1 сентября - день радости и тревог, новых впечатлений и порой, новых разочарований, день, когда ребенок первый раз остается один на один со своим жизненным опытом, накопленными знаниями, сформированными умениями и неизвестными ему пока взрослыми.
Хорошо ли будет малышу в школе?
Найдет ли он себе друзей в классе?
Как сложатся отношения с учителем?
Интересно ли будет учиться?
Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей первоклассников и тревожат самих детей.
Адаптация к школе - процесс сложный и не для всех детей проходит безболезненно. В школу приходят очень разные дети из различных семей, с разным социальным и материальным положением, традициями, отношением к детям, разными возможностями, жизненными целями и задачами.
С каждым годом увеличивается количество детей с разнообразными заболеваниями, что ставит перед школой еще одну задачу: сохранить здоровье ребенка как физическое, так и психическое.
В нашей школе обучаются дети с различными хроническими соматическими заболеваниями и дети - инвалиды.
Это заболевания сердечно- сосудистой системы, системы органов дыхания, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие заболевания детей сохранным интеллектом.
При работе с такими детьми особенно важно не допустить возникновения вторичных нарушений, поэтому процессу адаптации первоклассника к школе наши специалисты уделяют особое внимание.
Мы создаем оптимальные психолого-педагогические условия для детей, с помощью взаимосвязанных мероприятий, направленных на преодоление трудностей адаптационного периода.
Чтобы сократить ребенку школьную нагрузку и увеличить эффективность работы с ним, мы широко применяем интегрированный подход. Специалисты нашей школы (психолог, учитель - логопед, учитель- дефектолог) взаимодействуют на всех этапах работы с ребенком и все возможные мероприятия проводятся совместно. Это и диагностика и определение формы обучения ребенку (в нашей школе их три: индивидуальная, групповая и классно-урочная), и составление индивидуальных карт, и коррекционно-развивающая работа.
Хотелось бы остановиться подробнее на такой форме совместной, деятельности специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога) как интегрированные коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1 и 2 классов.
Задуманы были эти занятия для безболезненной адаптации детей к школе, но, в дальнейшем, практика показала, что здесь можно решать самые разнообразные задачи: психо - коррекционные, речевые, дефектологические, развивающие.
Так как занятия проводятся сразу двумя специалистами - педагогом-психологом и учителем- дефектологом, вдвое уменьшается нагрузка на ребенка, что снижает его общую утомляемость. Основная цель-развитие коммуникативных навыков, овладение системой общественных отношений и нормами поведения, навыками самоконтроля, саморегуляции, снижение школьной тревожности.
На занятиях дети овладевают умением выходить из сложных новых ситуаций, учатся общаться между собой, разрешать конфликтные ситуации, учатся не теряться в незнакомых обстоятельствах, сознавать свою самоценность. Дети говорят о своих проблемах, слушают других, самовыражаются в творчестве, овладевают способами саморегуляции и релаксации.
Взрослые на занятии являются не только ведущими, но и непосредственными участниками на всех этапах. Они также играют, рисуют, говорят о своих эмоциях и ощущениях.
Каждое занятие включает себя:
- Обсуждение проблемной ситуации, где предлагаются возможные выходы из нее.
- Игры, направленные на развитие коммуникативных функций и сплочение группы;
- Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы детей;
- Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти;
- Речевые игры и упражнения, включающиеся в себя логоритмику, артикуляционную гимнастику, формирование связной речи и т.д.;
- Творческую деятельность по заданной теме (это и рисование, и танец, и аппликация, и конструирование и др.);
- Элементы дыхательной гимнастики.
- Элементы релаксации.
Занятие проходит в виде динамической смены игр и игровых ситуаций. Игра корректирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способность детей к общению. В коррекционной работе значение игры трудно переоценить.Положительные эмоции способны снимать последствия отрицательных. Нервная система ребенка может выдержать большие эмоциональные нагрузки при условии, что периоды высшего напряжения не слишком длительны. Поэтому создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного занятия.
Мы в своих занятиях применяем элементы музыкотерапии. Музыка на разных этапах занятия помогает успокоить, или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать, способствует отреагированию эмоций, способствует установлению и развитию межличностных отношений. В результате улучшается концентрация внимания, создаются условия для эмоционального диалога с группой, улучшается эмоциональный фон. (Нами используется музыка Моцарта, Чайковского, детские песенки, диски с записями природных шумов).
Комплектование в группы происходит по результатам диагностики первоклассников.
