Интерактивный урок изобразительного искусства и литературы

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

Образовательные:

  • учить создавать сюжетную композицию на заданную тему, проявлять компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений;
  • продолжать формировать навыки в рисовании фигуры человека.

Развивающие:

  • развивать творческое отношение к выполнению задания;
  • развивать навыки работы с художественными материалами в технике живописи и графики;
  • развивать умение передавать своё настроение и отношение к сюжету, с использованием знаний образа человека определённой исторической эпохи;
  • привлечь учащихся к сути обсуждаемых понятий, их многозначности; совершенствовать речевые умения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству;
  • воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость.

Методы: беседа, анализ стихов, объяснение учителя, прослушивание музыкального отрывка.

Оборудование: запись отрывка из оперы П.И. Чайковского “Щелкунчик”, репродукция картин, изображающих ангелов, стихотворение Ф.М. Достоевского “Божий дар”, В.А. Моцарт “Музыка ангелов”.

Конспект урока

Красота спасёт мир, но кабы добра она была.
Ф.М. Достоевский

Организационный момент. Сегодня, ребята, мы будем с вами создавать иллюстрацию к стихотворению М.Ф. Достоевского “Божий дар”. Но перед этим, мне хотелось с вами поговорить на тему добра, красоты, любви.

Что есть красота. Почему писатель сказал, что красота спасёт мир. От чего его нужно спасть?

Ученик. В мире очень много зла: войны, террористические акты, наркотики, алкоголизм, болезни, поступки людей.

Учитель. Правильно, но мы также своими руками уничтожаем мир, его красоту. Красота спасёт мир. В этой фразе заключена надежда в то, что в мире всё же есть то, что может его спасти. Что это?

Учащиеся. Это красота природы, красота человека.

Учитель. Но не все люди красивые. Ведь есть человек совершенно обычный внешне, а к нему все тянутся, восхищаются им. Значит не во внешности дело. Речь идёт о душевной красоте, внутренней, отсюда ясно, что положительные мысли, искреннее счастье, чистота души – это и есть красота. Какие проявления такой красоты вы знаете?

Учащиеся. Любовь к людям, справедливость, честность, порядочность.

Учитель. Правильно, любовь к миру, доброта, щедрость. Писатель говорит о красоте и совершенстве духа человеческого. Такой человек с открытой, чистой душой может спасти мир от зла. Достоевский хотел, чтобы каждый из нас был чистым душой. Чистота души – это и есть красота. Красоту творит доброта.

Нужно просто радоваться жизни, восхищаться капелькой росы, звёздами на ночном небе. Не отвечать злом на зло. Помогать всем и не ждать за это награды. При этом не важничать, не гордиться. На вашу долю выпадет много испытаний. Но добрую душу не сломать, она в них только становится крепче, совершенствуется. Вы будете счастливыми, если чисты будут ваши поступки, мысли, отношения.

О таком мальчике, с доброй душой, мне хотелось бы прочитать рождественское стихотворение Ф.М. Достоевского “Божий дар”. /Чтение стихотворения/.

Божий дар

Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
Как пойдёшь через ельник,-
Он с улыбкою сказал,-
Ёлку срубишь и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне.
И смутился Ангел-крошка:
Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?
Сам увидишь, - Бог ответил.
И Небесный Гость пошёл.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вёл.
Вскинув ёлочку на плечи,
Ангел с радостью идёт…
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Ёлки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить.
Чтоб узнать, кому он должен
Ёлку Божью подарить,
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде Божьей ёлки,
Всё забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: Я ёлки стою!,
Кто корит за то его:
Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!
Нет, я ёлочки достойна
И достойнее других!
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Ёлку Божью озирает, -
И с восторгом говорит.
Ёлка! Ёлочка! - захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой ёлки недостоин
И она не для меня…
Но неси её сестрёнке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит ёлочки она!
Пусть не плачется напрасно!
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Ёлку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звёзды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви ёлочки впились.

Ёлка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумлённый мальчуган...
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слёз,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принёс.

Звучит отрывок из оперы Чайковского “Щелкунчик”.

Учитель. Ребята, какое впечатление на вас произвели эти произведения? Может быть, вы узнали музыкальный отрывок и композитора? Какой эмоциональный характер несут эти произведения?

Учащиеся. Это “Щелкунчик” Чайковского. Оба произведения несут торжественный, праздничный, яркий характер. Эти события происходят в сочельник, день перед рождеством Христовым. Событие очень светлое, тихое, волшебное, прекрасное.

Учитель. Давайте вспомним содержание стихотворение и проанализируем его.

Учащиеся. Бог посылает ангела на землю с подарком-ёлочкой для самого хорошего ребёнка. Ангел-крошка видит множество красиво одетых детей и взрослых. Он ходит из дома в дом, но не может найти доброго душой ребёнка.

Учитель. Почему? Ведь столько детей. Почему ангел уходит?

Учащиеся. Божьему посланнику не нравятся эти дети, так как они кричат, толкают, перебивают друг друга, важничают, злятся.

Учащиеся. Ангел грустит и уходит, от того, что дети хвастливы, завистливы, любят только самих себя.

Учитель. Но ангел всё-таки сделал выбор, подарил ёлочку мальчику. Почему именно ему?

Учащиеся. Ребёнок сказал, что он подарка не достоин. Но у него есть больная сестрёнка, вот она подойдёт. Мальчик хлопотал не за себя. Он попросил сделать радость ей. Ангел подарил ёлочку, с неба слетели звёзды. Елочка зажглась – это был божий знак. Крошка увидел в ребёнке истинно красивую добрую душу.

Учитель. Ребята, сегодня нам надо сделать иллюстрацию к этому произведению. Как вы сами видите сюжетов много.

Учащиеся. Можно нарисовать ангела, который идёт по городу и несёт ёлку. Крошка-ангел разговаривает с детьми. Можно изобразить разговор мальчика с ангелом.

Учитель. Всё правильно, а если вы придумаете развитие сюжета, то это будет замечательно. Вы знаете, что рисовать. А теперь подумаем как. Составим алгоритм действий:

- очень важно продумать композиционный центр, который выделяется тоном, размером, направлением движения линий, подробной проработкой деталей;

- продумать ритмическую организацию листа;

- продумать колорит или тон, если вы будете работать тушью. Помните, что при графическом выполнении работы важны контур – линейная основа и проработка тона и объёма;

- очень важны цельность стилевого решения, авторский подход, отражения содержания стихотворения.

Напоминаю, что действие происходит в 19 веке вам нужно продумать о костюмы детей, одежду крошки-ангела. В этом вам помогут репродукции картин художников разных эпох.

Практическая работа.

Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского “Щелкунчик”.

Дети выбирают самостоятельно средства изображения иллюстрации. /Тушь, акварель, гуашь, цветные карандаши, шариковую ручку/.

По ходу работы педагог даёт советы и рекомендации.

Подведение итогов, выставка работ.

Выбор всеми учащимися лучших работ. Автору предлагается дать описание своей работе, отвечая на такие вопросы:

- Какая работа по характеру, подбери эпитеты /задумчивая, печальная, весёлая, торжественная, серьёзная и т.д./;

- Cопоставь общее настроение композиции с цветовыми доминантами, цветами дополняющие главные.