Экологические проблемы в современном обществе приобрели первостепенное значение. Разрешение их возможно только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности ребенка, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, окружающему миру, развивает у детей чувство общности с живой природой.
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение к природе не ограничено какой-либо одной сферой действительности – оно касается всего, что освоил человек.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченной возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
Цель работы:
- Развитие экологической воспитанности дошкольников на музыкальных занятиях
Задачи :
- Освоение экологических представлений посредством музыки
- Развитие познавательных умений на музыкальных занятиях
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным
Виды музыкальной деятельности
Восприятие музыки:
- Восприятие музыки, специально созданной для слушания
- Восприятие музыки в связи с ее исполнением
- Музыкально-дидактические игры на экологическую тему
Исполнительство:
Пение
- Музыкально-ритмические движения
- Игра на музыкальных инструментах
Творчество:
- Песенное творчество
- Музыкально-игровое и танцевальное творчество
- Импровизация на детских музыкальных инструментах
Восприятие музыки
Задачи:
Раскрыть изобразительные и выразительные возможности музыки и музыкальных инструментов, объяснить как музыкальными средствами можно отразить различные природные явления, передать настроение, созвучное картине природы:
- любование ее красотой, завороженность (“Росинки”С.М.Майкопара);
- тревогу, смятение (“Зимнее утро”П.И.Чайковского);
- могущество, силу(“Море”Н.А.Римского-Корсакова);
- чистоту, нежность, беззащитность (“Подснежник”П.И.Чайковского из цикла “Времена года”, “Лебедь” К.Сен-Санс);
- образы животных, насекомых, птиц (“Карнавал животных” К.Сен-Санс, “Петя и волк”С.Прокофьев, “Полет шмеля”Н.Римский-Корсаков, “Бабочки”Ф.Куперен, “Щелкунчик”П.Чайковский, “Песня жаворонка”П.Чайковского);
- явления природы (А.Вивальди “Времена года”) и т.д.
Исполнительство
Пение:
Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие , понимание. В рамках освоения экологических представлений у детей песня является средством воспитания любви к природе, животным, птицам, бережного к ним отношения.
Музыкальный репертуар:
- “Соловушка” муз.Н.Лукониной, сл.Л.Чадовой;
- “Во поле береза стояла” рнп,
- “По малину в сад пойдем” муз.А.Филиппенко
- “Падают листья”муз.М.Красева,
- “Зимушка-зима”муз.Вахрушевой и т.д.
Музыкально-ритмические движения:
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним.
- Музыкальный репертуар:
- Хоровод “Березка” Р.Рустамова
- Танец цветов (по выбору педагога)
- Игра “Васька-кот” укр.нар.мел.
- Упражнение “Ветерок-ветер”
- Игра “Цветок-Сардаана” як.нар.мел. и т.д.
Творчество
Детское музыкальное творчество – это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка самовыражение. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Таким образом, творческие импровизации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности.
Музыкальный репертуар:
1. Задание “Сыграй “дождик” на металлофоне”
2. Выразительно передать характерную особенность персонажа (“Хитрая лиса”, “Злой комар”, “Трудолюбивый муравей” и т.д.)
3. Придумай движения хоровода “Березка” по тексту и т.д.
Праздники
Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Праздников дети ждут с нетерпением, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. Праздник уводит детей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
Экологические праздники помогают педагогам не только заинтересовать детей сюжетом и необычными персонажами, но и помочь им осознать себя частицей целого мира.
Наши души как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко – и семечко проросло! Всем нужна забота – и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота природы!