Дети с повышенным уровнем тревожности, дефицитом внимания, проблемами с речью, письмом и другими проблемами требуют особого внимания специалистов. Желательно, чтобы в группе было не более 10 человек. Это оптимальное количество для достижения всех поставленных задач при условии, что работают двое взрослых.
Наш курс занятий включает в себя 10-15 занятий в первом классе и столько же во втором.
После каждого блока занятий проводится анализ совместной деятельности специалистов, и очередная диагностика детей. После этого выстраивается деятельность следующего блока.
Конечно школа, даже такая особенная как наша, не может решить всех проблем ребенка..., но мы даем малышу возможность поверить в свои силы, увидеть, что он не один, и показать ребенку, что он индивидуален и эта самая индивидуальность делает всех нас непохожими друг на друга . Это то, в чем и заключается разнообразие жизни, и что делает нас интересными и неповторимыми друг для друга.
Используемая литература.
- Бадалян Л.О. Невропатология. М.1987.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.1973.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. М.1983
- Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М.1986.
- Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. М. 2004.
- Прихожан А.М. Психологический справочник или как обрести уверенность в себе. М.1994.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.М.2003. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М.2004.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.М.2003.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.2001.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.1991.
- Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.1997.
- Субботина Л. Детские фантазии. Екатеринбург.2006.
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии.М.2004.
Пример занятия
Тема "ДРУЖБА"
Цели. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников.
Задачи
- Развивать фонематическое восприятие
- Формировать фразовую речь
- Продолжать развивать внимание, мышление, воображение, связную речь
Оборудование
- Лист ватмана с изображением "сквиггл"
- Фломастеры:
- Диск "Звуки природы"
- Карточки с буквами, составляем слово "Дружба" (или другое)
- Свеча в безопасном подсвечнике"
- Ковер на полу
- Музыкальный центр
Структура занятия
1. Организационный момент - 2 мин. Игра - приветствие "Ласковое имя". В процессе игры, создается положительный эмоциональный настрой, идет речевая работа.
2. Беседа о дружбе и друзьях - 7 мин. Примерные вопросы для беседы:
- Дружба - это важно, как вы думаете?
- А что это такое по вашему мнению?
- У вас есть друзья? Кто они назови их? Их много?
- Дружить легко? Или бывает трудно? Почему?
- Кого можно назвать своим другом?
- А что надо делать, чтобы самому быть хорошим другом?
- Бывают среди друзей ссоры? Что тогда надо делать?
- А что очень сближает людей?
Предлагаем на сегодняшнее занятие все делать вместе, сообща.
3. Подвижная игра - 3 мин. "Стихии" (работа с произвольным вниманием). Правила: ведущий говорит "воздух" - руки вверх, "земля" - руки вниз, "вода" - домик над головой, "огонь" - руками делаем фонарики.
4. Дыхательная гимнастика + релаксация - 5 мин. (цель - нормализация дыхания). Предлагаем лечь кто как хочет, представить себе волшебный лес, дышать глубоко и спокойно. Фон - природные шумы "Тропический лес". Глаза закрыты (дети расслабляются, сосредотачиваются на создаваемых образах; активизируется фонематический слух, вычленяются отдельные звуки, их идентификация, работает воображение, представление) развивается фантазия в сфере звуковых образов. После спрашиваем, что дети услышали, что в этот момент представляли?
5. Упражнение "Сквиггл" - 10 мин. Предлагаем поиграть в волшебников. На отдельном листе ватмана черным изображаем кривые короткие линии, углы, и т.д. Детям предлагаем с помощью фломастеров превратить это во что-нибудь (развивается воображение, мелкая моторика, умение работать вместе, радоваться работе товарища, развивается способность к совместному творчеству.. Обсуждается нарисованное.
6. Пальчиковая гимнастика с речью - 3 мин. (развитие мелкой моторики, логоритмика) "Веселый кролик Бани резвился на поляне:"
7. Детям раздаются карточки с буквами - 4 мин. "Какое слово можно составить из всех этих букв?" Составляем слово "Дружба". (развивается мышление (сравнение, анализ), умение действовать сообща).
8. Итог занятия "Свеча дружбы" - 5 мин.
Зажигаем свечу в безопасном подсвечнике (все сидят на полу в кругу). Передавая свечу по кругу, обмениваемся впечатлениями. Приходим к выводу, что все, что сегодня делали на занятии было очень весело, т.к. делали вместе и дружно и что мы еще больше сдружились. (создается положительный психо-эмоциональный настрой, развивается связная речь, формируется доброжелательное отношение ко всем присутствующим).
9. Прощание - 2 мин. Игра "Ласковое имя" как и в начале. "До свидания, Машенька" и т.д. по кругу.