Тема “Безударные гласные в корне, проверяемые ударением” является одной из самых сложных не только для учащихся начальной школы, но и для учащихся всех возрастов. Причина этому – недостаточный словарный запас школьников, неумение выделить корень слова, зачастую непонимание смысла слова. Мониторинг контрольных работ в начальной и средней школе показывает, что большинство ошибок приходится именно на эту орфограмму. Поэтому работа по овладению этой сложной темой должна вестись целенаправленно на каждом уроке русского языка, особенно в начальном звене.
На первом этапе знакомства с орфограммой учитель даёт задания, связанные с умением находить и выделять в словах корень. Эта задача непростая, так как учащиеся должны понимать смысл слов. Умение находить однокоренные слова, подбирать проверочное – вот таков прогнозируемый результат этой работы.
В начальной школе у детей быстро угасает интерес к учёбе, если он не подкреплён какими-то игровыми моментами. Внимание быстро рассеивается, исчезает сосредоточенность. Поэтому учитель должен стараться ввести в задания элемент соревнования, игры.
Предлагаю несколько приёмов и заданий, которые заинтересуют учащихся и помогут избежать усталости школьников на уроке.
Каждый урок начинается с сообщения темы. Пусть учащиеся сами отгадают тему урока. Учитель предлагает из слов, написанных на доске столбиком, выписать корни, тогда они узнают тему. Слова: какой, проверочный, огласить, укоренять.
Учитель предлагает выписать корень из первого слова, затем выписать корень с приставкой -ПРО из второго и подставить к нему –ИТЬ, затем выписать корень из третьего слова, подставить к нему суффикс –Н- и окончание – УЮ, подставить предлог В, выписать корень из последнего слова и подставить к нему Ь. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, и уже эта предварительная работа помогает закрепить знания о составе слова.
Каждый учитель начальной школы работает с раздаточным, дидактическим материалом. Карточки с гласными буквами, которые должны быть у каждого ученика, тоже помогают восприятию слов на слух, развивают внимание, быстроту реакции, вызывают интерес. Видов работы с карточками очень много. Можно предложить такой вид работы: учитель предлагает показывать гласную в корне тех слов, которые диктуются педагогом, по рядам. Тот ряд, в котором никто не допустил ошибки, готовит следующее задание всему классу.
Например, каждый из ряда победителей диктует по одному слову с безударной гласной в корне, а учащиеся с других рядов по цепочке выходят и записывают эти слова на доске. Конечно, это задание проводится уже на следующем уроке, чтобы ребята могли подготовиться.
Следующее задание, помогающее разобраться учащимся с данной орфограммой, - игра “Найди родню”. Это соревнование: кто больше найдёт однокоренных слов к различным словам, данным учителем и записанным на доске. Это могут быть слова ЗВЕЗДА, НЕБО и другие. После записи слов в тетрадь можно дать задание составить предложение с любым из полученных слов, и эта работа по развитию речи тоже должна проводиться на каждом уроке.
Часто учителя используют игру – эстафету: один ученик от каждого ряда идёт к доске и записывает слово с безударной гласной в корне. Когда ученик садится за парту, выходит другой и так далее. В результате этой работы каждый ученик на уроке поработает у доски Победителем считается тот ряд, учащиеся которого правильно написали слова и не повторяли корни слов.
С появление в классах компьютера работа по изучению любой орфограммы может проходить быстро, интересно и с пользой для учащихся. Например, на экран выводятся слова с пропущенной гласной в корне. Учащиеся списывают их в тетрадь, подбирая проверочное, а потом один из учеников садится за компьютер и вставляет буквы в слова. Класс таким образом проверяет себя.
С помощью компьютера можно давать тексты для выборочного списывания слов с безударной гласной в корне.
У учащихся всегда вызывает интерес игра “Четвёртый лишний” или “Игра-молчанка”. Можно называть этот приём работы по-разному, суть одна: ученик записывает под диктовку учителя четыре слова в столбик, одно из них отличается правописанием, это слово надо подчеркнуть. Слова можно записать на доске, можно вывести на экран.
С помощью компьютера также очень удобно и быстро можно провести цифровой диктант. Этот вид работы проводится тогда, когда учащиеся уже находятся на стадии повторения или закрепления материала. Учащиеся записывают номер слова, а само слово не записывают, только гласную в корне. Когда работа проделана, с помощью экрана, на котором выведены правильные ответы, учащиеся занимаются самопроверкой. Самопроверка необходима для развития орфографической зоркости, и эту работу нельзя не проводить.
При наличии в классе компьютера у каждого учащегося возможности использования таких технологий возрастают во много раз. Учащийся выполняет задание на компьютере, а учитель помогает, подсказывает, выступает в качестве консультанта. Это развивает самостоятельность учащихся и даёт возможность использовать задания с учётом индивидуальной подготовки ребёнка, проводить дифференцированную работу.
Конечно, у каждого учителя есть свои наработки по изучению данной темы, есть учебник, в котором много интересных заданий, различные пособия. В данной статье показана лишь малая часть тех приёмов, которые помогут учащимся лучше усвоить тему “Безударные гласные в корне, проверяемые ударением”.