается нагрузка на ребенка, что снижает его общую утомляемость. Основная цель-развитие коммуникативных навыков, овладение системой общественных отношений и нормами поведения, навыками самоконтроля, саморегуляции, снижение школьной тревожности.

На занятиях дети овладевают умением выходить из сложных новых ситуаций, учатся общаться между собой, разрешать конфликтные ситуации, учатся не теряться в незнакомых обстоятельствах, сознавать свою самоценность. Дети говорят о своих проблемах, слушают других, самовыражаются в творчестве, овладевают способами саморегуляции и релаксации.

Взрослые на занятии являются не только ведущими, но и непосредственными участниками на всех этапах. Они также играют, рисуют, говорят о своих эмоциях и ощущениях.

Каждое занятие включает себя:

  • Обсуждение проблемной ситуации, где предлагаются возможные выходы из нее.
  • Игры, направленные на развитие коммуникативных функций и сплочение группы;
  • Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы детей;
  • Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти;
  • Речевые игры и упражнения, включающиеся в себя логоритмику, артикуляционную гимнастику, формирование связной речи и т.д.;
  • Творческую деятельность по заданной теме (это и рисование, и танец, и аппликация, и конструирование и др.);
  • Элементы дыхательной гимнастики.
  • Элементы релаксации.

Занятие проходит в виде динамической смены игр и игровых ситуаций. Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способность детей к общению. В коррекционной работе значение игры трудно переоценить.Положительные эмоции способны снимать последствия отрицательных. Нервная система ребенка может выдержать большие эмоциональные нагрузки при условии, что периоды высшего напряжения не слишком длительны. Поэтому создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного занятия.

Мы в своих занятиях применяем элементы музыкотерапии. Музыка на разных этапах занятия помогает успокоить, или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать, способствует отреагированию эмоций, способствует установлению и развитию межличностных отношений. В результате улучшается концентрация внимания, создаются условия для эмоционального диалога с группой, улучшается эмоциональный фон. (Нами используется музыка Моцарта, Чайковского, детские песенки, диски с записями природных шумов).

Комплектование в группы происходит по результатам диагностики первоклассников.

Дети с повышенным уровнем тревожности, дефицитом внимания, проблемами с речью, письмом и другими проблемами требуют особого внимания специалистов. Желательно, чтобы в группе было не более 10 человек. Это оптимальное количество для достижения всех поставленных задач при условии, что работают двое взрослых.

Наш курс занятий включает в себя 10-15 занятий в первом классе и столько же во втором.

После каждого блока занятий проводится анализ совместной деятельности специалистов, и очередная диагностика детей. После этого выстраивается деятельность следующего блока.

Конечно школа, даже такая особенная как наша, не может решить всех проблем ребенка..., но мы даем малышу возможность поверить в свои силы, увидеть, что он не один, и показать ребенку, что он индивидуален и эта самая индивидуальность делает всех нас непохожими друг на друга . Это то, в чем и заключается разнообразие жизни, и что делает нас интересными и неповторимыми друг для друга.

Используемая литература.

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. М.1987.
  2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.1973.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М.1983
  4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.1986.
  5. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. М. 2004.
  6. Прихожан А.М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе. М.1994.
  7. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.М.2003. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М.2004.
  8. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.М.2003.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.2001.
  10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.1991.
  11. Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.1997.
  12. Субботина Л. Детские фантазии. Екатеринбург.2006.
  13. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии.М.2004.

Пример занятия

Тема "ДРУЖБА"

Цели. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников.

Задачи

  • Развивать фонематическое восприятие
  • Формировать фразовую речь
  • Продолжать развивать внимание, мышление, воображение, связную речь

Оборудование

  • Лист ватмана с изображением "сквиггл"
  • Фломастеры:
  • Диск "Звуки природы"
  • Карточки с буквами, составляем слово "Дружба" (или другое)
  • Свеча в безопасном подсвечнике"
  • Ковер на полу
  • Музыкальный центр

Структура занятия

1. Организационный момент - 2 мин. Игра - приветствие "Ласковое имя". В процессе игры, создается положительный эмоциональный настрой, идет речевая работа.

2. Беседа о дружбе и друзьях - 7 мин. Примерные вопросы для беседы:

  • Дружба - это важно, как вы думаете?
  • А что это такое по вашему мнению?
  • У вас есть друзья? Кто они назови их? Их много?
  • Дружить легко? Или бывает трудно? Почему?
  • Кого можно назвать своим другом?
  • А что надо делать, чтобы самому быть хорошим другом?
  • Бывают среди друзей ссоры? Что тогда надо делать?
  • А что очень сближает людей?

Предлагаем на сегодняшнее занятие все делать вместе, сообща.

3. Подвижная игра - 3 мин. "Стихии" (работа с произвольным вниманием). Правила: ведущий говорит "воздух" - руки вверх, "земля" - руки вниз, "вода" - домик над головой, "огонь" - руками делаем фонарики.

4. Дыхательная гимнастика + релаксация - 5 мин. (цель - нормализация дыхания). Предлагаем лечь кто как хочет, представить себе волшебный лес, дышать глубоко и спокойно. Фон - природные шумы "Тропический лес". Глаза закрыты (дети расслабляются, сосредотачиваются на создаваемых образах; активизируется фонематический слух, вычленяются отдельные звуки, их идентификация, работает воображение, представление) развивается фантазия в сфере звуковых образов. После спрашиваем, что дети услышали, что в этот момент представляли?

5. Упражнение "Сквиггл" - 10 мин. Предлагаем поиграть в волшебников. На отдельном листе ватмана черным изображаем кривые короткие линии, углы, и т.д. Детям предлагаем с помощью фломастеров превратить это во что-нибудь (развивается воображение, мелкая моторика, умение работать вместе, радоваться работе товарища, развивается способность к совместному творчеству.. Обсуждается нарисованное.

6. Пальчиковая гимнастика с речью - 3 мин. (развитие мелкой моторики, логоритмика) "Веселый кролик Бани резвился на поляне:"

7. Детям раздаются карточки с буквами - 4 мин. "Какое слово можно составить из всех этих букв?" Составляем слово "Дружба". (развивается мышление (сравнение, анализ), умение действовать сообща).

8. Итог занятия "Свеча дружбы" - 5 мин.

Зажигаем свечу в безопасном подсвечнике (все сидят на полу в кругу). Передавая свечу по кругу, обмениваемся впечатлениями. Приходим к выводу, что все, что сегодня делали на занятии было очень весело, т.к. делали вместе и дружно и что мы еще больше сдружились. (создается положительный психо-эмоциональный настрой, развивается связная речь, формируется доброжелательное отношение ко всем присутствующим).

9. Прощание - 2 мин. Игра "Ласковое имя" как и в начале. "До свидания, Машенька" и т.д. по кругу.